Официальный сайт
Демократической партии «Ак жол»
Депутатские запросы

13 декабря 2017

«Ак жол» ставит вопрос о сбалансированности монетарных и макроэкономических подходов в экономической политике Правительства и Нацбанка

Оглашен 13.12.2017г.

 

                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                         Премьер-Министру
                                                                                                                         Республики Казахстан

                                                                                                                         Сагинтаеву Б.А.
                                                                                  

                                                                                                                                                                            
                                                                                                                         Председателю Нацбанка
                                                                                                                         Республики Казахстан
                                                                                                                         Акишеву Д.Т.

 

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Уважаемый Данияр Талгатович!

Денежно-кредитная политика Национального банка РК должна способствовать устойчивым темпам экономического роста путем обеспечения низкого и предсказуемого уровня инфляции.

В Основных направлениях денежно-кредитной политики Нацбанка на 2018 г. указано, что в текущем году денежный рынок функционировал в условиях структурного профицита ликвидности. Ведь только по программе финансового оздоровления банкам уже выделено 1,2 трлн тенге.

Однако, в заключении Счетного комитета по оценке проекта республиканского бюджета на 2018-2020 гг. говорится, что качество ссудного портфеля не улучшается, а займы с просроченной задолженностью свыше 90 дней на 1 июля 2017 года, по сравнению с началом года, увеличились до 10,7%. И все это на фоне устойчивого снижения объемов кредитования к ВВП с 32,1% в 2012гг. до 27,1% в 2016г.

Парадоксально, но только розничные, малообеспеченные, т.е. более рискованные и дорогие кредиты показывают положительную динамику.

По данным Нацбанка, доля таких займов с просрочкой платежа более 90 дней сократилась с начала 2017 г. на 0,5%, тогда как доля корпоративных кредитов с просрочкой платежа выросла почти на 4%.

Заместитель председателя НБ РК Олег Смоляков дал этим фактам такое объяснение: «Отдельными банками широко практикуется предоставление льготных займов лицам, с точки зрения закона прямо не имеющим признаков связанности, но косвенно связанным с акционерами или должностными лицами банка. Возврат подобных займов находится под риском» (https://www.banker.kz/news/why-banks-stopped-lending-to-the-economy-of-kazakh/).

По этой и целому ряду иных причин кредитовать экономику Казахстана банки не готовы. В свою очередь, Нацбанк в целях ограничения инфляционных рисков проводит операции по связыванию избыточной ликвидности, преимущественно путём выпуска краткосрочных нот, объём которых за 10 месяцев 2017 года увеличился на 12,8%, и в конце октября составил 2,8 трлн. тенге.И это несмотря на то, что по состоянию на 1 января 2017 года инвестиции БВУ в государственные ценные бумаги уже составляли почти 2,5 трлн. тенге.

 

Сформирована довольно странная финансовая модель, в рамках которой банки фондируются из республиканского бюджета, ЕНПФ, Нацфонда с целью повышения их ликвидности и одновременно государством эмитируются ценные бумаги с целью нейтрализации этой же ликвидности.

Это какой-то парадокс: государство финансирует банки и само же занимает у них собственные деньги, при том, что непосредственно в экономику эти деньги так и не поступают!

В результате, мнимые финансовые показатели растут, но реально добавленной стоимости в стране не создаётся, что производит эффект «пузыря» и, в свою очередь, становится фактором инфляционного давления и нестабильности курса национальной валюты.

 

Всё это крайне тревожные тенденции, заставляющие ставить вопрос о сбалансированности монетарных и макроэкономических подходов в экономической политике Правительства и Нацбанка.

 

Полагаем, что для решения обозначенной проблемы и создания целенаправленного перетока ликвидности в реальную экономику Главой государства созданы и другие, более адекватные и системные инструменты.

Так, благодаря появлению Международного финансового центра Астана, сегодня сформирована возможность для альтернативного, небанковского инвестирования МСБ в рамках МФЦА с использованием передовых информационных технологий.

Сегодня очень важна переориентация казахстанских банков на инвестирование не только в государственные ценные бумаги, но и в ценные бумаги МСБ, что в свою очередь потребует разработки целого комплекса новых регуляторных мер в отношении БВУ и качественных изменений в кредитной политике.

В этой связи, просим Вас, поручить уполномоченным органам и квазигосударственным финансовым институтам разработать механизмы фондового инвестирования МСБ в периметре МФЦА. 

 

С уважением,

депутаты фракции ДПК «Ак жол»

            Ответ  руководителя канцелярии Премьер-министра РК

 
           Ответ председателя национального банка РК

 
           Ответ Премьер-Министр РК

Лента новостей

Видео

18 октября 2018
"Qazaqstan" ұлттық арнасы. 17.10.2018. Елбасы Жолдауы - Басты Назарда! Азат Перуашев: Қазақстан осы уақытта өз азаматтарына барынша жайлы жағдай жасауға тырысып жатыр.

Архив новостей

2011

2012

2013

2014

2015

2016

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс