Официальный сайт
Демократической партии «Ак жол»
Выступления

18 апреля 2018

Выступление А. Перуашева в ходе обсуждения изменений и дополнений в республиканский бюджет на 2018-2020 годы

18 апреля 2018 года

 

Уважаемые коллеги!

Фракция ДПК «Ак жол» поддерживает предложенные корректировки бюджета, направленные на реализацию посланий Главы государства и пяти новых социальных инициатив.  

Особо позитивным моментом является тот факт, что в связи с улучшением ситуации на сырьевых рынках и прогноза роста цен на нефть, появилась возможность поступательного восполнения Национального фонда.

                

Также нужно отметить как позитивный факт, что правительство воздержалось от дополнительных запросов в Нацфонд, оперируя текущими возможностями экономики.

В предыдущие годы наша фракция неоднократно критиковала увлечение правительства трансфертами из Нацфонда, когда изъятия на различные цели уже превышали инвестиционный доход и посягали на накопительную часть Фонда.

Поэтому сегодня фракция «Ак жол» однозначно приветствует переход к более рачительному использованию средств Нацфонда, как и рост его поступлений.

Эти деньги принадлежат не нам, а будущим поколениям казахстанцев; и наша задача – не проедать, а приумножать Национальный фонд.

Непонятно лишь, почему для восприятия этой простой истины потребовалось столько времени.

Нужно особо подчеркнуть выделение средств на реализацию 5 социальных инициатив Главы государства, которые должны быть направлены на решение ряда приоритетных общественных запросов.

Обсуждение этих инициатив с населением в ходе недавних выездов депутатов в регионы показало острую востребованность поднятых Президентом подходов, их актуальность для огромного числа наших сограждан.

Наша фракция готова поддержать эти статьи бюджета.

Вместе с тем, полагаем, что в ряде случаев операторам бюджетных программ следует более скрупулезно подойти к реализации заявленных задач, и особенно – постановке критериев их исполнения.

Некоторые ответы министров на вопросы наших коллег вместо ясности породили новые сомнения. Это касается и непонятных социологических исследований на миллиардные суммы в министерстве образования, и качества космических снимков для аграрников, и т.д.

Например, были затронуты расходы на привлечение инвестиций по подпрограмме 100 «Содействие привлечению инвестиций в Республику Казахстан» программы 204 «Создание условий для привлечения инвестиций».

По ней предусмотрено выделение свыше 1,1 млрд. тенге на содержание 3-х представителей и 3-х ассистентов национального оператора по привлечению инвестиций за рубежом (ОАЭ, Великобритания, США), продвижение Казахстанского инвестиционного форума 2018 года, оказание консультационных услуг по привлечению иностранных инвестиций, оказание услуг по поиску инвесторов и т.д.

Между тем, согласно данным того же АО НК KAZAKH INVEST «в разрезе стран наибольший объем инвестиций приходится на Китай – $26,9 млрд. (61 проект), ОАЭ – $2,8 млрд. (8 проектов), Россию – $2,6 млрд. (26 проектов), Турцию – $945 млн. (20 проектов), Германию – $518 млн. (8 проектов), Великобританию – $1,6 млрд. (7 проектов) и Швейцарию – $526 млн. (6 проектов)».

Почему же из этого списка выбраны не расширение активности в Китае (откуда пришли 61 инвестор), России (26), или Турции (20),  а именно Дубаи (8 проектов), Лондон (7) и Нью-Йорк (вообще нет в списке активных инвесторов РК)?

Возможно, представителям государственной  компании удобно жить и работать в этих достойных городах, но думается, что при выборе представительств нужно исходить из реальной инвестиционной активности партнёров, а не только субъективных пожеланий.

По информации АО «НК «KAZAKH INVEST», его зарубежные представители, цитирую: «проводят работу по привлечению инвесторов… Проживая в соответствующей стране, имеют полное представление о местных особенностях ведениях бизнеса,… имеют широкую сеть деловых связей из числа компаний, представленных в международных рейтингах Fortune и Forbes. Функционал представителей... является самостоятельным инструментом по усилению мер по привлечению прямых иностранных инвестиций».

Всё очень красиво и правильно написано.

Но при этом, Ключевыми индикаторами, по которым оценивается выполнение поставленных целей представителей, обознчены следующие:

- первые встречи с инвесторами (не менее 10 за год),

- дальнейшее развитие контактов (не менее 10 за год),

- организация и активное участие в бизнес мероприятиях,

- визиты потенциальных инвесторов в Казахстан (не менее двух в год),

- подписание документов с потенциальными инвесторами (не менее 2 за год).

Как-то это неубедительно, на фоне заявленных глобальных планов. Думаю, чтобы из 220 рабочих дней в году 20 раз встретиться с бизнесменами, да ещё за госсчёт – не требуется каких-то невероятных усилий.

Неудивительно, что эти индикаторы успешно перевыполняются представителями в десятки раз.

Но при этом ни слова о том, какие суммы реальных инвестиций должны привлечь эти представители в нашу страну, или хотя бы сколько проектов с участием их инвесторов должно быть действительно запущено в Казахстане?

Фракция «Ак жол» считает, что такое сопоставление просто необходимо, и как минимум, поступления инвестиций призваны перекрывать расходы на содержание таких представительств и их мероприятий.

Но предъявляемые требования должны быть аутентичны поставленным задачам.

Такого рода замечания о несовпадении заявляемых целей и критериев их достижения можно привести и по ряду других министерств.

Другая характерная проблема: финансирование программ не по фактическим затратам, а со значительным заделом под ожидаемые расходы.

Например, в ходе дискуссии была затронута тема перераспределения расходов на сумму 13 млрд.тг с бюджетной программы 217 (финансирования проектов Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 г.) - на бюджетную программу 241 (Кредитование АО «БРК-Лизинг» по реализации в лизинг автобусов, тракторов и комбайнов в рамках поддержки отечественных производителей).

То есть предлагается перенаправить указанные средства с ГПИИР на поддержку и развитие действующих предприятий, обеспечить их загрузку и параллельно произвести обновление автобусного парка и сельхозтехники, что также повлечёт стимулирование сферы услуг и АПК.

Это правильный и своевременный шаг. В стране необходимо обновление изношенного парка автобусов в количестве 6,5 тысяч единиц, при том, что имеются 3 предприятия по производству автобусов различных категорий с общей производственной мощностью до 3 тысяч автобусов в год, которые загружены лишь на 20% от производственной мощности.

Аналогичная ситуация по сельскохозяйственной технике, где доля тракторов, вышедших за сроки эксплуатации (старше 17 лет) составляет две трети, комбайнов – около половины.

И при этом имеющиеся в Казахстане производители тракторов и комбайнов загружены всего на треть от производственной мощности.

Учитывая эту ситуацию, фракция «Ак жол» поддерживает этот новый и учитывающий реальную ситуацию подход, при котором упор сделан не только на открытие новых предприятий, часть которых потом так и не выходит на проектную мощность.

В политику индустриализации должна включаться и последующая поддержка, загрузка созданных предприятий, конечно, если их продукция востребована на рынке и соответствует требованиям цены и качества.

Это более гибкая и адекватная динамике развития позиция. Но тогда нужно обусловить такую поддержку обязательствами предприятий по инвестированию доходов в модернизацию и локализацию производства. Надеемся, что так и будет.

Поэтому решение о перенаправлении средств вопросов не вызывает. Вызывает вопросы то, каким образом образовался резерв в финансировании ГПИИР?

По состоянию на 1 марта текущего года было одобрено 5 проектов на сумму освоения в рамках ГПИИР – 130,7 млрд. тенге, но из предусмотренных средствна проекты ГПИИР осуществлено финансирование только 3 проектов на сумму 66,8 млрд. тенге. Не освоено 88,2 млрд. тенге.

Получается, средства на финансирование выделялись не по фактической потребности, а с запасом, так сказать, на вырост.

А потом мы удивляемся, откуда у госпредприятий излишки средств в банках, когда мы спорим с правительством за каждую копейку.  

Считаем, что пора уже перейти к практике фондирования, строго исходя из реального портфеля проектов, а резервные средства закладывать не 100%-ным авансом, а исходя из определённых нормативов. Это позволило бы и более рачительно обращаться с бюджетными средствами, и сократить соблазны и злоупотребления в их использовании в промежуточный период.

Исходя из состоявшегося обсуждения, фракция «Ак жол» поддерживает рассматриваемый законопроект с учётом  высказанных нами и нашими коллегами замечаний.

Благодарю за внимание.


Видео

19 апреля 2019
"Ак жол" против соглашения ЕАЭС

Архив новостей

2011

2012

2013

2014

2015

2016

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс