Официальный сайт
Демократической партии «Ак жол»
Выступления

03 октября 2018

Выступление Азата Перуашева по обсуждению законопроекта о госзакупках и закупках в квазигосударственном секторе

Уважаемые коллеги.

Я хотел бы акцентировать внимание на проблеме, которую затронул Нурлан Зайролаевич, а именно – поддержке отечественного бизнеса. Нам сейчас уважаемый министр финансов сказал, что законопроект направлен и на эту задачу, но такая оценка вызывает сомнения.

          

Поясню почему. Дело в том, что в 2013 году в законе «О государственных закупках» были исключены существовавшие ранее преференции для отечественных производителей и исключены даже сами понятия «отечественный производитель» и «казахстанское содержание».

 Тогда эти инициативы Правительства подверглись критике депутатов фракции «Ак жол». Однако Министерство финансов в официальном письме от 4 декабря 2013 года заверило, что проблема будет решена через закон «О закупках», регулирующий предприятия квазигосударственного сектора, объемы рынка которого в 5-7 раз превосходят рынок госзакупок.

В принципе, именно так поступают и наши соседи по ЕАЭС, разделяя государственные закупки, где согласно Договора о ЕАЭС должны предоставляться равные условия; и закупки госпредприятий, где допускается приоритет местных производителей.

Однако все дальнейшие обращения фракции «Ак жол» в правительство (это шесть депутатских запросов) о разработке закона для закупок квазигоссектора – остались безуспешными, вопреки обещаниям Минфина.

И вот теперь у нас на руках документ, где правительство предлагает не преференции для отечественных производителей в закупках нацкомпаний, а напротив – распространить на квазигоссектор подходы госзакупок, включая отказ от поддержки казахстанского бизнеса!

Да, законопроект облегчает некоторые процедуры, делает их более прозрачными и единообразными. Это большой шаг вперёд.

Но в чью сторону этот  шаг?

Хотел бы напомнить, что сегодня, в силу объективных причин рынок госзакупок и закупок квазигоссектора – нередко выступает единственной возможностью обеспечить устойчивое положение отечественных предприятий.

Фракция «Ак жол» считает, что государственный сектор экономики должен рассматриваться именно в свете национальных экономических интересов, а его ресурсы – направляться на товарооборот отечественных производителей.

К сожалению, практика показывает, что такой подход не находит поддержки на уровне исполнителей, которым «интереснее» под разными предлогами закупать продукцию у зарубежных поставщиков. Нередко тем самым государственные, по сути, средства выводятся в оффшорные зоны и теряются для национальной экономики.

При этом обоснованность выплаченных сумм и расценок как правило остаётся на втором плане, создавая тем самым широкий простор для коррупции.

В этой связи можно напомнить о депутатском запросе фракции «Ак жол» от 29 ноября прошлого года, когда было выявлено, а в марте т.г. официально подтверждено, что 13 региональных департаментов МВД «по случайному совпадению» закупили дорожные скоростемеры у одного и того же поставщика, владельцем которого оказалась оффшорная компания на Кипре. При этом, проверка выявила финансовые нарушения на сумму 730 млн.тг.

Правда, уважаемый Алихан Асханович в презентации отметил, что законопроект предусматривает запрет оффшорным компаниям на участие в госзакупках, но мы такой прямой нормы в документе не обнаружили. Поэтому фракция «Ак жол» внесла соответствующую поправку, которую только теперь обсуждает рабочая группа.

В июле мы получили ответ Генерального прокурора на другой запрос фракции «Ак жол», где были подтверждены нарушения процедур закупок отделом финансов Усть-Каменогорска, но уже на сумму 9 млрд. 600 млн тг. Как сообщают предприниматели, все значимые закупки этим отделом проводятся методом «из одного источника», а конкуренты заранее отстраняются.

Примечательно, что компания-победитель, ссылаясь на решение межрайонного экономического суда, на днях разослала в СМИ, сообщившие об этом факте, письма с угрозами привлечь к ответственности за клевету и публикацию «закрытых» сведений, т.е. о суммах этих сделок, которые и генпрокурор, и журналисты посчитали коррупциогенными. Т.е., их поймали за руку – а они ещё и угрожают тем, кто их поймал!

И такие примеры можно приводить до бесконечности.

В этой связи депутатами фракции внесено два десятка (!) предложений в обсуждамый законопроект, в интересах отечественных производителей.

Причём, мы предложили три различных варианта поддержки отечественного бизнеса – от прямых преференций, введения условных ценовых скидок и до приоритета национальных стандартов.

Сейчас спикер уже обратил внимание Минфина на этот парадокс: заявляется, что законопроект в поддержку национального бизнеса – и тут же исключают ранее имевшуюся в законе о госзакупках норму о приоритете национальных стандартов, и заменяют их «критериями» на усмотрение организатора торгов.

Какие такие «другие» критерии? Тендера проводятся по соотношению цены и качества, требования качества задаются в национальных стандартах, цену определяют торги. Никаких других критериев быть не должно, иначе это приводит к описанию конкретных поставщиков. Но мы ведь как раз от этого хотим уйти, от коррупции и недобросовестной конкуренции? Значит применение национальных стандартов в закупках напротив, нужно расширять, а не отменять.

Вообще, настораживает отношение госорганов при обсуждении в рабочей группе, когда вместо ясной позиции они направили все поправки депутатов «Ак жола» на заключение  Правительства. Эти поправки не касаются бюджета, более того, они увеличивают финансирование национальной экономики. С чего вдруг Правительство решило их «контролировать»? Это прямое нарушение Регламента Мажилиса. И мы уже заранее знаем, что оно их не пропустит.

Слушайте, мы предложили три варианта, выбирайте любой из них, или предложите свою поддержку казахстанским предприятиям.

И сами ничего не предлагаете, и вяжете руки депутатам, ссылаясь на Евразийский союз. А в это же время в России действует Федеральный закон, где прямо прописан приоритет товаров российского происхождения, и с 1 сентября прошлого года вступило в силу ещё и постановление правительства РФ "О приоритете товаров российского происхождения".

В странах ЕАЭС используются и другие меры поддержки местного бизнеса – например, через закон «О малом и среднем бизнесе». Но на предложение нашей фракции ввести аналогичные меры – Правительство уже дважды отвечало отказом.

Конечно, нужно приветствовать предложенное в проекте право Правительства на изъятие из национального режима поставщиков из стран ЕАЭС в отдельных случаях. Но право – это только возможность. Мы же настаиваем, что поддержка казахстанских предприятий в закупках квазигоссектора должна быть не только правом, но и обязанностью Правительства.

Я в который раз напомню поручение Главы государства, данное им в 2012 году, цитирую: «Сейчас важно пересмотреть всю систему поддержки казахстанского содержания, особенно в обрабатывающей промышленности, аграрном комплексе, малоконкурентных отраслях. Все страны мира поддерживают своего производителя. Этот опыт важен для нас… Поручаю правительству совместно с Фондом «Самрук-Қазына» проанализировать мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанских товаропроизводителей», - сказал тогда Нурсултан Абишевич.

И как же мы выполняем это поручение? А тем, что в 2013 году вообще выбросили из закона «О государственных закупках» понятия казахстанского содержания и отечественного производителя.

Напомню, тогда фракция «Ак жол» 9 раз оказывалась в меньшинстве при голосовании на пленарном заседании.

А теперь эти же подходы предлагается распространить не только на госзакупки, но и на национальные компании и госпредприятия.

Да, в законопроекте есть целый ряд прогрессивных норм, которые делают процедуры закупок прозрачнее, сужают манёвр для коррупции и злоупотреблений, и поэтому их можно и нужно поддержать.

Но при этом опять предлагается ввести перечни, порталы для допуска на закупки, да ещё и на платной основе. То-есть, сажаем на шею предпринимателям ещё каких-то паразитов и называем это «облегчением для бизнеса».

Фракция «Ак жол» продолжит настаивать на введении прямых мер в поддержку национальной экономики, чтобы от нововведений выигрывали прежде всего казахстанские предприятия.

Этого требуем не только мы, но и сама ситуация. Позволю себе в заключение привести слова Президента из прошлогоднего Послания «Третья модернизация Казахстана – глобальная конкурентоспособность», цитирую: «Необходимо обеспечить защиту и продвижение национальных экономических интересов в рамках международного сотрудничества. Это касается прежде всего работы внутри ЕАЭС» – цитата окончена.

Спасибо за внимание.

 

 


Видео

18 апреля 2019
Перуашев жёстко раскритиковал чиновников за подлоги в законах Вчерашнее заседание Мажилиса

Архив новостей

2011

2012

2013

2014

2015

2016

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс