Официальный сайт
Демократической партии «Ак жол»
Выступления

31 октября 2018

Выступление А.Перуашева в ходе обсуждения республиканского бюджета на 2019-2021 годы

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич, уважаемые коллеги.

Согласно правительственным прогнозам, запланированный рост доходов бюджета (без учета трансфертов) до 10,7 трлн.тг в 2021 году, в первую очередь, связывается с увеличением налоговых поступлений, доля которых в доходах государственного бюджета возрастет до 98,2%. Неналоговые поступления, напротив, будут сокращаться до менее чем полутора %.

            

Очевидно, что если налоги служат фактически единственным источником бюджета, то налоговая политика должна стать ведущей и в формировании экономической политики государства на планируемый период.

В частности, было бы логичным в реализацию этих планов ожидать меры по расширению налогооблагаемой базы, что прямо связано с повышением оборотов и доходности предприятий, использованием не только фискальной, но и стимулирующей роли налогов, а также с вовлечением новых субъектов предпринимательства.

Однако, в рассматриваемом бюджете не прослеживается подобной направленности. Более того, продолжает делаться ставка на наращивание налоговых поступлений за счёт ужесточения налогового администрирования, усиления прессинга и применение исключительно административных рычагов к уже действующему бизнесу.

Такое мнение фракции «Ак жол» подтверждают и выводы Счетного комитета в Заключении к проекту Закона.

Неудивительно, что данные по отдельным видам налогов в законопроекте выглядят весьма парадоксально. Так, запланирован впечатляющий рост сразу на 35,4% по налогу на добавленную стоимость на произведенные товары. При этом увеличение поступлений ожидается за счет модернизации экономики, улучшения администрирования и, обратите внимание - уменьшения сумм возврата по НДС.

В 2019 г. планируется, при поступлениях НДС возврат уменьшить до 526 млрд.тг., а в 2021г. увеличить этот разрыв, в результате уплаченный НДС должен достигнуть 1 687 млрд.тг., а возвращенный - 506 млрд.тг.

Между тем, в 2017 г. при объеме поступлений НДС в размере 647 млрд.тг., возврат составил 612 млрд.тг.

Однако, возврат НДС возникнет у налогоплательщика только при одновременном наличии оборотов, облагаемых по общеустановленной и нулевой ставке, а это предприятия, ведущие экспорт продукции.

Поэтому сократить возврат по НДС возможно только если будет сокращаться экспортная деятельность.

Но это в корне противоречит политике глобальной конкурентоспособности Казахстана, проводимой Президентом. В Послании от 5 октября четко сказано, что «Правительству необходимо сфокусироваться на поддержке экспортеров в обрабатывающем секторе.

Наша торговая политика должна перестать быть инертной. Необходимо придать ей энергичный характер с целью эффективного продвижения наших товаров на региональных и мировых рынках.» - цитата окончена.

Другой возможный путь достижения заявленных показателей -  простой невозврат зачетной части НДС под тем или иным административным предлогом, т.е. фактическое двойное налогообложение.

И последний вариант представляется наиболее вероятным сценарием, с учётом отмеченного выше отсутствия в представленном бюджете реальных механизмов по расширению налогооблагаемой базы.

В результате возникает реальная угроза решения прогнозных показателей по сбору налогов за счет дополнительного налогообложения добросовестных предпринимателей. Ярким примером может служить ситуация применения нулевой ставки на территории СЭЗ, когда в результате законодательной неурегулированности порядка налогообложения и противоречивости действующих норм, налоговыми органами исключается право налогоплательщиков на зачет НДС при полной его оплате по приобретенным товарам и услугам по ставке 12%.

Отметим, что фракция «Ак жол» 13 июня т.г. направила депутатский запрос Правительству о том, что в результате таких действий фискальных органов в одной только СЭЗ «Астана - новый город» оказались на грани остановки 18 новейших предприятий, которым к ранее уплаченным 16 млрд.тг. доначислили еще 4 млрд.

В своём ответе Премьер-Министр Республики сообщил нам, что «в настоящее время в рамках законопроекта, связанного с налогообложением СЭЗ, государственными органами рассматривается предложение депутатов о предоставлении возможности участникам СЭЗ относить суммы НДС по таким товарам в зачет».

Но вместо обещанных изменений мы видим лишь продолжение однобокой налоговой политики.

В связи с вышеизложенным, представляется крайне неоднозначным прогнозировать комплексный эффект выбранного подхода и его соответствие поручениям Главы государства о дальнейшем стимулировании производительной экономики, включающей как насыщение внутреннего потребительского рынка, так и поддержку экспортных предприятий. О какой поддержке, каком инвестиционном климате можно говорить, когда бизнес сталкивается с двойным налогообложением? Кто к нам придёт на таких условиях, кого наши чиновники обманывают красивыми посулами?

Для снятия этих вопросов и неясностей, ДПК «Ак жол» предлагает изменить подходы к прогнозированию налоговых поступлений.

Для этого в Прогнозе социально-экономического развития к проекту республиканского бюджета считаем необходимым:

Во-первых, предоставлять информацию о прогнозируемых параметрах изменения налогооблагаемой базы.

Во-вторых, рассматривать удельный вес налоговых поступлений в разрезе отраслей и сфер деятельности с целью оптимального распределения налоговой нагрузки.

В-третьих, ввести систему индикаторов, обеспечивающих оценку эффективности самой налоговой системы в целом, и отдельных видов налогов, прежде всего, - КПН и НДС, определяемые как отношение понесенных государством административных расходов к фактическим налоговым поступлениям.

5 июня фракция «Ак жол» уже приводила примеры, когда день работы налогового инспектора приносит в казну 2 тысячи тенге или 40-45 тыс. в месяц, при зарплате самого инспектора в 2-3 раза выше. Чем содержать таких фискалов, их проще уволить – и бизнесу спокойнее, и бюджету экономия.

По проекту бюджета должно быть понятно, насколько налоговая система способствует экономическому росту и покрывает расходы государства, включая обеспечение качества жизни казахстанцев.

Повторюсь, это требование фракции «Ак жол» исходит из того факта, что более 98% доходов бюджета покрываются именно налоговыми поступлениями. 

В своем Послании Президент напомнил, что «…мы приступили к Третьей модернизации страны. Ее главная задача – сформировать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность Казахстана.»

Однако, ряд моментов, демонстрируемых рассматриваемым бюджетом, может осложнить достижение этих целей.

Например, в результате реализации бюджетной подпрограммы 105 «Целевые текущие трансферты областным бюджетам… на субсидирование процентной ставки … по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса» количество участвующих субъектов составит в 2019 г. – 189, 2020 г. – 170, 2021 г. – 165. Разве лишь столько крестьянских и фермерских хозяйств нуждается в финансовом оздоровлении? Указанные показатели некритичны не только для отрасли АПК в целом, но даже для ситуации в отдельно взятых регионах. И подобные примеры можно привести практически по всем программам поддержки МСБ.

Второе – в бюджете сохраняется преобладание «точечной» помощи инвесторам и рассеивание мер поддержки, что серьезно снижает их эффективность.

Так, для создания производственной инфраструктуры в рамках программы «Дорожной карты бизнеса 2020», до 70% средств будут предоставлены отдельным субъектам, и только 30% направлены на инфраструктуру индустриальных зон в двух регионах. Здесь очевидна необходимость смещения приоритетов в сторону инвестирования системообразующих мероприятий.

Третье - сегодня все большее значение приобретают крупные инвестиционные проекты с участием государства. Только в рамках холдинга «Байтерек» сейчас реализуется 35 таких проектов.

По нашему мнению, обязательной частью процедуры обоснования и принятия таких инвестиционных решений должно стать не просто технико-экономическое обоснование, а оценка мультипликативного эффекта каждого отдельно взятого проекта.

В этой связи, наша фракция возлагает определённые ожидания на будущую деятельность Фонда прямых инвестиций, создание которого поручил Глава государства в нынешнем Послании.

Считаем, что одной из задач Фонда должна стать ревизия всех нынешних инвестпроектов и институтов развития, и приведение этой работы в единую, налаженную систему.

Неотъемлемой составляющей оценки мультипликативного эффекта инвестиционного проекта должна стать оценка его социального воздействия в виде качества «человеческого капитала», и прироста доходов населения.

В целом, интегральная оценка бюджета наряду с непосредственным приростом ВВП, должна включать прогноз дополнительных налоговых поступлений за счёт расширения налогооблагаемой базы, динамики оборотов и доходов предприятий, роста количества активных налогоплательщиков; а также увеличения объёмов экспорта, плюс – эффекта импортозамещения на внутреннем рынке.

В связи с тем, что рассматриваемый бюджет связан с решением глобальных задач, поставленных Президентом Казахстана, ориентированных на повышение качества жизни граждан нашей страны, а также реализацией мер дополнительной поддержки бизнеса обрабатывающей промышленности и не-сырьевого сектора, фракция ДПК «Ак жол», с учетом высказанных замечаний, считает возможным поддержать законопроект «О республиканском бюджете на 2019-2021гг.»


Видео

25 апреля 2019
Телеканал «Хабар 24». Дания Еспаева будет баллотироваться в президенты от партии «Ақ жол»

Архив новостей

2011

2012

2013

2014

2015

2016

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс