«Ак жол» просит Генпрокуратуру дать правовую оценку действиям МОН РК о повсеместном внедрении системы «Күнделік» без учёта технической неготовности 31% школ

» Депутатские запросы » «Ак жол» просит Генпрокуратуру дать правовую оценку действиям МОН РК о повсеместном внедрении системы «Күнделік» без учёта технической неготовности 31% школ

13.11.2019, 12:44

Генеральному прокурору

Республики Казахстан

Нурдаулетову Г.Д.

Уважаемый Гизат Дауренбекович!

Фракция ДПК «Ак жол» обращается к Вам по вопросу, который напрямую затрагивает интересы неограниченного круга лиц, включая 2,8 миллиона школьников, их родителей и около полумиллиона педагогов.

Речь идёт об особенностях функционирования автоматизированной информационной системы «Күнделік» в школах страны, которое вызывает сомнения в соответствии нормам закона и права.

  1. На сайте программы АИС «Күнделік» постоянно ведётся коммерческая реклама различных товаров и услуг. Просим проверить, насколько допустимо размещение коммерческой рекламы на ресурсе, обязательном для использования в ходе образовательного процесса в государственных школьных учреждениях?

С нашей точки зрения, такое сочетание недопустимо как исходя из статуса АИС, так и с точки зрения манипулирования неокрепшим детским сознанием, рисков формирования у школьников потребительской психологии и шаблонов поведения. 

 Как минимум, содержание такой рекламы должно соответствовать государственным подходам в области воспитания детей и правовой культуры, и уж никак не религиозную рекламу или службу доставки товаров в тюрьмы и СИЗО, о которых сообщалось в СМИ.

  • Как сообщают родители школьников, на указанном сайте оператором введена плата за доступ к важной информации, имеющей прямое отношение к образовательному процессу – например, мобильные приложения, содержащие данные обратной связи с учителем (словесные оценки и замечания о ходе обучения конкретного ученика); данные об успеваемости (рейтинг оценок школьника) и т.д.

Между тем, ст.30 Конституции Республики гарантирует гражданам бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. 

Именно в соответствии с этой нормой в школах запрещены поборы на любые виды расходов, даже не относящиеся к учебному процессу. Но почему-то в крайне важном элементе обучения, каковым является дневник и без которого учебный процесс невозможно представить, введена оплата в пользу частной компании.

В этой связи просим проверить соответствие данной практики оплаты за пользование некоторыми функциями АИС «Күнделік» указанной норме Конституции Республики о бесплатном среднем образовании. 

  • Оператором АИС была определена частная компания ТОО «Күнделік» с иностранным (российским) участием. Между тем, в данной системе сосредоточены персональные данные и полная информация о ходе учёбы всех школьников Казахстана.

По нашему мнению, этот пласт информации подлежит максимальной защите и не может передаваться в управление частной компании, да ещё с иностранным участием.

Просим проверить, насколько сложившаяся ситуация соответствует законодательству в области защите персональных данных юных казахстанских граждан.

  • Вызывает вопросы и сам подбор оператора АИС в лице ТОО «Күнделік», спешно образованного под данный проект в марте 2016 года с участием российского ООО «Дневник.ру» и по непонятным мотивам поддержанного прежним руководством Министерства образования и науки РК.

В партию «Ак жол» обращались казахстанские разработчики аналогичных IT-продуктов, не согласные с выбором в пользу ТОО “Күнделік”. В нарушение «Правил планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства», утвержденных Министерством национальной экономики (от 25 ноября 2015 года № 725), была проигнорирована заявка на участие в конкурсе казахстанского подрядчика, успешно внедрившего аналогичный продукт в школах страны с 2010 года.

В ответе на наш соответствующий депутатский запрос от 11 апреля 2018 года, бывший Министр образования, сослался на отсутствие у второго участника «Концепции проекта государственно-частного партнерства», что якобы нарушает п. 134 Правил.

Вместе с тем, в указанном пункте Правил отсутствует требование наличия Концепции, т.е. доводы министра не соответствуют действительности.  

Рекомендации Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен», от 4 марта 2017 года, о проведения повторного конкурса, также не возымели действия.

Депутаты фракции «Ак жол», как партия предпринимателей, уверены, что такие проекты должны реализовываться с соблюдением рыночных процедур и на основе честной и справедливой конкуренции.

В этой связи просим проверить обоснованность и законность определения оператора АИС в лице ТОО «Күнделік» в обход требований справедливой конкуренции, а также:

5. Провести проверку правомерности привлечения ТОО «Күнделік» к реализации проекта «Единый электронный дневник» и допуска его к работе с персональными данными граждан Республики Казахстан;

6. Провести проверку правомерности размещения компании с иностранным участием своих IT-продуктов на ресурсах организации, 100% которой принадлежит государству, и которая обеспечивает информационную безопасность государственных органов;

7. Установить в какую сумму ежегодно обходится размещение автоматизированной информационной системы «Күнделік» на ресурсах АО «Национальные информационные технологии» и кто является плательщиком;

8. Дать правовую оценку действиям Министерства образования и науки Республики Казахстан о повсеместном внедрении в средних общеобразовательных заведениях автоматизированной информационной системы «Күнделік», без учёта технической неготовности 31% школ, что повлекло психологический стресс и моральные страдания для тысяч педагогов и родителей.

С уважением,

депутаты фракции ДПК «Ак жол»