19
Февраля

«Ак жол» просит минфин приостановить подачу в суды исков по признанию сделок недействительными до выработки объективных критериев фиктивности сделок

19 февраля 2020 года, пресс-служба Демократической партии Казахстана «Ак жол»

«Ак жол» просит минфин приостановить подачу в суды исков по признанию сделок недействительными до выработки объективных критериев фиктивности сделок – об этом заявил Ерлан Барлыбаев в депутатском запросе фракции. Текст приводится ниже.

Первому заместителю

Премьер-Министра РК

Смаилову А.А.

Генеральному прокурору РК

Нурдаулетову Г.Д.

Уважаемый Алихан Асханович!

Уважаемый Гизат Дауренбекович!

В Демократическую партию Казахстана «Ак жол» с каждым днём обращается всё больше предпринимателей из разных регионов страны, подвергшихся необоснованным санкциям по признанию сделок недействительными. Суммы доначислений доходят от нескольких миллионов до нескольких миллиардов тенге, которые способны не только подорвать деятельность предприятий, но и привести к их полному банкротству.

В этой связи 12 февраля т.г. состоялось расширенное заседание фракции ДПК «Ак жол», в котором приняли участие представители верховного суда, генпрокуратуры, миннацэкономики, комитета госдоходов, НПП и более 100 предпринимателей, включая видеосвязь из Костаная, Актау, Алматы, Петропавловска, Караганды, Шымкента и т.д.

 По данным из регионов, количество судебных исков налоговиков по признанию сделок недействительными за последние три года выросло в 9 раз (!) и сегодня уже исчисляется тысячами. И этот вал продолжает разрастаться.

При этом, случаи, когда суды приняли бы сторону предпринимателя по таким спорам, составляют менее одного процента! Для сравнения: когда споры рассматривает Апелляционная комиссия  самого Минфина, то она в каждом третьем случае поддерживает бизнес (32%) (https://time.kz/news/economics/2020/01/16/minfin-otmenil-v-2019-godu-rezultaty-treti-obzhalovannyh-kompaniyami-proverok-na-41-mlrd-tenge).

Состоявшаяся дискуссия показала, что у налоговых органов отсутствует чёткая методика определения фиктивности сделок. Вместо этого, они выискивают случаи, когда у предпринимателя якобы недостаточно активов или работников для выполнения контракта, и повторно доначисляют налоги на их состоятельных контр-агентов.

Как выясняется, такие подходы заложены даже не Налоговым кодексом, а принятым в 2017 году Нормативным постановлением Верховного суда, которым, в целях наполнения бюджета, налоговикам дано право признавать сделки недействительными по собственному усмотрению «недостаточности активов» или численности работников предприятия.

И даже когда предприниматель предъявляет доказательства в виде построенных зданий и дорог, поставленных товаров – налоговики их просто игнорируют.

Но такой подход направлен именно против малого и среднего бизнеса, который в нынешних условиях вынужден снижать расходы, использовать аутсорсинг и привлекать технику или работников под конкретные задачи.

Более того, этот инструмент стал удобным способом для вымогательств с бизнеса, о чём также сообщают предприниматели.

Мы с пониманием относимся к стремлению госорганов пресекать преступные схемы и наказывать мошенников.

Но считаем крайне необходимым защитить добросовестный бизнес, обеспечить рассмотрение экономического характера каждой подобной претензии, как это делается Апелляционной комиссией Минфина, а не только их внешних признаков, определённых Нормативным постановлением Верховного суда.

Незаконным выводом денег занимаются как правило фирмы-однодневки.

Но сегодня под прессинг двойного налогообложения попадают предприятия, успешно работавшие много лет, создававшие добавленную стоимость и рабочие места, исправно выплачивавшие миллионов налогов в бюджет. Приведём только несколько примеров:

- ТОО «Фрак Джет» (Кызылорда) – среднее предприятие, работает 15 лет, обеспечивает работой до 250 человек, ежегодно уплачивает до 650 млн.тг налогов. Суд требует дополнительно взыскать с него 48 млн.тг.

- ТОО «Актау Center Stroy» (Мангыстау) – малое предприятие, работает 11 лет, содержит 30 работников, уплачивает до 60 млн тг налогов в год. Суд требует дополнительно взыскать 679 млн тг, что равносильно разорению малого предприятия.

- ТОО «Караганда Терминал Мунай» - малое предприятие, работает 23 года, 20 рабочих мест, ежегодно уплачивает в бюджет до 18 млн тг. На него налоговики подают иски в 7-ой раз, вопреки постановлениям прокуратуры и истекшему сроку давности.

- ТОО «АБЗ+» (Костанай) -  среднее предприятие, работает 19 лет, содержит до 250 работников. Уплачивает до 900 млн тг. налогов в год. Суд требует дополнительно взыскать 3,5 млрд тг – это неизбежное банкротство налогоплательщика.

- ПК «Аспап» (Караганда) - работает более 30 лет, более 500 занятых, уплачивает около 100 млн.тг налогов в год. Доначислено 94 млн.тг.

-  ТОО «Grand Smithy works» (Караганда) – 9 лет на рынке, 115 занятых, ежегодно уплачивало 160 млн тг налогов. Доначислено 311 млн.тг.

- КГП «Управление парками культуры отдыха и скверами» акимата г.Караганды. более 300 занятых, уплачивает 200 млн.тг налогов в год, доначислено 22 млн.тг., 200 чел отправлены в отпуск без содержания.

И таких примеров достаточно. Ситуация с признанием сделок недействительными грозит повторить антирекорд статьи о «лжепредпринимательстве», от которой пострадало каждое второе предприятие в стране, в форме юридического лица.

Но неужели государству будет выгодно целенаправленное разорение тех, кто обеспечивает работой сотни людей и платит миллионы в казну? А ведь поддержка предпринимательства считается одним из приоритетов политики государства.

В этой связи, фракция Демократической партии Казахстана «Ак жол» просит рассмотреть возможность принятия следующих срочных мер:

1. Поручить Комитету государственных доходов МФ РК и его структурным подразделениям на местах - до выработки объективных критериев фиктивности сделок - приостановить подачу таких исков в судебные органы, либо поручить направлять их на рассмотрение Апелляционной комиссии Минфина;

2. Просим Генеральную прокуратуру изучить возможность внесения протестов в защиту предпринимателей, в порядке надзора по состоявшимся решениям судов, для предметного рассмотрения экономического содержания оспоренных сделок и доначисленных налогов.

Мы также просим Председателя Верховного суда РК возобновить деятельность Рабочей группы по данному вопросу, включив в него обсуждение необходимых изменений в нормативное постановление №4 от 29 июня 2017 года «О судебной практике применения налогового законодательства», в части уточнения методики признания сделок недействительными.

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»