30
Август

Экономика справедливости

«Басқадан кем болмау үшін біз білімді, бай, һәм күшті болуымыз керек. Білімді болу үшін оқу керек. Бай болуға кәсіп керек. Ал күшті болуға бірлік керек».

Ахмет Байтұрсынов

(Чтобы не отстать от других, мы должны быть образованными, богатыми и сильными. Для знаний нужно учиться, чтобы стать богатыми – надо заниматься делом, а основа силы – в нашем единстве)

Для любого государства социальные вопросы имеют приоритетное значение. Общество исходит из того принципиального положения, что конечной целью как биз- неса, так и экономического развития вообще, не может быть просто зарабатывание денег, обогащение само по себе.

Позволю себе напомнить слова, сказанные мной 12 января 2012 г. на канале

«Хабар»:

«Главное богатство Казахстана – это не нефть, газ, металлы или даже пшеница. Наше главное достояние – наш умный, добрый, красивый и образованный народ.

Экономика, которая развивается просто ради прибыли – не имеет смысла. Всех цветов не перенюхаешь, все денег не заработаешь, всех красивых девушек не перецелуешь».

Тогда слова про цветы и девушек вызвали оживление в аудитории, их позже цитировали некоторые журналисты. Но главными были всё же не они, а следующее:

«Развитие экономики имеет смысл только в том случае, если оно направле- но на улучшение жизни миллионов людей, на сокращение разрыва между богатыми и бедными, на обеспечение интеллектуального образования, достойной работы и гуманного здравоохранения; на обеспечение тысяч семей доступным жильем и жизненными перспективами».

Таким образом, мы рассматриваем экономику, прежде всего, как способ наи- лучшим образом решать задачи социального развития.

Поэтому я с полным основанием могу утверждать, что выдвинутая Президен- том Республики Н.А.Назарбаевым программа Социальной модернизации поддер- живается многими предпринимателями как стратегическое направление даль- нейшего развития Казахстана.

Очевидно, что социальное развитие невозможно без достижения соответству- ющего экономического уровня - важнейшего ресурса удовлетворения человеческих потребностей. Неслучайно Глава государства говорит об определении оптимального баланса между экономическими успехами и обеспечением общественных благ.

«Все изменения социальной сферы должны соответствовать уровню разви- тия и возможностям казахстанской экономики» - настаивает он.

Тем самым, поднятые вопросы имеют концептуальное значение не только для социальных, но также и для глобальных экономических и политических процес-

сов в стране, так как предъявляют новые требования к определению базовых целей и задач развития Казахстана, формируют новую систему ценностей, отвечающую требованиям времени и национальным интересам нашего народа.

Мы позитивно расцениваем приведённый Главой государства комплекс при- оритетов социальной модернизации, как крайне важную платформу взаимодопол- нения усилий общества и госорганов по созданию благополучного, справедливого и прогрессивного государства в нашей стране.

В этой связи хотелось бы особо отметить задачу, вынесенную Н.А.Назарбаевым в главную цель социальной модернизации: формирование общества всеобщего труда, как принципиальное условие поступательного движения Казахстана к благо- получию и прогрессу. Утверждение Президента о том, что «В конечном счёте, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми инсти- тутами. Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации» - стало крайне по- казательным для меня не только в глобальном, но и в личном плане, как для челове- ка из бизнеса, представителя реального сектора экономики.

Ведь сегодня, в условиях ненадежности валют и финансовых систем, стано- вится всё более очевидно, что лучшей гарантией экономического роста может быть только производственная деятельность. Хотя бы потому, что первичной мерой стои- мости выступают даже не деньги, а сама стоимость, т.е. реальная продукция.

Необходимо отметить, что многие другие положения программы социальной модернизации также созвучны и близки мыслящей интеллигенции и людям дела

– всем тем, кто составляет кадровую основу предпринимательства.

***

В то же время, считаем необходимым поставить ряд дополнительных вопро- сов, которые, на наш взгляд, имеют прямое отношение к данной программе, влияют на её эффективность, но не нашли пока должного отражения в планах по её реа- лизации, озвученных ответственными госорганами.

– больше получать».

Даже по оценкам отечественных экспертов (А.Кошанов, зав.центром теории со- циально-ориентированной экономики института экономики Министерства образова- ния и науки РК), децильный коэффициент (превышение доходов богатых над дохо- дами бедных) у нас достигает почти 30-кратного (!) показателя, тогда как в развитых странах не превышает 5 (В Казахстане почти 30-кратная разница в доходах богатых и бедных// Tengrinews.kz, 10.05.2012).

Иными словами, при всём внешнем благополучии нашего ВВП и близости его показателей к европейским, по уровню благосостояния среднего казахстан- ца мы отстаём от европейцев почти в 6 раз.

Сокращение этого отставания, обеспечение более равномерного распределе- ния национального благосостояния должно стать одним из приоритетов для госор- ганов в реализации программы социальной модернизации. Именно создание «Об- щества Всеобщего Труда» формирует альтернативу дальнейшему расслоению на богатых и бедных, не просто через вовлечение граждан в трудовую деятельность, но и через включение их тем самым в систему перераспределения национального дохода.

Приобщение каждого казахстанца к успехам национальной экономики возмож- но как через работу в крупных компаниях или бюджетных организациях, так и через неправительственный сектор, массовые структуры малого и среднего бизнеса.

Главное при этом – чтобы сама система перераспределения работала про- зрачно и справедливо. Однако, это невозможно без решения ряда сопутствующих задач, прежде всего, связанных с одной стороны – с пресечением незаконного обо- гащения; а с другой – с эффективной борьбой с бедностью и массовым созданием новых рабочих мест.

2. Говоря о всеобщем вовлечении граждан в производительный труд, надо иметь в виду, что государство не может и не должно обеспечивать работой всё население. Как отметил сам Н.А.Назарбаев, «…государство – не бесконечный до- нор, а партнёр, создающий условия для роста благосостояния граждан… Только в этом случае казахстанское общество сможет преодолеть инерцию патернализ- ма».

1. Убеждён, что одной из важнейших задач программы социальной модерниза- ции должно стать сокращение разрыва в уровне жизни между бедными и бога- тыми гражданами нашей страны.

К сожалению, рядовые казахстанцы не понаслышке знают об этой проблеме. Более того, Глава государства отмечает, что «Объективно Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран… Но существенным вопросом является то, насколько эффективно наши граждане используют плоды стабильности и благополучия…».

Что имеется в виду? На мой взгляд то, что несмотря на показатели ВВП на душу населения (которые подошли к уровню европейских), реальную жизнь в нашей стране трудно назвать «европейской». И основная причина – именно в нарастающем разрыве между бедными и богатыми.

Этот разрыв де-мотивирует предпринимателей и развращает молодёжь, имеет своим следствием явление социального инфантилизма, о котором Прези- дент сказал, что оно «способно стать тормозом модернизации», поскольку «возве- ло в абсолют неверные формулы достижения благополучия – «меньше работать

На практике это означает создание тысяч и тысяч рабочих мест в негосудар- ственном секторе, придание частному предпринимательству массового и повсе- местного характера.

Основная часть форм государственной поддержки предпринимательства реа- лизуется через банковские кредиты. Тем самым выгодополучателями от таких про- грамм являются, прежде всего, частные банки, а лишь затем – предприниматели. Поэтому отечественные банки даже в кризис не намерены снижать аппетиты, и если у большинства европейских банков сегодня маржа составляет не более 2% (по сред- ствам, привлечённым на свободном рынке), то отечественные банкиры, даже на го- сударственных деньгах хотят иметь не меньше 5%.

Любой производственный бизнес, при средней рентабельности в обрабатыва- ющей отрасли 10-15%, взяв в казахстанском банке кредит по 12-18%, практически попадает в кабалу, он будет вынужден работать исключительно на интересы банка. Самому предпринимателю, в лучшем случае, остаётся просто выживать. При таких условиях массовое вхождение в производственный сектор начинающих пред- принимателей крайне малоперспективно.

Более того, даже получение кредитов в банках, как показали исследования фонда «Сандж», зачастую связаны с вымогательствами и унижениями предпринима-

телей. Весьма показательно, что по моему депутатскому запросу на эту тему, Нацио- нальный банк РК практически самоустранился от наведения порядка в подотчетной сфере и ответил формальной отпиской.

Тем не менее, думаю, что утверждение Президента о том, что «…все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются че- ловеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами» - не просто красивые слова, а призыв к выстраиванию новых, более справедливых и сба- лансированных отношений между производством и финансовыми институтами.

Необходимо разработать и внести поправки в законодательство, ограничива- ющие аппетиты банков и защищающие законные права и интересы потребителей рынка финансовых услуг. Причем, эти меры будут способны затронуть не только предпринимателей, но и тысячи заёмщиков по потребительским и ипотечным креди- там, т.е. получат широкий социальный эффект.

Необходима разработка и широкое применение системы альтернативных, не- банковских мер поддержки предпринимательства, пересмотр функциональных задач государственных институтов развития. Предлагаем включить эти меры в про- грамму социальной модернизации.

  • Главным каналом, по которому происходит неравномерное (дискриминаци- онное) перераспределение доходов, ведущее к социальной несправедливости - яв- ляется коррупция. По оценке известного экономиста К.Берентаева, ежегодно через систему государственных закупок в виде взяток уходит от двух до трех милли- ардов долларов.

Конечно, коррупция не ограничивается только госзакупками. Сегодня всевоз- можные поборы и «откаты» стали повсеместным явлением, их виды и «ставки» от- крыто обсуждаются в прессе. Например, в интернете сообщается, что в некоторых регионах участников тендеров заставляют заранее подписывать с организаторами торгов «меморандумы» об отчислении 10-20 и более % от суммы тендера.

Помимо деформирования системы перераспределения, это крайне отрица- тельно сказывается на развитии предпринимательства, поскольку ограничивает справедливую конкуренцию и выступает формой дополнительного «налога», зна- чительно сокращающего законные доходы предприятий и их работников. Растущие аппетиты коррупционеров приводят к тому, что занятие бизнесом становится убы- точным и теряет всякий смысл, поскольку коррупционный налог «съедает» ожи- давшуюся прибыль от исполнения контрактов, требуя порой от предприятий работать себе в ущерб. В итоге, малый и средний бизнес озабочен нынче не созданием новых рабочих мест и вовлечением граждан в производительный труд, а собственным вы- живанием.

Сохранение этого положения приводит к увеличению разрыва между богатыми и бедными, росту социальной дезинтеграции, а самое главное - к дискредитации производительного труда и трудовых доходов, что в корне противоречит глав- ной идее программы социальной модернизации «20 шагов к Обществу Всеобщего Труда».

Кроме того, набирает силу тенденция по выводу всё новых структур из-под дей- ствия законодательства о госзакупках и соответствующего контроля. Сначала это были национальные компании, недавно – Нацбанк и Стабилизационные фонды при акиматах, сегодня поступают сигналы и об очередных желающих увести свои ведом- ства «в тень» и развязать себе руки в распоряжении государственными средствами.

У этой проблемы есть и другая, не менее тревожная сторона. Богатства, добы- тые незаконным способом, в основной массе выводятся за рубеж, путём проведения закупок через оффшорные зоны, приобретения дорогой зарубежной недвижимости и т.д. Причём, приведённые выше оценки объемов взяток в 2-3 млрд.долларов здесь выглядят явно заниженными. Так, по данным газеты «Время» (03.05.2012), только одна группа коррумпированных чиновников, действовавших на таможенных постах

«Коргас» и «Калжат», вывела из РК на счета иностранных компаний сумму около 2 млрд.долларов США.

Всего же, по данным экспертов международной организации Tax Justice Network, за годы независимости из Казахстана было выведено в оффшоры бо- лее 138 млрд.долларов США (газета «РБК daily», 23 июля 2012 г.). Если сравнивать эти данные с аналогичными показателями соседней России (откуда за тот же срок было выведено 798 млрд.долларов), то с учётом примерно 10-кратного преоблада- ния экономики и численности населения РФ, получается, что по размаху и аппети- там отечественные коррупционеры в 2,5 раза превосходят своих российских

«коллег»!

Всякий раз, когда в отчёте Счётного комитета об исполнении бюджета мини- стерствами и ведомствами встречаются данные о том, что госорган закупил продук- цию по ценам в 3-4 раза дороже рыночных и провел платежи через оффшорную зону (а таких фактов предостаточно) – надо понимать, что речь идёт именно о выводе коррупционного капитала.

Сюда же следует отнести вывод из Казахстана средств по фиктивным бан- ковским кредитам под несуществующие залоги, на чём специализировался небезыз- вестный М.Аблязов.

Эти средства навсегда теряются для нашей страны, они не инвестируются, не вкладываются в производственный оборот, не создают продукции и прибавоч- ной стоимости. Тем самым реальный объем ВВП уменьшается на сумму выведен- ных капиталов, а распределению на душу населения подлежат гораздо меньшие суммы, чем те, что проходят в официальной статистике.

Зато увеличивается социальный разрыв и сокращаются ресурсы для произво- дительного труда и развития экономики.

Считаем, что противодействие коррупции, в том числе путём очищения го- сударственной службы, коренного (а не косметического) реформирования систе- мы госзакупок, развития казахстанского содержания, перевода под общественный контроль всех операторов государственных средств, вывода госорганов и госком- паний из конкурентной среды, создания законодательных препятствий для выво- да незаконных доходов за рубеж (в том числе, путём введения запрета на открытие счетов в зарубежных банках для госслужащих, менеджеров нацкомпаний и членов их семей), действенного контроля за международными операциями банков второго уровня, формирования массовой идеологии неприятия коррупционеров – должно стать составной частью программы социальной модернизации.

  • Социальная модернизация в ходе своей реализации потребует обеспече- ния справедливого и независимого правосудия. Существующие проблемы в этой сфере вынуждают искать альтернативные формы решения споров, на что обратил внимание Президент, говоря о развития медиации.

Но и судебные, и альтернативные процедуры невозможны без реализа-

ции принципа социальной справедливости и соблюдения подлинного равен- ства сторон.

Для нашей партии вопросы социальной справедливости и равноправия граж- дан являются одним из приоритетов. Только за первое полугодие т.г. фракцией «Ак жола» в Парламенте поднимались вопросы обеспечения равных прав наших граждан при реализации программы газификации (когда мы настояли на включении в эту программу Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей); равенства прав вете- ранов ВОВ при получении финансовой помощи в разных регионах; равноправия аби- туриентов, независимо от языка обучения, при конкурсе на государственные гранты для учёбы в вузах; равноправия новорожденных при получении пособия по рождению их матерями и т.д.

Одни только перечисленные мной примеры показывают, как много есть вопро- сов в данной сфере. В этой связи полагаем, что важной частью социальной модерни- зации должен стать комплекс мер по обеспечению реального равноправия наших граждан, начиная с рассмотрения дел в судах и заканчивая государственными про- граммами развития.

Другой стороной этого процесса должна стать программа гуманизации обще- уголовного законодательства, с переносом акцентов на финансовые инструменты наказания, прежде всего, по делам, не связанным с угрозой для жизни и здоровья граждан.

Проводимая по поручениям Главы государства масштабная работа по декри- минализации экономических и хозяйственных правонарушений показала, что в этой сфере существует большое поле для расширения процесса.

Возмещение нанесённого ущерба наряду со взысканием 2-х и более кратных финансовых штрафов может оказать гораздо большее воспитательное воздействие на правонарушителя, чем тюремный срок, после которого человек превращается в законченного преступника.

Решительное сокращение тюремного «населения» и переход к финансовым мерам взыскания, помимо прочего, способны сократить проникновение в обще- ство элементов криминальной психологии и принести экономию бюджетных средств, направляемых ныне на содержание лиц, находящихся в местах лишения свободы. Немаловажным является также возвращение в экономику тысяч трудоспо- собных граждан.

Обеспечение справедливого, прозрачного и неподкупного суда, соблюдение подлинного равноправия сторон и гуманизация законодательства должны стать пра- вовой базой социальной модернизации.

  • Социальная модернизация должна учесть происходящие процессы в ду- ховной жизни общества, гарантировать укрепление морального здоровья нации, светского характера государства и системы образования, минимизировать со- циальные предпосылки экстремизма и религиозного радикализма.

Процессы социальной модернизации, направленные на прогрессивное вовле- чение граждан в общественно-полезный труд, могут столкнуться с определёнными вызовами асоциального поведения и ложных ценностей псевдо-религиозного и даже экстремистского характера. К сожалению, мы видим, насколько глубоко проникают подобные настроения, и первыми их жертвами становятся именно молодые люди.

Президент Н.Назарбаева на недавнем совещании по  борьбе с терроризмом  и экстремизмом говорил о том, что «… в стране радикальные экстремистские элементы оказывают полномасштабное давление на государство и общество в

целом… Так, только за 2011-2012 годы произошло свыше ста преступлений, свя- занных с терроризмом и экстремизмом. Их жертвами стали десятки граждан и сотрудников правоохранительных органов».

Поэтому так важно использовать программу социальной модернизации на пре- одоление подобных угроз, на формирование позитивного общественного настроя и массовое неприятие ложных ценностей, несвойственных нашему народу и навязыва- емых нашим гражданам извне.

Экстремизм появляется там, где существуют социальные предпосылки в виде неравенства, несправедливости, безработицы и отсутствия жизненных перспектив. Предложенная Президентом программа социальной модернизации «20 шагов к Об- ществу Всеобщего Труда» даёт реальную альтернативу этим вызовам. Наша задача

– вдумчивая реализация этого конструкта.

***

Все высказанные мной предложения, связанные с сокращением разрыва между богатыми и бедными, развитием массового предпринимательства, проти- водействием коррупции, обеспечением честного правосудия, и многие другие – в конечном счёте, направлены на практическое содействие Программе социальной мо- дернизации в строительстве прогрессивного, справедливого и благополучного обще- ства в нашей стране.

Исходя из этого, мы будем выстраивать свои подходы в законотворческой де- ятельности, а при необходимости – готовить соответствующие законопроекты в Пар- ламенте.