31
Июль

Претензий к 'Эйр Астане' нет, - Перуашев - www.kursiv.kz

Пресс-службе «Эйр Астаны», прежде чем удивляться заявлениям депутатов, следовало бы изучить и выступления своего руководства - так прокомментировал Азат Перуашев появившееся в Интернете заявление пресс-службы «Эйр Астаны» о том, что их «удивила» его позиция касательно обучении пилотов, сообщает пресс-служба ДПК «Ак жол».
В данном заявлении авиакомпания выражает несогласие с мнением депутата о том, что «национальный перевозчик вполне мог бы позволить себе подготовку личного состава за свой счёт», и подробно рассказывает, каким образом она готовит пилотов для своих самолётов.
Между тем, как пояснил А.Перуашев, речь идёт о дискуссии, состоявшейся в министерстве транспорта и коммуникаций РК 25 июля с участием Комитета гражданской авиации, Академии гражданской авиации, Казахстанской ассоциации малой авиации и самой авиакомпании «Эйр Астана», которую представлял вице-президент Мергали Альжанов.
«То, что Эйр Астана самостоятельно готовит пилотов, мне хорошо известно. Более того, один из моих воспитанников, которых я поддерживал, начиная с клуба парапланеристов, после окончания Академии гражданской авиации и работы в малой авиации, по направлению 'Эйр Астаны' успешно прошёл обучение в Ирландии и США и получил международную лицензию пилота Боинга. Это лишний раз подчёркивает, что компания активно вовлекает казахстанских граждан в общемировые процессы на самом современном уровне, о чём мы прекрасно знаем. Но устраивать из этого «ликбез» или нравоучения тоже не следует, поскольку это нормальная практика и социальная ответственность любой крупной международной компании по отношению к стране пребывания», - отметил Азат Перуашев.
В то же время, он пояснил, что пресс-служба 'Эйр Астаны', возможно в целях саморекламы, выдергивает данные факты из контекста состоявшейся дискуссии.
- На указанном совещании у министра транспорта обсуждалась та проблема, что по прямому письменному указанию Комитета гражданской авиации, с нынешнего учебного года Академия гражданской авиации отказалась проводить лётную практику курсантов в Казахстане, передав этот заказ и сотни тысяч евро малоизвестной прибалтийской школе. Между тем, по данным КАМА, технический парк этой школы составляют устаревшие самолеты Cessna 150 и Piper, выпуск которых прекращен более 30 лет назад, тогда как алматинский учебный лётный центр «Тянь-Шань» только в прошлом году закупил современные итальянские учебно-тренировочные самолёты, на которых тогда же прошли обучение более 70 курсантов академии. Но в этом году центр, выражаясь простым языком, «кинули».
В ходе этой дискусии выявилась та проблема, что с нынешнего года Академия переориентирована на подготовку пилотов по стандартам ИКАО, то есть для авиакомпаний, осуществляющих международные пассажирские перевозки, к которым относится и 'Эйр Астана'. Вступив в эту полемику, вице-президент 'Эйр Астаны' М.Альжанов также заявил о нехватке казахстанских пилотов и необходимости расширения их подготовки на базе Академии гражданской авиации.
Однако при таком подходе за бортом обучения остаются кадры для малой авиации, включая сельскохозяйственную, санитарную, туристическую, почтовую и т.д., роль которой для Казахстана, с его территорей и современным качеством дорог, явно недооценивается госорганами. Помимо прочего, малая авиация - это ещё и малый и средний бизнес, о поддержке которого постоянно говорит Глава государства, причём бизнес технологичный. Руководитель компании «Арай» Даурен Валиев, в частности, привёл такие данные, что обработка полей сельхозавиацией заменяет работу 10 единиц наземной сельхозтехники. При этом, наземная техника губит до 10% посевов.
Поэтому он предложил Академии не отказываться от подготовки пилотов малой авиации, а ввести раздельную специализацию для большой и малой авиации, либо, что ещё более перспективно - поэтапный формат обучения. Что же касается корпоративных интересов больших авиакомпаний, то у них, включая ту же 'Эйр Астану' есть собственные возможности готовить пилотов самостоятельно, не дожидаясь государства, как и было до прошлого года - отметил он.
Примечательно, что такой подход нашёл понимание и у министра транспорта Жениса Касымбека, и у проректора Академии гражданской аваиации Даулета Дуйсенгалиева. Для предметного продолжения темы министр транспорта предложил в течение недели организовать совместное совещание уже и с министерством образования.
Поэтому вопрос здесь не в претензиях к 'Эйр Астане', а в поддержке малой авиации, которая без помощи государства постепенно вымирает. И попытка пресс-службы 'Эйр Астаны' выдернуть слова депутата из контекста дискуссии выглядят по меньшей мере некорректно.