Правовой статус парламентских фракций в Мажилисе Парламента РК – www.nomad.su

» Публикации » Правовой статус парламентских фракций в Мажилисе Парламента РК - www.nomad.su

02.09.2014, 00:00

Выступление А.Перуашева на международной конференции ‘Конституция: стабильность, мир и общественное согласие’
Уважаемые участники конференции, дамы и господа!
Во-первых, разрешите поздравить всех нас с наступающим Днем Конституции.
Есть в жизни такие даты, значение которых особенно проявляется на фоне событий, внешне не имеющих к ним никакого отношения.
Но сегодня, когда у некоторых наших соседей сотрясаются основы конституционного строя, когда самые базовые конституционные гарантии прав граждан на жизнь, безопасность и собственность подвергаются трагическим испытаниям, внезапно приходит понимание истинного значения незыблемости государственности и общественного устройства нации, закладываемых и обеспечиваемых в Основном законе страны.
И сегодня, при всем нашем несовершенстве, далекости от идеальных конструкций, я глубоко благодарен нашему народу, своим предкам и своему государству, что живу в своей стране, и живу по своей Конституции. Уверен, что эту благодарность судьбе и гордость за право называться гражданином независимого Казахстана разделяют и многие присутствующие в этом зале.
По своему значению и важности этот праздник стоит в одном ряду с такими датами, как День Независимости и День единства народа Казахстана. В прошлом году партия ‘Ак жол’ выступила с инициативой ношения ленты цвета государственного флага в эти дни, что, надеюсь, со временем станет хорошей общей традицией для всех казахстанцев, независимо от их политических взглядов и предпочтений.
Одним из столпов демократического конституционного строя является полноценная парламентская деятельность. Огромную роль в ее реализации играют парламентские партии, которые формируют персональный состав и концептуальные подходы в работе нижней палаты Парламента.
Партии, добившиеся представительства в Парламенте, приобретают институциональный механизм реализации интересов и требований своих избирателей, инструменты рабочего взаимодействия при выработке и реализации государственной политики на основе Конституции.
Не случайно на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан 16 мая 2007 года Президент Республики Н.А.Назарбаев поручил создать правовую основу для повышения роли партийных фракций в Парламенте.
Так, согласно подпункту 3) статьи 44 Конституции, кандидатура Премьер-Министра вносится на рассмотрение Мажилиса Президента Республики Казахстан после консультаций с фракциями политических партий.
Конституционный закон ‘О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов’ дает определение термина ‘фракция политической партии’, регулирует вопросы создания фракций, их регистрации. Кроме того, в данном Конституционном законе закреплено право вхождения в состав Бюро Мажилиса руководителей фракций политических партий, представленных в Мажилисе.
Остальные вопросы полномочий, организации и деятельности фракций политических партий в Мажилисе Парламента должны определяться регламентами Парламента и его Палат.
В тоже время, по нашему мнению, практическая работа впервые избранного по партийным спискам многопартийного Мажилиса Парламента выявила ряд моментов, нуждающихся в дополнительной проработке, исходя из действующих норм Конституции и Конституционном законе ‘О Парламенте и статусе его депутатов’.
Так, существующие Регламенты не учитывают нынешние реалии многопартийности в вопросе прекращения прений на пленарных или совместных заседаниях Палат Парламента. Фракция партии ‘Ак жол’ уже несколько раз сталкивалась с ситуациями, когда непосредственно перед выступлениями наших депутатов по важным вопросам, таким как Отчеты Правительства об исполнении бюджета, наши коллеги от парламентского большинства вносили предложения прекратить прения и немедленно за это голосовали, лишая тем самым фракцию парламентского меньшинства возможности высказать свое мнение.
Надо отметить, что такая возможность прекращения прений, заложенная в действующих Регламентах, однозначно не учитывает реалий многопартийного Парламента и в том смысле не соответствует конституционной реформе 2007 года, в рамках которой были внесены изменения и в Конституционный закон ‘О выборах в Республике Казахстан’, согласно которым Парламент формируется из представителей не менее чем двух партий.
В этой связи полагаем целесообразным в Регламентах Палат Парламента прямо закрепить право парламентских фракций на гарантированное выступление своего представителя в дебатах. Прения могут быть прекращены только после выступлений лидеров (или уполномоченных представителей) всех парламентских фракций, либо в случае их отказа от выступлений.
Это предложение обусловлено не только нашим негативным опытом, но и международной практикой парламентаризма.
Так, в Великобритании депутаты партии парламентского меньшинства имеют безусловное право на выступление в прениях по любым вопросам.
В Канаде крупнейшая партия парламентского меньшинства во время прений имеет право на выступление непосредственно за основным докладчиком от партии большинства. Лидер этой фракции обладает правом участвовать в прениях неограниченное количество времени.
В Европе нормы, относящиеся к роли таких партий в демократическом парламенте, нашли свое отражение в Резолюции №1601 Парламентской ассамблеи Совета Европы от 2008г. и Докладе Комиссии за демократию через право (т.н. ‘Венецианской комиссии’), который прямо указывает, что у парламентского большинства есть право принимать решения, но одновременно у парламентского меньшинства должно быть неотъемлемое право быть услышанным.
В этой связи у партийных фракций в Европарламенте имеется не только право на выступление, но и на дополнительное время для изложения позиции.
Кроме того, на наш взгляд, назрела необходимость нормативного уточнения и ряда других вопросов деятельности парламентских фракций, таких как равное освещение их деятельности в государственных СМИ или в рамках государственного заказа; законодательное закрепление норм финансирования представленных в Парламенте политических партий, их право на участие в антикоррупционной, правовой и экономической экспертизе правительственных законопроектов до их внесения в Парламент; порядок взаимодействия фракций внутри Парламента и с другими государственными органами и т.д.
В этом смысле, а также в целях законодательного развития конституционной реформы 2007 года, партия ‘Ак жол’ считает целесообразным разработку и принятие самостоятельного Закона ‘О парламентских фракциях’.
Подобный законопроект был бы призван урегулировать вопросы, вытекающие из Конституции, Конституционных законов ‘О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов’ и ‘О выборах’, но выходящие за рамки компетенции регламентов Парламента и его Палат.
В частности, в данном законопроекте было бы возможно рассмотреть вопрос о наделении парламентских фракций в Мажилисе, как объединения депутатов Парламента, уже обладающих согласно Конституции правом законодательной инициативы, – правом законодательной инициативы от имени представляемой ими партии. Такое право дало бы возможность избирателям судить о парламентской деятельности партии и ее адекватности предвыборным обещаниям не по разрозненным инициативам отдельных депутатов, а по официальным проектам партии.
Именно по такому пути развивается конституционное право ряда развитых стран.
В частности, в Швейцарии статья 160 (часть 1) Конституции гласит: ‘Каждый член Федерального Собрания, каждая парламентская фракция … могут представлять свои законодательные инициативы в Федеральное Собрание’.
Во Франции согласно Конституции, инициаторами принятия нового федерального закона могут быть депутаты обеих палат Федерального собрания, парламентские фракции, а также органы исполнительной власти в лице Федерального совета. Как известно, модель и структура действующей Конституции РК основывалась в том числе и на опыте Французской Конституции.
Идея принятия Закона ‘О парламентских фракциях’ также не нова, в ряде стран действуют такие законы (Швейцария, Грузия и др.), либо специальные положения, закрепляющие статус и полномочия парламентских фракций отражены в совокупном законодательстве о деятельности Парламента (Германия, Франция, Италия и т.д.).
Значение фракций выходит за рамки чисто парламентской деятельности, поскольку они также активно влияют и на формирование политики собственных партий, работу с партийным активом, а также на позицию руководящих партийных органов.
Полагаю, что роль фракций политических партий в Парламенте будет возрастать, что связано с дальнейшим совершенствованием политической практики и развитием политической культуры.
Как наглядное продолжение дискуссии о приведении регулирования парламентской деятельности в соответствие с нормами Конституции, я хотел бы привести такой пример. Как известно, в соответствии с пунктом 6 статьи 61 Конституции РК установлено, что проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства.
Для проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики, наличие такого заключения не требуется’.
В свою очередь статья 13 Конституционного закона РК ‘О Парламенте и статусе депутатов’ определяет, что порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов Республики регламентируется специальным законом и регламентами Парламента и его Палат.
Однако, несмотря на указанные нормы, в Регламенте Правительства имеется раздел 6.6 ‘Порядок рассмотрения законопроектов инициированных депутатами Парламента РК’ (от 10 декабря 2002 года №1300) в котором установлено, что по законопроектам, инициированным депутатами Парламента, в том числе предусматривающим сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, Правительством представляется в Парламент заключение на государственном и русском языках.
При этом поступившие в Правительство проекты законодательных актов, инициированные депутатами Парламента, подлежат рассмотрению на заседании Межведомственной комиссии.
И это несмотря на пункт 6 статьи 61 Конституции РК прямо говорит, что заключение Правительства требуется только для законов предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов.
Между тем, в практической работе, и мы на своем опыте в этом убеждаемся, ни один законопроект, инициированный депутатами, даже если он не затрагивает вопросы бюджета, не принимается в работу без заключения Правительства.
Таким образом, закрепленная Конституцией законодательная инициатива депутатов ограничивается рамками, не предусмотренными в Основном законе страны и утвержденными задолго до конституционной реформы 2007 г.
Более того, одно время появилась практика, когда в ходе дискуссий вокруг законопроектов, уже поступивших в рабочих группы Мажилиса, предложения от депутатов парламентского меньшинства направлялись на заключение Правительства, даже при отсутствии в них вопросов бюджета.
Тем самым сложившаяся ситуация какое-то время использовалась и для подмены парламентской дискуссии правительственными заключениями, если не сказать – правительственной ‘фильтрации’ предложений депутатов.
Эту тенденцию удалось преодолеть только после острых дискуссий и благодаря принципиальности руководства Мажилиса.
У нас есть и другие подобные примеры, сдерживающие раскрытие позитивного потенциала действующей Конституции.
Партия ‘Ак жол’ неоднократно поднимала этот и другие похожие вопросы как необходимую работу по модернизации нашего законодательства и приведение его в соответствие нормам Конституции и требованиям времени.
Еще раз с праздником, благодарю за внимание.
Источник  www.nomad.su
               Казак yнi (Алматы), № 34 (643), 02.09.2014