02
Октября

Азат Перуашев забил тревогу по защите национальных экономических интересов - www.zakon.kz

На заседании Мажилиса депутат Парламента Азат Перуашев сообщил, что рынок Казахстана терпит подавление от соседней страны. С тех пор как создан Таможенный союз, бизнес-сообщество Казахстана наблюдает активные попытки российской стороны любыми способами ограничить доступ казахстанских товаров на свои рынки, или снизить их конкурентоспособность. Для этого постоянно изобретаются новые и новые препоны, сообщает пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК.
Информационное ведомство пишет, что ранее в 2012-2103 г. фракция партии «Ак жол» поднимала тему о проведении Евразийской экономической комиссией конкурса на разработку предложений по сближению налоговых ставок в странах Таможенного союза. Однако в ответ Правительство заверило, что данный конкурс был организован ЕЭК без согласия Парламента. В 2010-2011г.г. предприятия страны предлагали взимать Российской железной дорогой тарифы с НДС на казахстанские грузы по их ставке 18%. Для ограничения экспорта казахстанского алкоголя применяются требования об уплате значительного сбора при транспортировке продукции. А.Перуашев отмечает, что под явным давлением российской стороны наши фискальные органы взяли курс на поэтапный догоняющий рост ставки акцизов до российского уровня.
В информации указывают, что именно к таким попыткам лоббирования следует отнести находящийся на рассмотрении проект Решения Высшего Евразийского экономического совета «О разработке системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности на территориях государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства», который предложили российские и белорусские стороны. Этот документ предусматривает внедрение обязательной маркировки товаров идентификационными знаками. Причем, это является «пилотным проектом».
Как считают инициаторы, это послужит контролем за движением и реализацией товаров на единой таможенной территории.
Согласно представленным данным, наименьшая цена метки на каждую единицу товара составляет около 20 тенге, это без расходов на доставку, хранение, наклейку, администрирование системы контроля и т.д. К тому данная технология предполагает, что бизнес будет обязан приобретать специальные устройства для идентификации меток, по ценам от 175 тыс.тенге за стационарный считыватель, а также иное оборудование.
В обоснование проекта приведены проблемы российской легкой промышленности и обилие контрафакта на рынке России. При этом не учитывается, что введение системы защитных знаков в обязательном порядке не сумело распространиться по миру.
«Просто представьте себе, что на каждую пару носков, на каждую школьную тетрадь или яблоко, которые и являются «единицами продукции», добавится цена в 20 тенге. Для некоторых товаров удорожание составит порядка 50% и более. Возникает справедливый вопрос: почему за слабую работу российских или любых иных таможенных и фискальных органов должны платить казахстанские потребители и предприниматели?», - говорит Азат Перуашев.
В сообщении говорится, что Международный опыт показывает - маркировка товаров, как механизм борьбы с «серым» импортом, применяется только для подакцизной группы - алкогольные напитки и табачная продукция. Что касается остальных, то такой практики в мире практически нет. Однако даже маркировка алкоголя акцизными марками - недостаточно эффективная мера. По данным СМИ, у соседней страны при крайне жёсткой системе контроля, доля контрафактной продукции на рынке алкоголя доходит до 60%. А у нас - около 40%. Таким образом, даже при самых жёстких формах контроля, они не защищают рынок.
Депутат предлагает перевести все группы товаров в разряд подакцизных. Следовательно, это приведёт к дороговизне и замедлению товарооборота, к тому произойдет бюрократическое давление на бизнес. Подобный подход в корне противоречит всей проводимой в Казахстане политике Главы государства по снижению адмбарьеров и упрощению контрольных функций госорганов. До сих пор именно либеральные рыночные реформы составляли основу нашего успешного развития. А теперь наши партнёры и их компании без обиняков предлагают нам отказаться от этих достижений.
Немало важным оказался и тот факт, что если от акцизов доходы получает государство, то в случае с маркировкой ЕЭК планируется, что марки и оборудование должны закупаться у конкретных взаимосвязанных частных компаний (по одной на каждую страну), которые и получат выгоду от этого своеобразного «налога» на всех и каждого.
Азат Перуашев посчитал: в перспективе каждый гражданин Казахстана - от младенца до пенсионера, делая покупки, будет должен заплатить этим псевдо-бизнесменам, которые и лоббируют принятие данного проекта. А ведь те или иные товары люди покупают каждый день, например, продукты. Если умножить 17 млн на 20 тенге и на число покупок - столько денег каждый день, ничего не сделав, не произведя товаров или услуг, собираются иметь с каждого эти «горе-инноваторы».
- Аргумент о том, что наличие маркировки на каждой единице товара, якобы, будет служить для потребителя подтверждением легальности и качества продукции абсолютно неработающий, так как в проекте не предусмотрена ответственность маркировщиков за те случаи, если качество товара окажется ненадлежащим, или марка окажется поддельно, - дополнил свое обращение к Премьер-министру депутат Парламента.
Пресс-служба подчеркивает то, что во всем мире действует иная форма контроля: подтверждение товара требованиям безопасности путём сертификации. Однако сертификации подлежит производство, в крайнем случае - партия товара, но никак не каждая его единица. К сожалению, сертифицирующие органы в Казахстане тоже не несут никакой ответственности, законодательством не предусмотрены ни персональная ответственность уполномоченного лица, ни изъятие товаров с рынка. В результате в системе госзакупок настоящий разгул поддельных сертификатов, по которым подставные компании выигрывают миллиардные тендера, тогда как сами производители эти тендера проигрывают.
Между тем, в развитых странах прописаны и механизмы изъятия товара, и уголовная ответственность лиц за фальсификацию сертификатов, ведётся работа над повышением потребительской культуры и образования, поскольку речь идёт о государственных интересах, и о жизни и здоровье граждан. В таком направлении считает А.Перуашев нужно развивать противодействие контрафактной продукции, а не изобретать очередные поборы за чужой счёт. Кроме того, основные функции по защите внутреннего рынка от проникновения контрафактной продукции возложены на таможенные органы. Но это проникновение не прекратится, пока на таможенных постах будут существовать теневые схемы и коррупция.
Поскольку задачу изобличения коррупционных схем тотальная маркировка не решает, то можно заранее прогнозировать, что вся нагрузка за нововведение опять ляжет на законопослушный бизнес, а теневая экономика так и останется в тени; всё «нововведение» сводится к выкачиванию денег с потребителей и добросовестных предпринимателей.
В информации говорится, что в ходе обсуждения этого проекта на площадке Национальной палаты предпринимателей, в индустриальной палате и отраслевых объединениях бизнеса неоднократно заявлялось, что в случае отказа Казахстана, российская и белорусская стороны готовы ввести обязательную маркировку в самостоятельном порядке.
В такой ситуации Парламент усматривает ещё одну меру по созданию нетарифных, дискриминационных барьеров для казахстанских товаров на рынки этих стран. Фактически, тем самым саботируется содержание Таможенного союза и ЕАЭК, как единого рынка, действующего по единым правилам.
Партия «Ак жол» рассматривает данную инициативу как попытку навязывания им чужих правил игры, наносящих ущерб интересам предпринимателей и потребителей, и неприкрыто лоббирующую корпоративные интересы конкретных компаний-производителей данной маркировки.
Депутат Парламента призвал Правительство Казахстана срочно принять меры по защите национальных экономических интересов и воспользоваться правом вето в отношении данного проекта.
Источник - www.zakon.kz  (Казахстан), 02.10.2014