КТЖ не вывез троих /Медет Есимзанов/ – Курсивъ

» Публикации » КТЖ не вывез троих /Медет Есимзанов/ - Курсивъ

23.10.2014, 00:00

Два из трех участников тендера «работают» с российскими производителями без их ведома.
После трех лет сотрудничества АО НК КТЖ отказалась закупать продукцию у единственного в Казахстане производителя снегоуборочных машин. Вместо закупа из одного источника КТЖ устроила тендер, где участвовали еще две компании, которые якобы были связаны с производителями из РФ. Сами россияне о сотрудничестве с ними казахстанских ТОО оказались не осведомлены.
На третьем заседании Совета по противодействию коррупции и теневой экономике при Нацпа-лате предпринимателей выяснилось, что АО НК КТЖ заключила трехлетний план долгосрочных закупок снегоуборочных машин с ТОО «Ремонт путевой техники», однако позже решила исключить объем 2014 года из плана и провести открытый тендер, рассказал директор ТОО «Ремонт путевой техники», Аскар Чемербаев. По словам г-на Чемербаева, в тендере участвовали еще две компании, не имеющие отношения к машиностроительной отрасли Казахстана.
Причиной таких действий со стороны национальной компании, как сообщил управляющий директор по закупкам АО НК КТЖ Эрик Имашев, стал принцип «оптимального расходования денег» и «создания равных возможностей поставщикам». «Отечественные товаропроизводители (ОТП), к сожалению, не идут на уступки. «Самрук-Казына» устанавливает так называемые 10% экономии от проводимых закупок. Мы обязаны в рамках проводимой нами деятельности достигать этого результата», – поделился г-н Имашев.
Депутат мажилиса парламента Меруерт Казбекова считает, что лучше заплатить больше отечественной компании, чем отдавать деньги за границу. «Здесь будут рабочие места, это перечисления, это пенсионные отчисления, налоги, которые попадут в нашу казну, если вы поддержите ОТП, а не будете, как вы говорите, экономить хотя бы 10%», – заявила г-жа Казбекова.
Председатель Казахстанской ассоциации предпринимателей Талгат Доскенов полагает, что в долгосрочной перспективе национальной компании все же удалось бы сэкономить желаемые проценты. «Предприниматели и руководители бизнес-обществ знают, что при массовом производстве, то есть долгосрочных контрактах, цена будет снижаться. За счет автоматизации производства, снижения издержек и планирования», – рассудил г-н Доскенов.
По словам представителя ТОО «Самрук-Казына Контракт», по правилам госзакупок заключение договора с единственным ОТП не является обязательным условием, но широко применяется на практике. Члены совета согласились с тем, что национальная компания имеет право провести открытый тендер и не нарушает никаких правил. Однако на их вопрос о том, какие причины кроме экономии побудили АО НК КТЖ искать нового поставщика, управляющий директор по закупкам так и не ответил.
Как сообщил «Къ» Аскар Чемербаев, в тендере помимо ТОО «Ремонт путевой техники» участвовали ТОО «Тим-Баг» и ТОО «ИНТЕЛ МОСТ». По информации г-на Чемербаева, первая компания базируется в Павлодаре и сотрудничает с ЗАО «Тулажел-дормаш», г. Тула, Россия. Однако, по его словам, сейчас тульский завод уже не занимается производством снегоуборочной техники. Вторая компания находится в г. Астана. Ситуация с этим предприятием оказалась еще любопытнее. Как утверждает г-н Чемербаев, офис ТОО «ИНТЕЛ МОСТ» находится в обычной квартире, а сертификаты компании скопированы из ОАО «Трансмаш», расположенные в российском городе Энгельс.
По словам генерального директора «Тулажелдормаш» Романа Тарасова, тульский завод не состоит и не состоял в сотрудничестве с предприятием ТОО «Тим-Баг». Согласно отделу маркетинга ОАО «Трансмаш», г. Энгельс, они не имеют контактов с компанией «ИНТЕЛ МОСТ».
По мнению председателя партии «Ак жол» Азата Перуашева, ситуация могла создать условия для коррупционных проявлений. «Наш докладчик сказал, что изначально 2014 год был в плане долгосрочного контракта, и внезапно было принято решение о введении его одного на открытый тендер. То есть кто-то был заинтересован в том, чтобы этот год вытащить из долгосрочного плана и лишить компанию долгосрочного контракта, который давал возможность нашему ОТП работать», – предположил г-н Перуашев.
Производственные и финансовые покАзатели АО НК КТЖ за 2013 год.
Грузооборот – 231,2 млрд тонн-км нетто
Пассажирооборот -16,9 млрд пассажиро-км
Чистый доход -117 млрд тенге
Производительность труда – 5,85 млн тенге на одного человека
ПокАзатели КТЖ по государственным закупкам за 2013 год (тг)
Сумма произведенных закупок товаров, работ и услуг (без НДС)
-455,8 млрд тг
Сумма произведенных закупок товаров, работ и услуг (с НДС) –
510,1 млрдтг
Доход от основной деятельности – 873,5 млрд тенге
 
Источник – Курсивъ (Алматы), № 41 (569), 23.10.2014г.