31
Октября

Чудеса на виражах бюджетной политики - Деловая Неделя (Алматы)

Обсуждение поправок в республиканский бюджет на 2014-2015 годы, материалы которого все же просочились в открытый доступ (в отличие от финальной редакции самого главного финансового документа страны), обращает внимание на удивительные парадоксы в работе правительства и Национального банка РК. В то время как государство всячески поддерживает частные институты казахстанского финансового сектора, он сам, в лице БВУ, никак не реагирует на важность поддержания социальных показателей и уровня жизни населения в ближайшие три сложных для экономики года, о чем недавно говорил президент Назарбаев. Нет ясности и в вопросах девальвации — оправдывают ли экономические итоги проведение в феврале этой шоковой процедуры? И какова все же реальная картина экономических показателей страны — ВВП, инфляции? Ответы на эти вопросы ищут не только СМИ, не только неправительственные экономисты, не только обеспокоенные граждане, но и члены нижней палаты парламента РК
ПОМОГЛИ ТЕБЕ - ПОМОГИ ДРУГИМ!
Об ожидаемых в перспективе сложных для экономики Казахстана предстоящих трех годах не так давно, на встрече с политическими активистами и бизнесменами страны в Астане заговорил сам глава государства. «Нам нужно притормозить [с увеличением государственных расходов], чтобы нам не ухудшить социальное положение [граждан], то есть зарплата, пенсии, социальные выплаты должны быть на том уровне, на котором они есть, что бы ни случилось», сказал Назарбаев. Исходя из этих соображений, народные избранники на пленарном заседании мажилиса, на этой неделе, обратили внимание не только на сокращение расходов, но и на то, куда именно государство тратит народные средства и деньги целевого трансферта из национального фонда, который, по прогнозам аналитиков, из-за падения цен на нефть может недополучить порядка $4,5 млрд.
Как известно, министр финансов Бахыт Султанов уже объявил о сокращении бюджетных расходов на 260 млрд тенге, главным образом за счет уменьшения затрат на обслуживание долга и государственные закупки, отказа от некоторых проектов и - это важно - более эффективного использования бюджетных средств. Именно об этом, об эффективности вложений, а также социальной отдаче, депутаты мажилиса спрашивают правительство.
Лидер партии «Ак жол», Азат Перуагаев, выступая на пленарном заседании, особенно указал на пункт расходов в 250 млрд. тенге - «на капитализацию АО «Фонд проблемных кредитов» для оздоровления банковского сектора». «Буквально на прошлой неделе фракция «Ак жол» уже критиковала практику, при которой Нацбанк выделяет из Е НПФ некоторым банкам второго уровня средства будущих пенсионеров в неадекватных объемах, превышающих их собственные капиталы, - подчеркнул Азат Турлыбекович. -Теперь предлагается, чтобы их поддерживали еще и за счет Национального фонда. При всем этом, несмотря на всемерную поддержку государства и спасение за госсчет целого ряда несостоятельных банков, ни один из них и не подумал снизить проценты по кредитам и умерить свои аппетиты». «ДН» не раз писала о проблеме возврата банковских кредитов физическими лицами, которые обнаруживали, что их договора в реальности не соответствовали указанным в рекламе или устно условиям кредита, то есть в них находились скрытые проценты, в результате чего реальные ставки кредитования БВУ граждан страны составляли куда более разрешенного Нацбанком уровня, уходя в трехзначные и четырехзначные цифры. Кампанию против данной практики организовал общественный активист Ермек Нарымбаев, в судах с цифрами на руках доказывающий, что банки действительно «не умеряют свои аппетиты».
Рассматривая эту проблему с точки зрения бюджетных показателей - прихода в виде налогов от данного сектора и отдачи от такой щедрой финансовой поддержки от государства, - г-н Перу-ашев отмечает, что «доля финансовой и страховой деятельности в общем объеме производимой продукции и оказанных услугах в 2013 г.
составила 0,65%»,а«в общем объеме уплаченных налогов» и того меньше - всего 0,2%. « Невольно задаешься вопросом: а насколько важен для экономики этот сектор, если он висит нагрузкой на оборотах предприятий, платит в бюджет 0% с хвостиком да еще и требует постоянных вливаний больше, чем весь производственный сектор, создающий реальную добавленную стоимость?» -указывает лидер партии « Ак жол». И действительно, на государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития (второй этап) денег в бюджете заложено 225 млрд.тенге, т.е. на 25 млрд. меньше, чем на проблемные кредиты банков.
«Согласно Концепции формирования и использования средств Национального фонда, выделение целевых трансфертов предусмотрено только по поручению президента РК на реализацию социально значимых крупных проектов при отсутствии альтернативных источников их финансирования, - напоминает политик. - С учетом огромного объема неработающих кредитов (31% на 1 января т.г.), а также того факта, что значительную долю в них занимают ипотечные кредиты и займы, от которых зависит сохранение рабочих мест на предприятиях - наверное, такой подход имеет серьезные основания. Но другой вопрос в том, сумеет ли регулятор банковского сектора в дальнейшем убедить сами банки, что государственные средства выделяются не для них самих, а для выполнения их социальных функций?»
Ведь действительно, в то время как государство активно помогает банкам, никаких особенных подвижек в том, чтобы облегчить бремя простых заемщиков со стороны БВУ не видно, в судах они упорно доказывают свое право снимать с людей двойные и тройные проценты, в результате чего люди годами переплачивают за взятые в кредит деньги. Принцип «помогли тебе -помоги другим» наши БВУ игнорируют начисто. «В
целом же сам проект фонда проблемных кредитов представляется эдаким «римейком» фонда стрессовых активов, в уставной капитал которого в период антикризисной программы было направлено 70 млрд. тенге. Однако тогда этот фонд был вскоре ликвидирован, так и не приступив к выкупу сомнительных кредитов», - указал Азат Перуашев. Он же предлагает «более адекватное решение»: списание безнадежных долгов банками в соответствии с принятыми для этого необходимыми правовыми и налоговыми условиями. Такой подход бы имел вполне определенные положительные социальные последствия, равно как и соответствовал бы духу «оптимизации бюджетной политики и выставления новых требований в части все более эффективного использования бюджетных средств».
ЦИФРА ЦИФРУ МОЕТ?
Кроме этого депутаты парламентской оппозиции заострили внимание на том, что ясности с цифрами прогнозов важнейших показателей по бюджету нет или она специально скрывается. «Представляется некорректным в условиях непростой экономической ситуации, в рамках «корректировки» прогноза социально-экономического развития на 2014 год, за два месяца до окончания этого года указывать уровень инфляции с разбегом в два процента - от 6,0 до 8,0%, - отмечается в выступлении г-на Перуашева. - Во-первых, считаем, что к этому сроку следовало бы определиться уже с конкретным значением этого показателя. Насколько нам известно, международные институты и многие развитые страны в это время уточняют прогнозы на уровне десятых долей процента. Во-вторых, важно понять, рассчитан ли этот уровень к первоначально заложенным показателям экономики либо к уже скорректированным в марте текущего года. Иными словами - учтено ли влияние февральской девальвации на инфляционные процессы?»
Как совершенно справедливо указывает парламентская оппозиция, данные расчеты - ясные, открытые и честные цифры - просто «необходимы для адекватной оценки ситуации». О том, каково качество приводимой сейчас правительством информации, можно судить по примеру представленных в законопроекте уточненных данных по темпам роста ВВП. В тенге они прогнозируются на уровне 13% по отношению к предыдущему году, в долларах же, если пересчитать по курсу, напротив, выявляется падение на 4,6% (!). «Согласитесь, рост на 13% или снижение на 4,6% -далеко не одно и то же. Аналогичным образом вызывает вопрос: учтено ли влияние девальвации в столь оптимистичной оценке инфляции за текущий год? - спрашивает Азат Перуашев. - Считаем, что определение реального уровня инфляции должно лечь в основу бюджетной политики на предстоящий 2015 г.».
Не только граждане, но и депутаты не прояснили для себя преимуществ и достижений «вовремя проведенной девальвации», подготовка которой скрывалась от населения шпионскими способами: введением в заблуждение вплоть до открытой лжи о том, что ее не будет. В запросе партии «Ак жол» правительству ставится вопрос об эффективности этой непопулярной меры. Уменьшение доходов республиканского бюджета произошло в том числе и за счет падения поступлений по НДС на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан. По данным «Ак жола», снижение по этому параметру произошло сразу на 225,3 млрд. тт., или на половину от общей суммы уменьшения налоговых поступлений в 460 млрд. тг.
«Считаем, что основное влияние на это падение оказала прошедшая в феврале текущего года девальвация, серьезно сократившая уровень внутреннего спроса внутри страны, - подчеркнул Азат Турлыбекович. - Причем, заявлявшееся Нацбанком одной из целей девальвации повышение конкурентоспособности казахстанского экспорта не компенсировало понесенные потери внутреннего торгового оборота. В этой связи напрашивается пе-обходимость более тщательного анализа издержек девальвации и взаимовлияния экспорта, импорта и внутреннего рынка на темпы роста экономики. Такой анализ в пояснительной записке к корректировке бюджета отсутствует».
Приведенные примеры демонстрируют нам уровень работы самого скрытного из всех кабинетов министров РК за все время их работы, даже в сравнении с прошлым правительством того же Карима Масимова. В условиях болезненных сокращений необоснованные траты не могут не вызывать вопросов, не говоря уже о том, что именно в такое время его члены должны даже больше, чем в обычное время выходить на контакт с гражданами, разъясняя те или иные меры, которые могут быть без этого восприняты негативно. По какой причине в этих условиях правительство поступает ровно наоборот, судить сложно. Честность и открытость всегда были лучшей политикой, разве только, если у тех, кто за эти дела отвечает, действительно нет ответов на острые вопросы...

Источник - Деловая Неделя (Алматы), № 42 (1116), 31.10.2014