10
Ноября

Оградить страну от некачественной продукции /Лаура Тусупбекова/ - Казахстанская правда (Астана)

В Казахстане запрещена реализация продукции на 366 млн. тенге из-за несоответствия качеству и безопасности. Посему предложение депутатов приостанавливать деятельность розничных магазинов, на прилавках которых был обнаружен не соответствующий техрегламентам товар, пока кажется единственной возможностью бороться с некачественной продукцией.
Предложение это озвучила вице-спикер Мажилиса Дарига Назарбаева в ходе расширенного заседания Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК, посвященного вопросам технического регулирования потребительской продукции. По ее словам, в данной сфере необходимы радикальные меры по отношению к недобросовестным поставщикам.
– если вы обнаружите плохой товар на прилавке – закрыть, приостановить работу магазина. По-другому ничего не будет работать. К сожалению, нужны только такие жесткие меры, – сказала Д. Назарбаева.
Депутат Азат Перуашев предложил пойти дальше и считает необходимым ввести уголовную ответственность за выдачу поддельных сертификатов поставщикам и продавцам не соответствующих стандартам товаров. Иначе, уверены народные избранники, население так и будет покупать игрушки, сделанные из вредных материалов, и продукты питания, качество которых также порой внушает опасения.
– Сегодня практически выгодно ввозить несертифицированную продукцию или продукцию с фальсифицированными сертификатами. Продавать ее без подтверждения выгодно, потому что штрафы там смешные, по сравнению с той выгодой, которую получают недобросовестные предприниматели, тем самым формируя теневой рынок, – сказал А. Перуашев.
Депутат считает, что рынок нужно выстроить так, чтобы ввозить несертифицированные товары было экономически не выгодно из-за высоких штрафов. Кроме этого, А. Перуашев предложил вводить персональную ответственность за выдачу фальсифицированных сертификатов и данных, а также создать механизм изъятия недоброкачественного товара из оборота. По словам депутата, в случае выявления фактов о поступлении несертифицированного товара или продукта с фальсифицированным сертификатом на рынок необходимо предоставить контролирующему органу полномочия изъять данный товар из оборота или приостановить его продажу. Так действуют в подобных ситуациях в других странах. А. Перуашев привел пример, когда крупнейший автоконцерн отзывает сотни тысяч неисправных автомобилей, возвращая их на ремонт.
Между тем, как отметил председатель Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики РК Алиакпар Матишев,
основная доля не соответствующих качеству продуктов на рынок Казахстана приходит из-за рубежа.
- В текущем году в результате санитарно-эпидемиологического мониторинга лабораториями комитета исследовано более 80 тысяч проб продукции. Из них выявлено несоответствующих требованию более 2 тысяч продуктов, или 2,5%. Основная доля несоответствующей продукции является товарами импортного производства, - сообщил А. Матишев.
В качестве примера он отметил, что в иностранном паштете из говяжьей печени была обнаружена ДНК свиньи, а в молочной продукции были выявлены несоответствия по жиро-кислотному составу, по массовой доле белка, жира и влаги.
- По результатам экспертизы вынесено 9 постановлений главного санитарного врача РК о запрете ввоза и реализации следующей продукции: мясо птицы из РФ, мясо говядины охлажденное из Австралии, алкоголь из России, Беларуси, сыр из Украины, России и шпроты из Латвии, виноград из Перу и китайские игрушки, которые имеют негативные качественные составы, - отметил А. Матишев.
О том, что поступающая из-за рубежа продукция еще и создает условия для нечестной конкуренции, на заседании говорил заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей Казахстана Рахим Ошакбаев, приведя конкретный пример. По его информации, в Казахстан контрабандным путем импортируется до миллиарда яиц в год. А это значит, что этот продукт завозится без уплаты нДС, что значительно удешевляет стоимость яйца, не говоря уже о том, что качество продукта весьма сомнительно. Р. Ошакбаев отметил, что в настоящий момент отсутствуют единые требования к маркировке на яичную продукцию.
– Есть межгосстандарт требований к безопасности яиц. А есть техрегламент Республики Казахстан – требования к безопасности яйца и яичных продуктов, в нем установлены требования к маркировке, но они предусматривают добровольное подтверждение этих требований, что, на наш взгляд, является нонсенсом, – сказал Р. Ошакбаев, отметив, что требование по маркировке яйца казахстанские производители готовы выполнять.
Также Р. Ошакбаев считает необходимым усилить ответственность товаропроизводителей за некачественную продукцию, особо подчеркнув, что действующая система технического регулирования не в полной мере обеспечивает защиту потребителя от некачественной продукции.
– В развитых странах широко применяется практика установления действенной ответственности изготовителей товаров, что обеспечивает низкий уровень потребительских рисков и высокое качество продукции. Вместе с тем сам товаропроизводитель принимает декларацию о соответствии требованиям технических регламентов, стандартов без участия третьей стороны, – сказал он.
При этом, по его словам, в указанных странах имеются обязательные требования, устанавливаемые государством. В отличие от практики таможенного союза количество таких требований минимально. Меры государственного контроля, система штрафов, а также реально действующая презумпция соответствия позволяют эффективно обеспечить безопасность потребителя.
Как сообщил в ходе заседания председатель Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК Биржан Канешев, концептуальные подходы нового Закона РК «О стандартизации» будут определены в 2015 году. Он подчеркнул, что в настоящее время в рамках рассматриваемых в Мажилисе поправок комитет предлагает внести изменения в законодательство, направленные на снижение административных барьеров для производства, поддержку малого и среднего бизнеса, упрощение метрологических процедур.
– В области оценки соответствия аккредитации необходимо внести изменения и дополнения в законодательство в части повышения ответственности субъектов рынка за нарушение законодательства. Мы предлагаем ввести адекватную ответственность участников рынка, – сказал Б. Канешев.
также, по его словам, предлагаются изменения в Закон «О техническом регулировании», направленные на выполнение требований техрегламента таможенного союза безопасности колесно-транспортных средств. Кроме того, разработано инвестиционное предложение по созданию единой информационной системы по аккредитации.
По итогам обсуждения Комитетом по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса в адрес Правительства страны были подготовлены рекомендации. Так, Правительству рекомендовано передать контрольные функции за соблюдением требований технических регламентов в единый уполномоченный орган. Министерству по инвестициям и развитию РК – усилить ответственность органов по подтверждению соответствия продукции, вплоть до введения уголовной ответственности. также депутаты считают важным создать прозрачный механизм аккредитации органов по подтверждению соответствия в области оценки соответствия и создать механизм финансовой ответственности органов по подтверждению соответствия, за изъятие продукции из обращения в случае выявления несоответствия требованиям технических регламентов. Кроме того, предлагается усилить развитие национальной базы стандартов с обязательным вводом показателей, которые смогут обеспечить нетарифную защиту отечественного рынка и создадут дополнительные приоритетные условия для индустриального развития.

Источник - Казахстанская правда (Астана), № 219 (27840), 08.11.2014