20
Ноября

Кому служат чиновники: иностранным компаниям или своей стране? – Азат Перуашев

20 ноября 2014 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
Кому служат чиновники: иностранным компаниям или своей стране? – такой вопрос задал Азат Перуашев в своем выступлении при обсуждении законопроекта по вопросам недропользования во втором чтении на пленарном заседании Мажилиса. Ниже приводится полный текст выступления.
 
Выступление А.Перуашева по законопроекту о недропользовании
Пленарное заседание Мажилиса, 19 ноября 2014
 
Уважаемые коллеги.
Рассматривая закон о недропользовании, хотел бы напомнить присутствующим такой факт.
3 сентября 2012 г., выступая на открытии 2-ой сессии Парламента, Глава государства сказал, цитирую: «Сейчас важно пересмотреть всю систему поддержки казахстанского содержания - все страны мира поддерживают своего производителя. Этот опыт очень важен для нас. Поручаю Правительству совместно с фондом «Самрук-Казына» проанализировать мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанских товаропроизводителей».
Это поручение было дано Главой Государства, повторяюсь 3 сентября 2012 г., то-есть два года назад.
Что же сделано за это время?
В прошлом году, обсуждая Закон «О государственных закупках», правительство убрало оттуда понятие «отечественный товаропроизводитель» и преференции для таких производителей. Причём, когда мы оспаривали такой подход, фракция «Ак жол» требовала напротив, усилить поддержку казахстанского бизнеса, нам говорили, что в рамках Таможенного союза госзакупки должны быть едины, но интересы отечественных производителей будут учтены в другом законопроекте, касающемся закупок национальных компаний, госпредприятий и недропользователей, в Законе «О закупках».  Мы тогда согласились, с этим условием.
Проходит уже год после его принятия, а Закона о закупках так и нет. Летом, на расширенном заседании Комитета по экономике и региональному развитию, представители Агентства по защите конкуренции заявили, что ими ведется работа по разработке и этот законопроект будет внесен осенью. Уже зима, а он так у нас и не появился. И интересы национального бизнеса в закупках остаются задвинутыми на второй план.
 
Другой пример: более 5-ти лет уже ведется разговор о необходимости Закона «Об офсетной политике», который обязывал бы иностранных недропользователей, работающих в Казахстане, передавать производство комплектующих узлов и заменяемых деталей к используемому оборудованию, а также его обслуживание  - местным компаниям в стране пребывания, по примеру Норвегии. Этот Закон также так и не поступил.
 
В итоге мы убираем все нормы по защите казахстанских производителей, и никаких других мер в их поддержку не вносим. И сейчас в этом Законе о недропользовании то же самое – предложения партии «Ак жол» о том, чтобы защитить отечественный бизнес - опять не были поддержаны разработчиком. Более того: когда наши предложения обсуждались на комитете, представители разработчиков – директор департамента министерства инвестиций - заявляет: «Мы против таких поправок, потому что они затрагивают интересы иностранных инвесторов» (?!). У меня возникает вопрос: на кого эти люди работают, какой стране они служат?
Мы уважаем иностранных инвесторов, приветствуем их и поддерживаем массу преференций. Но и они должны наши интересы соблюдать.
Недропользователи, в том числе иностранные, не только должны пользоваться нашими природными ресурсами, не только платить налоги, но и увеличивать долю местного содержания в их работе. В частности - закупать наше оборудование, заказывать услуги наших сервисных компаний, приобретать здесь, на месте, отечественные продукты питания, спецодежду и т.д. По идее, такие нормы есть в инвестконтрактах, а на деле они ничем не подкреплены, никакими требованиями законов.
На Бюро Мажилиса, Кабибулла Кабенович (спикер Мажилиса), когда рассматривали этот вопрос, просто хочу напомнить - я показал список из более чем 80 компаний-недропользователей, у которых норма местного содержания от 60 до 100%, а факт исполнения в подавляющем большинстве случаев - 0 %, есть правда пара-тройка примеров, где исполнение 1,5-2%.
И мне ещё департамент недропользования Мининвеста заявляет, что я «обижаю» инвесторов?!
 
Причём, когда нас убеждают, что преференции для казахстанских производителей надо убирать из законов – то ссылаются на Таможенный Союз. Я читаю ст.3, п.8 Закона РФ «О закупках отдельных видов юридических лиц», где прямо записано «приоритет товаров Российской Федерации по отношению к другим товарам». Эта норма действующая и никем не убрана.
А мы у себя убираем все меры по защите отечественных товаропроизводителей. В этой связи, после моей жёсткой критики, в партию «Ак жол» поступило письмо от Министерства по инвестициям и развитию, в котором говорится, что оно «приложит все усилия, для всестороннего рассмотрения предложенных Вами поправок, в том числе в проекте Закона «Об офсетных соглашениях», который планируется внести в Мажилис Парламента уже в 1-м квартале 2015 г.» - конец цитаты.
 
Мы требуем, чтобы интересы наших производителей, а это и машиностроение, и пищевая промышленность, и легкая промышленность, и сервисные компании, и многие другие – чтобы их интересы были должным образом защищены.
Повторю еще раз поручение Президента, цитирую: «Все страны мира поддерживают своего производителя - этот опыт важен для нас. Поручаю Правительству проанализировать мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанских производителей».
Прошло, повторюсь, 2 года, а госорганы вместо поддержки вносят новые и новые законы, где вопреки поручениям Главы государства наоборот, убирают все меры защиты казахстанского бизнеса.
 
Надеюсь, и меня в этом горячо убеждает Министерство инвестиций, что нам удалось донести до госорганов и свою озабоченность этими вопросами, и острую необходимость срочных мер. Иначе ещё через пару лет просто поддерживать будет некого.
Мы еще раз обращаемся к уполномоченному госоргану и Правительству – ускорить разработку и внесение Закона об офсетной политике и защитить интересы нашего бизнеса. Спасибо.