24
Ноября

Кому служат чиновники: иностранным компаниям или своей стране? - www.nomad.su

20 ноября 2014 года, пресс-служба ДПК 'Ак жол'
Кому служат чиновники: иностранным компаниям или своей стране? – такой вопрос задал Азат Перуашев в своем выступлении при обсуждении законопроекта по вопросам недропользования во втором чтении на пленарном заседании Мажилиса. Ниже приводится полный текст выступления.
Выступление А. Перуашева по законопроекту о недропользовании
Пленарное заседание Мажилиса, 19 ноября 2014
Уважаемые коллеги.
Рассматривая закон о недропользовании, хотел бы напомнить присутствующим такой факт.
3 сентября 2012 г., выступая на открытии 2-ой сессии Парламента, Глава государства сказал, цитирую: 'Сейчас важно пересмотреть всю систему поддержки казахстанского содержания – все страны мира поддерживают своего производителя. Этот опыт очень важен для нас. Поручаю Правительству совместно с фондом 'Самрук-Казына' проанализировать мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанских товаропроизводителей'.
Это поручение было дано Главой Государства, повторяюсь 3 сентября 2012 г., то есть два года назад.
Что же сделано за это время?
В прошлом году, обсуждая Закон 'О государственных закупках', правительство убрало оттуда понятие 'отечественный товаропроизводитель' и преференции для таких производителей. Причем, когда мы оспаривали такой подход, фракция 'Ак жол' требовала напротив, усилить поддержку казахстанского бизнеса, нам говорили, что в рамках Таможенного союза госзакупки должны быть едины, но интересы отечественных производителей будут учтены в другом законопроекте, касающемся закупок национальных компаний, госпредприятий и недропользователей, в Законе 'О закупках'. Мы тогда согласились, с этим условием.
Проходит уже год после его принятия, а Закона о закупках так и нет. Летом, на расширенном заседании Комитета по экономике и региональному развитию, представители Агентства по защите конкуренции заявили, что ими ведется работа по разработке и этот законопроект будет внесен осенью. Уже зима, а он так у нас и не появился. И интересы национального бизнеса в закупках остаются задвинутыми на второй план.
Другой пример: более 5-ти лет уже ведется разговор о необходимости Закона 'Об офсетной политике', который обязывал бы иностранных недропользователей, работающих в Казахстане, передавать производство комплектующих узлов и заменяемых деталей к используемому оборудованию, а также его обслуживание – местным компаниям в стране пребывания, по примеру Норвегии. Этот Закон также так и не поступил.
В итоге мы убираем все нормы по защите казахстанских производителей, и никаких других мер в их поддержку не вносим. И сейчас в этом Законе о недропользовании то же самое – предложения партии 'Ак жол' о том, чтобы защитить отечественный бизнес – опять не были поддержаны разработчиком. Более того: когда наши предложения обсуждались на комитете, представители разработчиков – директор департамента министерства инвестиций – заявляет: 'Мы против таких поправок, потому что они затрагивают интересы иностранных инвесторов' (?!). У меня возникает вопрос: на кого эти люди работают, какой стране они служат?
Мы уважаем иностранных инвесторов, приветствуем их и поддерживаем массу преференций. Но и они должны наши интересы соблюдать.
Недропользователи, в том числе иностранные, не только должны пользоваться нашими природными ресурсами, не только платить налоги, но и увеличивать долю местного содержания в их работе. В частности – закупать наше оборудование, заказывать услуги наших сервисных компаний, приобретать здесь, на месте, отечественные продукты питания, спецодежду и т.д. По идее, такие нормы есть в инвестконтрактах, а на деле они ничем не подкреплены, никакими требованиями законов.
На Бюро Мажилиса, Кабибулла Кабенович (спикер Мажилиса), когда рассматривали этот вопрос, просто хочу напомнить – я показал список из более чем 80 компаний-недропользователей, у которых норма местного содержания от 60 до 100%, а факт исполнения в подавляющем большинстве случаев – 0 %, есть правда пара-тройка примеров, где исполнение 1,5-2%.
И мне еще департамент недропользования Мининвеста заявляет, что я 'обижаю' инвесторов?!
Причем, когда нас убеждают, что преференции для казахстанских производителей надо убирать из законов – то ссылаются на Таможенный Союз. Я читаю ст.3, п.8 Закона РФ 'О закупках отдельных видов юридических лиц', где прямо записано 'приоритет товаров Российской Федерации по отношению к другим товарам'. Эта норма действующая и никем не убрана.
А мы у себя убираем все меры по защите отечественных товаропроизводителей. В этой связи, после моей жесткой критики, в партию 'Ак жол' поступило письмо от Министерства по инвестициям и развитию, в котором говорится, что оно 'приложит все усилия, для всестороннего рассмотрения предложенных Вами поправок, в том числе в проекте Закона 'Об офсетных соглашениях', который планируется внести в Мажилис Парламента уже в 1-м квартале 2015 г.' – конец цитаты.
Мы требуем, чтобы интересы наших производителей, а это и машиностроение, и пищевая промышленность, и легкая промышленность, и сервисные компании, и многие другие – чтобы их интересы были должным образом защищены.
Повторю еще раз поручение Президента, цитирую: 'Все страны мира поддерживают своего производителя – этот опыт важен для нас. Поручаю Правительству проанализировать мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанских производителей'.
Прошло, повторюсь, 2 года, а госорганы вместо поддержки вносят новые и новые законы, где вопреки поручениям Главы государства наоборот, убирают все меры защиты казахстанского бизнеса.
Надеюсь, и меня в этом горячо убеждает Министерство инвестиций, что нам удалось донести до госорганов и свою озабоченность этими вопросами, и острую необходимость срочных мер. Иначе еще через пару лет просто поддерживать будет некого.
Мы еще раз обращаемся к уполномоченному госоргану и Правительству – ускорить разработку и внесение Закона об офсетной политике и защитить интересы нашего бизнеса.
 Спасибо.
 
Источник - www.nomad.su  (Казахстан), 21.11.2014