Азат Перуашев: Требования руководства дорожной полиции о детских автокреслах прямо противоречат инструкциям мировых автопроизводителей

» Публикации » Азат Перуашев: Требования руководства дорожной полиции о детских автокреслах прямо противоречат инструкциям мировых автопроизводителей

24.01.2015, 18:42

(ответы А.Перуашева на вопросы журналиста Михаила Козачкова) 

Автокресла – тема №1 в начале этого года. В парламенте «забойщиком» этой темы выступила партия «Ак жол», организовав на прошлой неделе запрос правительству, а на этой – проведя публичные слушания с участием блогеров и руководства МВД. Но от полученных объяснений полиции, ситуация лишь ещё больше запутывается: закон вроде принят, но МВД, оказывается, может его и не выполнять; требования вроде единые, но получается, на некоторые автомобили они не распространяются… 

Вы-то сами, как депутат и руководитель фракции, разобрались хоть, где собака зарыта с этими автокреслами?

– Разобрались, и от этого стало только грустнее. Исходя из ответов, данных представителями МВД на наших слушаниях,  требования дорожной полиции об использовании детских автокресел в настоящий момент невыполнимы и незаконны.

Выясняется, что дорожная полиция и комитет по техрегулированию до сих пор не разработали технический регламент для детских удерживающих устройств и автокресел.

А без этого остаётся открытым вопрос – что именно считается таким устройством и каким требованиям оно должно соответствовать? Тем более, если речь идёт об устройствах, предназначенных для срабатывания в опасных для жизни и здоровья людей ситуациях дорожных аварий и катастроф.

– Вообще эта норма выглядит явно недоработанной. К примеру, указано, что можно использовать даже не кресла, а всякие накладки на ремни, бустеры и т.д. Но при этом непонятно, как определяется их эффективность. Не получится, что наши соотечественники будут покупать не то, что нужнее, а то, что дешевле – просто чтобы полиция не приставала?

– Об этом и речь. В интернете уже появились предложения водителей считать автокреслами поставленные на сиденье авто детские санки, сложенные одеяла, подушки из поролона и т.д. А руководство дорожной полиции полагает, что определять, какое приспособление считать ДУУ – должны сами полицейские. Но такой подход создаёт большое поле для вымогательств, когда даже при наличии устройства у проверяющих появляется возможность не признавать его таковым.

А во-вторых, сами устройства, создаваемые из произвольных конструкций и материалов – могут не защитить, а напротив, создать угрозу ребёнку. В прессе появились уже и предупреждения экспертов – ‘Передвигаясь в автомобиле на автокресле, … ребенок может подвергаться даже большей опасности, чем если бы он вовсе не был пристегнут. … Не подвергайте опасности своих детей!’ (http://www.kazpravda.kz/news/view/ob-opasnosti-detskih-avtokresel-predupredil-ekspert).

– Получается, с точки зрения дорожной полиции – требование есть – покупать и устанавливать устройства и автокресла; а что именно, какого качества – уже неважно? И чья это недоработка – парламента, правительства или полиции?

– Требования безопасности к продукции устанавливаются не законами, а подзаконными актами в виде технических регламентов, за утверждение которых отвечает уполномоченный орган (здесь – МВД) и Комитет технического регулирования Мининвестиций.

Технические регламенты должны находиться в открытом доступе для пользователей, с тем, чтобы никакой проверяющий не нёс отсебятину и не выдумывал несуществующих требований.

Однако на слушаниях в ‘Ак жоле’, ни руководящие офицеры МВД, ни горячо поддерживавшие их позицию  эксперты – не смогли назвать технического регламента РК к детским удерживающим устройствам (ДУУ) и автокреслам, зато обильно ссылались на международные конвенции, которые в самой Европе вступят в силу только в 2017 году!

Вместо ясного ответа о технических требованиях к ДУУ, сотрудники полиции, и их эксперты твердили о гибели детей в ДТП и обвиняли автолюбителей в нежелании предотвратить такие несчастья.

Но, на мой взгляд, такие методы некорректны. Это уход от предметного разговора и подмена его эмоциями.

В самом начале разговора депутаты «Ак жола» заявили о принципиальной поддержке данной нормы, в частности, для детей до 6 лет. Однако водителям необходимо чётко понимать, какие именно ДУУ и как должны устанавливаться в автомобиле. В противном случае, нагнетание ажиотажа приведёт лишь к приобретению людьми сомнительных приспособлений, которые могут напротив, – увеличить риски детей при ДТП.

– Еще один момент – ведь сейчас в страну хлынули самые дешевые кресла из Китая. Насколько они безопасны, из чего сделаны, проводились ли по ним какие-то испытания – никто этого не знает. Этот момент как-то оговаривался? Или просто достаточно поставить в машину нечто яркого цвета и написать на нем “автокресло”?

– Это как раз результат того, что дорожная полиция понуждает казахстанских граждан массово закупать любые устройства, имеющиеся на рынке, а это нередко китайская продукция.

Дело не в том, что она плохая. Просто Китай не применяет европейские стандарты и регламенты, там действуют собственные правила. Госорганами периодически поднимается вопрос использования в РК китайской техники, которая не соответствует требованиям и наших технических регламентов тоже. Конечно, есть сомнения, насколько могут соответствовать казахстанским, а тем более – европейским нормам китайские автокресла? Скорее всего, не соответствуют, но и это ни подтвердить, ни опровергнуть мы тоже не в состоянии, потому что, повторюсь, МВД и КТРМ не утвердили требования безопасности, на которые должны проверяться эти устройства.

Даже если сейчас водители покупают такие кресла,  через год-два, когда регламенты всё же будут приняты (а это должно быть сделано в любом случае), те же дорожные полицейские признают их незаконными и потребуют заменить. И начнётся повторный ажиотаж.

– А как быть с ответными заявлениями руководства МВД, что отсрочка в данном вопросе приведёт к росту детских жертв в ДТП?

– Это подмена понятий. ДТП происходят не из-за отсутствия автокресел, а из-за превышения скорости, вождения в нетрезвом состоянии и т.д. По всем этим направлениям дорожная полиция усилила работу, по крайней мере, есть такая статистика. Но при снижении количества и тяжести ДТП, будет снижаться и детский травматизм в них, это же очевидно. Если, конечно, эта статистика честная. Если же рост гибели детей в ДТП действительно произойдёт, то, прежде всего, по недосмотру самой дорожной полиции, иногда сквозь пальцы наблюдающей за лихачами типа Усенова.

‘Всплеска’ новых жертв из-за отсрочки не должно быть и потому, что никто не предлагает игнорировать обоснованные нормы ПДД – такие, как обязательное применение ремней безопасности, запрет сажать детей на переднее сиденье и т.д. Мы говорим лишь о тех непроработанных требованиях, которые, как было сказано, и сами способны угрожать детям.

В этом споре напрашивается явная аналогия. Год назад, при обсуждении этого же закона, депутаты ‘Ак жола’ предложили отменить обязательный техосмотр для новых автомобилей. И тогда тоже дорожная полиция с таким же упорством убеждала всех, что это приведёт к немедленной катастрофе и массе жертв. Точно так же были задействованы «независимые эксперты», вплоть до колоритного Амантая-кажы, которые вместо предметного разговора, стали обливать помоями депутатов, осмелившихся спорить с людьми в погонах. Эту же картину мы наблюдаем и сегодня вокруг спора об автокреслах.

Но летом прошлого года Глава государства потребовал прекратить обирать владельцев новых авто под видом техосмотра – и все споры закончились, никакого коллапса не произошло. Зато прекратились вымогательства и фальсификация справок.

Поэтому мы предлагаем не спекулировать на святой для каждого человека любви к детям, а обсуждать проблему по существу.

 

– Ну и как, удалось вам составить такой «разговор по существу»?

– Не совсем. Целый ряд наших конкретных вопросов остались без ответа, а те ответы, которые были получены – лишь ещё более запутали ситуацию.

Например, когда депутаты ‘Ак жола’ предложили убрать градацию удерживающих устройств по возрасту, оставив только вес ребёнка, нам заявили, что в Европе применяется не только эта градация, но и дополнительная – по росту детей; и каждая из них содержит по 4 категории. А на мой вопрос – сколько в таком случае нужно будет иметь таких устройств в каждом такси, и какой будет цена вопроса для таксопарков и для пассажиров – ответа не прозвучало. Посчитаем сами: 4 пассажирских места в такси, из них как минимум одно занимает взрослый, а вот на каждое из оставшихся 3-х надо иметь все 4 типа ДУУ – получается, по 12 ДУУ на каждый автомобиль в таксопарке. Если же сюда включить ещё одну градацию (по росту), то их число составит уже не 12, а все 48 ДУУ на одну машину.

Без ответа остался и другой вопрос – какого размера будут эти устройства (поскольку нет требований ни к их конструкции, ни к материалам) и где всех их размещать в типичной малолитражке?

Блогеры из регионов посетовали, что автомобили старых марок не оснащены специальными креплениями, а ‘кустарная’ установка устройств в такие авто только усиливает риск травматизам. На этот вопрос начальник управления комитета административной полиции МВД РК К.Садвакасов неожиданно ответил, что Детские удерживающие устройства нужно использовать там, где это предусмотрено конструкцией транспортного средства. Если не предусмотрено (использование таких устройств), то требования к таким транспортным средствам предъявляться не будут‘.

В то же время, он заявил, что ‘В таких транспортных средствах не следует перевозить детей‘. И ссылка на ‘рекомендательный’ характер такого устного ответа не должна обманывать водителей. Рискну предположить, что дорожная полиция возьмёт на вооружение именно последнее замечание начальства: нельзя – значит нельзя. Либо можно, но… при определённых обстоятельствах. Догадайтесь, при каких именно.

Ещё более обескураживающим оказался ответ начальника управления обеспечения дорожной безопасности МВД К.Султанбаева на вопрос о физической невозможности установить 2-3 детских кресла на задних сиденьях в небольшом автомобиле. Г-н Султанбаев твёрдо заявил, что автокресла и не должны устанавливаться на задних сиденьях, а только на передних (?!).

Руководитель дорожной полиции, видимо, даже не в курсе, что ведущие мировые автопроизводители в Инструкциях по эксплуатации своих авто прямо запрещают устанавливать детские автокресла на передних сиденьях именно по соображениям безопасности! Для интереса можете пролистать инструкцию к своему автомобилю.

При всём уважении к нашему МВД, мне почему-то верится больше автоконцернам, несущим прямую ответственность за свою продукцию.

Из разъяснений руководства дорожной полиции получается, что:

а) на старых, советских авто ДУУ и автокресла не нужны;

б) на современных иномарках автокресла нужны, но там, где предписывает их устанавливать наш МВД, они опасны для вашего ребёнка.

в) Но в целом эта норма обязательная и за неё будут наказывать.

К сожалению, я не могу назвать всё это «разговором по существу». Это скорее иллюстрация к уровню компетентности дорожной полиции, за которую нам придётся расплачиваться из собственного кармана.

– Но ведь претензии звучат и в адрес депутатов от «Ак жола» – как, мол, принимают такие законы, не подумав?  

– Как раз депутаты «Ак жола», при обсуждении закона в рабочей группе предлагали ограничить применение этой нормы детьми до 7 лет. Это можно найти в стенограмме. Но большинство коллег поддержало именно правительственную редакцию. На пленарном же заседании рассматривался закон в целом, а там было достаточно решений, направленных на улучшение дорожной ситуации – меры по ограничению скорости, ответственности за грубые нарушения ПДД и т.д.. Вот здесь затягивание с принятием точно привело бы к человеческим потерям.

Кстати, тогда же мы выступали и против обязательного техосмотра новых автомобилей, о чём сказано выше. Но также оказались в меньшинстве. И только через год, благодаря вмешательству Главы государства удалось исправить то решение.

В целом же, законотворчество – это живой процесс. Ничто не должно мешать нам сегодня принимать более зрелые решения, чем вчера. Фракция «Ак жол» потому и направила нашумевший запрос правительству о необходимости изменить эту норму. К сожалению, наше законодательство устроено так, что правительственные предложения принимаются быстрее, чем инициативы депутатов. Например, из разработанных «Ак жолом» с 2012 г. доброго десятка законопроектов, в работу парламента не принят ни один, из-за позиции правительства. Тем не менее, нужно работать и изменять ситуацию в существующих условиях.

Даже сегодня мы видим отрицательную реакцию МВД на наши предложения. И у них есть все возможности снова заблокировать здравые идеи. Вот над чем, мне кажется, надо работать, вот кого надо убеждать.

А повозмущаться депутатами может кто угодно, но это лишь вносит раскол в справедливое общественное мнение и ослабляет позиции здравого смысла. Возможно, этого и добиваются авторы таких претензий, выполняя чей-то заказ, как было и в споре об отмене техосмотра для новых авто. Мы это уже проходили. В любом случае, депутаты от «Ак жола» подняли эту тему на официальный уровень и ясно обозначили свою позицию в этом споре.