На фоне протекционистских мер России по поддержке российского алкоголя, фракция ‘Ак жол’ выступила в защиту интересов казахстанских виноделов на едином рынке ЕАЭС – www.nomad.su

» Публикации » На фоне протекционистских мер России по поддержке российского алкоголя, фракция 'Ак жол' выступила в защиту интересов казахстанских виноделов на едином рынке ЕАЭС - www.nomad.su

16.01.2015, 00:00

 
‘Как известно, в Казахстане с 2004 года полностью запрещена реклама алкогольной продукции. В условиях существовавшего на тот момент отдельного внутреннего рынка эта мера, с социальной точки зрения, была абсолютно адекватной и не вызывала возражений у общества…’
На фоне протекционистских мер России по поддержке российского алкоголя, фракция ‘Ак жол’ выступила в защиту интересов казахстанских виноделов на едином рынке ЕАЭС – соответствующий депутатский запрос на имя Премьер-министра К.Масимова озвучил сегодня в ходе пленарного заседания руководитель фракции Азат Перуашев. Ниже приводится полный текст депутатского запроса.
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Масимову К.К.
Уважаемый Карим Кажимканович !
Как известно, в Казахстане с 2004 года полностью запрещена реклама алкогольной продукции. В условиях существовавшего на тот момент отдельного внутреннего рынка эта мера, с социальной точки зрения, была абсолютно адекватной и не вызывала возражений у общества.
Но даже при этом достаточно скоро выявились негативные экономические последствия такого шага, поскольку в соседней Российской Федерации реклама алкоголя еще долго оставалась свободной и была запрещена только через два года, а реклама пива – вообще только в 2012 г., т.е. через 8 (!) лет.
Необходимо учитывать тот факт, что все годы независимости, наше население остается активным потребителем российских СМИ. По данным всех социологических исследований, доля казахстанцев, регулярно просматривающих российские телеканалы и читающих российские СМИ, стабильно составляет от 60 до 80%, а согласно исследованиям Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры – почти 90% наших соотечественников погружены в российское информационное пространство.
В результате, начиная с 2004 года, в Казахстане устойчиво формировалась ситуация, когда отечественные потребители смотрели рекламу российского алкоголя и не имели доступа к информации об аналогичной продукции казахстанского производства.
Очень скоро это отразилось на потребительских предпочтениях, а затем – и на маркетинговой политике в торговле.
Российской водке, коньяку, винам, пиву во всех супермаркетах и магазинах стали отводить наиболее заметные для покупателей места, тогда как отечественный алкоголь задвигался на задние полки и сокращался в объеме.
Еще в 2006 г. Союз виноделов Казахстана и НЭП ‘Атамекен’ поднимали вопрос о фактической дискриминации казахстанской алкогольной продукции в торговых сетях.
На все претензии отечественных производителей у торговли был резонный ответ: мы выставляем то, что спрашивают покупатели.
А покупатели спрашивают то, что видят по рекламе.
Закон экономики гласит: ‘Реклама – двигатель торговли’, и этот закон наши виноделы познали на своем опыте, оставшись и без рекламы, и без торговли.
Только с 2012 г. российская сторона последовала примеру Казахстана, с которым к тому времени уже два года находилась в Таможенном союзе, и ввела полный запрет на рекламу алкоголя (включая пиво), тогда как аналогичный запрет существует в Казахстане с 2004 г.
И тут же во всех СМИ и с высоких трибун союзного государства посыпались крики о засилье казахстанского алкоголя, стали вводиться другие дискриминационные меры – от ограничений на транспортировку нашей продукции по территории РФ, до компаний бойкота такой продукции.
Несмотря на это, казахстанское виноделие, благодаря прекрасным природно-климатическим условиям и профессионализму предпринимателей, пытается бороться за покупателя. К известным брендам с давней историей, таким как ‘Бахус’, ‘Капланбек’, ‘Дионис’, добавляются новые – ‘Виньяк’, ‘Арба Вайн’ и другие.
Некоторые из них практически поставлены на колени, но это наши предприятия, наши налоги, наши рабочие места, которым мы не только можем, но и обязаны помогать.
Между тем, с 1 января 2015 года в Российской Федерации вступили в силу новые поправки в закон ‘О рекламе’, которые вновь разрешили СМИ и телеканалам рекламу алкоголя (пива и вина), но – прошу обратить особое внимание – только российского производства.
Думаю, с учетом предыдущего негативного опыта, нет необходимости объяснять, как это решение в самое ближайшее время отразится на казахстанском рынке, а также на позиции казахстанской продукции на едином рынке Евразийского экономического союза. Коротко говоря, для нас речь идет о выживании либо утрате целой отрасли национальной экономики.
Понятно, что при ретрансляции передач российских каналов на территорию РК рекламные блоки регулируются казахстанским законодательством. Но при получении сигналов по спутнику, в приграничных регионах, а также при распространении на территории РК печатных изданий, изданных в РФ, это требование не срабатывает.
Кроме того, нововведение однозначно нарушает интересы казахстанских производителей на едином рынке ЕАЭС, и в этом смысле – и принципы равной конкуренции на российской территории.
На основании изложенного, уважаемый Карим Кажимканович, фракция партии ‘Ак жол’ предлагает Правительству срочно принять меры по защите интересов отечественных производителей в сложившихся условиях.
С уважением,
Депутаты ДПК ‘Ак жол
 
Источник – www.nomad.su  (Казахстан), 15.01.2015