23
Января

ЕАЭС: сражения у барной стойки /Анатолий Ермолович/ - Костанайские новости

 
Три месяца назад президент Чехии Милош Земан, находившийся с визитом в Казахстане, во время выступления в Астане перед руководителями крупнейших компаний республики назвал американское пиво «грязной водой», а чешское – самым лучшим. С чего бы это?
Можно быть очень закоренелым трезвенником, но даже в этом случае придется признать неопровержимым тот факт, что производство алкоголя – важнейшая часть государственных доходов. Даже арабы, наверное, не будь у них нефти, сочли бы за необходимость если самим не пить, то уж на экспорт гнать баррели водки, виски, пива…
В нашей республике 28 заводов по производству крепкой и прочей алкогольной продукции, ежегодно приносящей в казну государства миллиарды тенге. Что далеко за примером ходить – у нас добрая часть работоспособного населения Лисаковска содержится за счет спиртоводочного производства «Арай-Холдинга», который еще в начале своего становления покрывал более 60 процентов городского бюджета.
Этот краник для фискалов как палочка-выручалочка: стоит появиться финансовым брешам в бюджете, как жди повышения акцизов. Так было, например, в январе 2011 года, когда рост акцизов на пиво достиг 92 процентов, на крепкий алкоголь – 60 процентов.
Поэтому если представить немыслимое, что завтра в стране не будет ни единого пьющего человека, то даже после этого заводы не прекратят свое существование – есть соседние страны, куда можно сбывать алкоголь. Однако в этом случае ждите туч на межгосударственном небосклоне – никто не любит конкуренции.
О тучах на днях поведал депутат партии «Ак Жол» Азат Перуашев, обратившись к Премьер-министру РК с просьбой принять меры для защиты казахстанских производителей алкоголя на пространстве ЕАЭС. Вот его аргументы, приводимые в Kursiv.kz.
– Как известно, в Казахстане с 2004 года полностью запрещена реклама алкогольной продукции. В условиях существовавшего на тот момент отдельного внутреннего рынка эта мера с социальной точки зрения была абсолютно адекватной и не вызывала возражений общества. Но даже при этом достаточно скоро выявились негативные экономические последствия такого шага, поскольку в соседней РФ реклама алкоголя еще долго оставалась свободной и была запрещена только через два года, а реклама пива только в 2012 году, то есть через 8 лет после Казахстана…
В результате начиная с 2004 года в Казахстане устойчиво формировалась ситуация, когда отечественные потребители смотрели рекламу российского алкоголя и не имели доступа к информации об аналогичной продукции казахстанского производства.
Очень скоро это отразилось на потребительских предпочтениях, а затем и на маркетинговой политике в торговле. Российской водке, коньяку, пиву во всех супермаркетах и магазинах стали отводить наиболее заметные для покупателей места, тогда как отечественный алкоголь задвигался на задние полки и сокращался в объеме.
Еще в 2006 году Союз виноделов Казахстана и НЭП «Атамекен» поднимали вопрос о фактической дискриминации казахстанской алкогольной продукции в торговых сетях. На все претензии отечественных производителей у торговли был резонный ответ: «Мы выставляем то, что спрашивают покупатели, а покупатели спрашивают то, что видят в рекламе».
Только с 2012 года российская сторона последовала примеру Казахстана, с которым к тому времени уже два года находилась в Таможенном союзе. И ввела полный запрет на рекламу алкоголя, включая пиво.
И тут же во всех СМИ и с высоких трибун союзного государства посыпались крики о засилье казахстанского алкоголя, стали вводиться дискриминационные меры – от ограничений на транспортировку нашей продукции до ее бойкота на территории РФ.
Самое интересное, что не успел Перуашев забить тревогу, как россияне с 1 января нынешнего года вновь разрешили в СМИ рекламу пива и вина, но только исключительно своего производства. Варягам, понятно, тут не место. Получается, единый рынок, о котором так долго говорили и писали по поводу благостей ЕАЭС, не вписывается в реалии и принципы нынешней конкуренции.
Впрочем, казахстанцы тоже не лыком шиты: осенью прошлого года внезапно было объявлено, что на территории РК некоторые виды российских водок и пива запрещены. Формальный повод нашелся быстро: несоответствие «нормам пищевой безопасности», не так наклеены этикетки… Словом, у нас быстро появился свой Онищенко, правда, до бывшего российского главы Роспотребнадзора нам оказалось недотянуть: вскоре запрет тихо сдулся, как проколотый шарик.
Но подковерная борьба на ниве алкогольной конкуренции своей остроты не утратила. Зампред Комитета Госдумы РФ по экономполитике Виктор Звагельский внес на рассмотрение законопроект, предусматривающий ограничение беспошлинного ввоза алкогольной продукции из Белоруссии и Казахстана пятью литрами.
Депутат ссылался на то, что поводом для такого предложения стало засилье нелегальной дешевой казахстанской водки в приграничных регионах. По подсчетам депутата, в крупных городах регионов, граничащих с РК, доля дешевой казахстанской водки уже достигает 67 процентов, а потери бюджета за последние полгода составили по меньшей мере 300 млн руб. недополученных налогов.
Вадим Дробиз из экспертного сообщества оценивает объем нелегального ввоза алкоголя из Казахстана в Россию в 1–1,3 млн декалитров (20–25 млн бутылок водки). «В радиусе 1000 км от границы с Казахстаном она продается повсеместно с машин по цене 100 руб. за бутылку 0,5 л, при том что в легальной рознице самая дешевая отечественная водка не может стоить меньше 220 руб. за бутылку 0,5 л», – напомнил эксперт.
Дозвониться до наших алкогольных генералов мне не удалось – проще, наверное, поговорить с Обамой. Отрасль нехотя комментирует сложившееся положение дел, предпочитая, скорее всего, через законодателей и контрольные органы дожимать своих конкурентов на торговых и дипломатических ристалищах. Пример с Милошем Земаном отнюдь не прецедент. Перуашев тоже фигура не мелкого калибра. Так что в войне брендов затишья не предвидится.
Очевидно же другое: достаточно пробежаться по казахстанскому законодательству, чтобы убедиться, насколько оно либеральнее в части регулирования оборота подакцизной продукции, чем подобные нормативные акты РФ и Белоруссии.
Наши спиртоводочные частники противостоят трудносговорчивому Александру Лукашенко, у которого отрасль находится в кулаке государственной монополии. Россияне же любят декларировать свою открытость, но пробиться к ним с казахстанской продукцией через барьеры технического характера невероятно сложно. Они будут ставить нам палки в колеса хотя бы из-за того, что ставка акциза на алкоголь в РФ 500 рублей за литр чистого спирта, тогда как у нас 185 рублей.
Понятно, что перевезти, например, фуру с казахстанской «Хаомой» или «Айсбергом» из Карабалыка в Троицк будет очень прибыльно для перевозчика (купившего содержимое фуры якобы для семейного пользования) и намного дешевле тем, кто у него эту водку купит. Но это уже контрабанда, а мы против нее, ибо она подрывает доверие к товарищам по ЕАЭС. Ничего, кроме конкуренции.

Источник - Костанайские новости (Костанай), № 9 (22451), 21.01.2015