«Всем миром» обещают депутаты работать над проектом предпринимательского кодекса – www.vlast.kz (Алматы)

» Публикации » «Всем миром» обещают депутаты работать над проектом предпринимательского кодекса - www.vlast.kz (Алматы)

04.02.2015, 00:00

 
По меньшей мере через полгода у казахстанского бизнеса может появиться ‘своя конституция’ – предпринимательский кодекс. Новый для отечественного законодательства документ презентовали сегодня в мажилисе. Депутаты, выслушав презентационные доклады, сразу заявили: работать над этим документом придется долго, возможно, полгода и даже больше – слишком серьезный и объемный документ.
Что интересно – представлять столь важный законопроект в мажилис пришли не первые руководители заинтересованных министерств. На трибуне стояла лишь вице-министр юстиции Зауреш Баймолдина.
‘Разработанный проект предпринимательского кодекса не создает дуализм частного права, конкуренцию норм, а направлен на регулирование общественных отношений, которые возникают в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе, государственным регулированием и поддержкой предпринимательства’, – рассказывала она депутатам.
В проекте кодекса, по ее словам, закреплены 19 принципов, на базе которых взаимодействуют субъекты предпринимательства и государство. Также закреплен самостоятельный раздел по вопросам взаимодействия предпринимательства и государства. Также систематизируются формы и средства госрегулирования предпринимательства.
Оговорены в проекте и вопросы государственного заказа, и социальной ответственности бизнеса. ‘В проекте предпринимательского кодекса мы отошли от того понимания социальной ответственности, которое на данный момент содержится в законе о частном предпринимательстве. Социальная ответственность у нас предусматривается не только через призму осуществления благотворительной и меценатской деятельности, но и с учетом ведения самим предпринимателем корпоративной социальной ответственности. Иными словами, предприниматели должны иметь целью не только получение дохода, но и вносить свой вклад в развитие общества, обеспечивать бережное отношение к окружающей среде в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности, сохранять рабочие места, улучшать условия труда, обеспечивать безопасность условий труда и соблюдать нормы социальной защиты работников’, – рассказала вице-министр.
При этом кодекс, судя по замыслу разработчиков, должен стать, по сути, своего рода сводом правил для бизнеса. Непосредственно же различные виды деятельности по-прежнему будут регулироваться отраслевыми законами.
‘Мы заложили в проект основы. Потому что все-таки предпринимательский кодекс должен охватывать практически все виды предпринимательской деятельности, которые характерны для любого субъекта предпринимательства, – объяснила Баймолдина. – Большинство законодательных актов были заложены в проект кодекса. Эта идея не была воспринята, потому что кодекс получался неподъемный, не совсем понятный и неудобный для правоприменителей. Поэтому пошли по другому пути – сохранить отраслевые специальные законы, а здесь заложить правовые основы, за рамки которого уже в отраслевых законодательных актах не могли бы выходить’.
Депутатов такой подход не удивил. Обсуждая документ, они больше интересовались участием в его разработке известных в стране юристов, изучением международного опыта и т.д. Фактически ‘уточнить насущные вопросы’ попыталась лишь Светлана Романовская, спросив, поможет ли данный кодекс в будущем избежать резких скачков цен на товары, особенно социально значимые. Вице-министр ответила так: ‘Поскольку речь идет о товарах, работах и услугах, которые осуществляются субъектами предпринимательства, естественно, цены устанавливаются ими самостоятельно. Это общие правила. За исключением тех случаев, когда государство устанавливает определенные цены на определенные виды товаров, работ и услуг.
При этом в проекте кодекса мы указали, что это будет осуществляться постановлением правительства. Таких направлений и таких видов работ, услуг и товаров 10, и правительство будет устанавливать перечень социально значимых, особенно продовольственных товаров. Пороговые значения розничных цен на социально значимые продовольственные товары размер предельно допустимых розничных цен будут утверждаться уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности’.
Возглавлять рабочую группу мажилиса по этому законопроекту будет главный защитник интересов бизнеса в законотворческом органе – мажилисмен Азат Перуашев. Он поблагодарил правительство за разработку столь значимого для бизнеса законодательного акта, но сразу дал понять – работа над ним вряд ли пройдет легко и гладко. И даже привел конкретные примеры существующих проблем, которые необходимо решить именно законодательно:
‘При том, что конституция гарантирует презумпцию невиновности гражданам, презумпция добросовестных предпринимателей не принимается. Любые сомнения в отношении предпринимателей и госоргана, допустим, проверяющего, трактуются в пользу проверяющего. Хотя с точки зрения права должно быть наоборот – если нет доказанной вины предпринимателя, он должен считаться невиновным’.
О проблемности предстоящей работы высказалась и вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева: ‘Я согласна с коллегами, что в этом проекте совершенно не отражены интересы среднего бизнеса.
Небольшая статистика: в Казахстане на 1 января 2015 года субъектов малого предпринимательства насчитывается почти 75 тысяч, среднего предпринимательства всего 4 500, но при этом доля численности занятых в субъектах среднего предпринимательства составляет 16,7% от всего занятого населения. И доля выпускаемой продукции, казахстанской продукции 73,3% . Эти цифры сами за себя говорят. Конечно, малому бизнесу нужно помогать, но при этом не надо забывать про средний бизнес.
Его интересы должны быть все-таки отражены в Кодексе, даже если они не отражены в действующем законодательстве. Мы с вами обладаем правом законодательной инициативы и можем необходимые нормы внести’.
Кроме того, по мнению Назарбаевой, под действие этого кодекса должны попасть и субъекты квазигосударственного сектора – как виды государственного предпринимательство – ‘чтобы к ним была другая мера ответственности, надзора и контроля’. ‘Здесь никакой демократии и либерализации быть не может, потому что речь идет о государственных активах, бюджетных деньгах, которые туда вливаются.
И государственные монополии. Это субъекты государственного предпринимательства или частного предпринимательства? И как они должны регулироваться данным кодексом, – перечислила вице-спикер вопросы. – Вот несколько концептуальны моментов, которые уже сегодня вырисовываются. Всем миром навалимся, будем помогать вашему комитету. В итоге добьемся хороших результатов’.
 
Источник – www.vlast.kz (Алматы), 03.02.2015