Институт ‘отката’ /Юлиана Жихорь/ – Новое поколение (Алматы)

» Публикации » Институт 'отката' /Юлиана Жихорь/ - Новое поколение (Алматы)

06.02.2015, 00:00

 
Сфера государственных закупок – огромное поле для коррупции. Именно на нем зиждется вся основа финансового благосостояния неблагонадёжных чиновников. ‘Откаты’, растущие год от года в строгом соответствии с ростом расходов на закупки, сейчас, как поговаривают, доходят до 50 процентов от суммы конкурса. Все это не может не влиять на итоговое качество закупаемого товара или услуги. Правительство в очередной раз делает попытку минимизировать коррупционные риски: в мажилисе презентовали проект закона ‘О государственных закупках’ в новой редакции Буквально на днях Казахстан потряс очередной скандал: на новой взлетно-посадочной полосе Уральска появились выбоины и трещины. Причем отремонтирована она была лишь… осенью прошлого года. На реконструкцию государство выделило 6,3 миллиарда тенге. Проект рассчитан на два года и предполагал реконструкцию полосы, ее удлинение и расширение (чтобы принимать больше разных судов). В прошлом году на реконструкцию полосы уже потратили 3,7 миллиарда: 1 сентября 2014-го, когда аэропорт закрыли для обслуживания пассажиров, а первый рейс на новой ВПП совершили уже 3 ноября 2014-го. Но…
‘Бетон положен некачественно, он рушится’, – заявил журналистам финансовый директор аэропорта города Уральска Аза-мат Тураш. Сама полоса сегодня – собрание ям и трещин. Самая большая выбоина – 15 сантиметров, остальные – 5-6 сантиметров. Устранять-то все эти недоделки будут весной, когда талые воды вообще размоют ямы и трещины.
Но главный вопрос в другом – как они вообще там появились?
Как правило, такие ‘дыры’ в продукции, полученной в результате государственного заказа, – результат вынужденного удешевления затрат на проект в результате ‘дележки’ денег. Тех самых ‘откатов’.
Именно для того, чтобы этот ‘откат’ обеспечить, ушлые заказчики выбирают ‘свои’ компании, под которые и подгоняют техническую документацию тендеров. Порой бывает так, что конкурсы выигрывают компании, у которых кроме имени ничего нет: в последующем они нанимают подрядчиков, субподрядчиков, субсубподрядчиков, распыляя деньги. А мы потом получаем: рассыпающиеся в первый же год дома и дороги, ломающуюся мебель и неработающее оборудование… В общем, все прелести ‘дешевых товаров’, купленных за огромные деньги.
Министр финансов Бахыт Султанов, презентуя новый законопроект в мажилисе, сообщил, что они постарались охватить все ‘болевые точки’. ‘К примеру, на этапе планирования имеется проблема планирования бюджета по завышенным ценам. В этой связи законопроектом предлагается внедрить исключительно электронный формат заключения договоров. Это позволит формировать полную и достоверную информацию по закупаемым товарам, работам, услугам и определять их средние закупочные цены. Тем самым бюджеты администраторов бюджетных программ будут формироваться не на основе прайс-листов, а на основе средних закупочных цен, сформированных на веб-портале’, – заявил он.
Впрочем, депутаты тут же удивились: ‘А как эти средние цены-то будут формироваться?’. ‘Как можно отойти от прайс-листов?’ – не поняла Светлана Романовская.
Что касается ‘подтачивания’ техспецификации под одного поставщика, то, как предлагает Минфин, теперь будет введен ‘институт предварительного обсуждения технической спецификации’: техспецификация будет выставлена на всеобщее обсуждение потенциальных поставщиков. И, возможно, к моменту конкурса в нее будут вноситься изменения, основанные на советах и комментариях этих специалистов рынка. ‘Данная мера позволит потенциальным поставщикам заранее ознакомиться с требованиями технической спецификации и в случае наличия замечаний по ним обратиться к заказчику об их устранении’, – заявил Султанов.
А еще Минфин предлагает сделать ‘электронный магазин’: там будут размещать товары потенциальных поставщиков. И госорган уже сможет выбрать те из них, которые соответствуют заявке и предлагаются за наименьшую цену. ‘Закупки через электронный магазин позволят в короткие сроки (в два дня) осуществить закуп необходимых товаров’, – пообещал Султанов. При этом он уточнил, что закупки будут проводиться только на товары с четко описанными стандартными требованиями.
В новом документе вообще немало интересных новшеств. Например, Минфин предлагает упростить порядок проведения конкурса и аукциона, совместив время подачи заявки на участие в конкурсе и ценовое предложение, что, по словам министра, позволит сократить этапы проведения конкурса, а также исключить факты, способствующие злоупотреблению должностных лиц заказчика.
Депутаты документом вдохновились. Представители фракции ‘Ак жол‘ сообщили, что законопроект хорошо проработан с бизнес-сообществом (само сообщество в лице представителя НПП этот факт подтвердило).
Впрочем, вопросов тоже осталось немало.
Вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева настоятельно посоветовала обратить более пристальное внимание на закупки в квазигосударственном секторе. В 2013 году из семи триллионов тенге всего объема республиканского бюджета 3,5 триллиона тенге потратили на госзакупки в рамках ‘Самрук-Казына’. ‘Половина бюджета выпадает из-под контроля’, – возмущена Д. Назарбаева.
По ее мнению, следует больше внимания уделить прозрачности итогов конкурсов: оглашать для широкой общественности не просто название компании – победителя, но конечного бенефициара, вплоть до физического лица – владельца или учредителя: ‘И тогда большое количество недобросовестных конкурентов сразу бы отпало’.
Депутаты только приступили к работе над законопроектом. Но пообещали, что уделят документу максимум своего внимания.

Источник – Новое поколение (Алматы), № 14 (1243), 06.02.2015