‘Распил’ окончен? /Евгения Бодрова/ – Городская неделя (Павлодар)

» Публикации » 'Распил' окончен? /Евгения Бодрова/ - Городская неделя (Павлодар)

16.02.2015, 00:00

 
Казахстанским мздоимцам и казнокрадам серьезно усложняют жизнь. Присвоить бюджетные деньги теперь будет непросто: тендеры станут прозрачными. На минувшей неделе Министерство финансов презентовало законопроект о государственных закупках. А, как известно, именно в этой сфере фиксируют самое большое количество коррупционных преступлений. Новый документ предусматривает жесточайший контроль общества над всеми финансовыми операциями. Законопроект еще не приняли, но он уже наделал немало шума.
На презентации законопроекта о государственных закупках в Мажилисе был настоящий аншлаг. Еще бы: новые нормы касаются всех, кто имеет прямое или косвенное отношение к тендерам – то есть к распределению колоссальных бюджетных средств. Речь идет о миллиардах тенге: на лекарства, на дороги, на строительство и даже на письменные принадлежности для чиновников. Одно из требований депутатов – исключить возможность личного влияния чиновников на результаты конкурсов.
– Как только присутствует человеческий фактор, никакой прозрачности в госзакупках нет, – заявил мажилисмен Талгат Ергалиев.
В Министерстве финансов заверили: теперь все будет по-другому. Появится даже такое понятие, как «электронный магазин», в нем организаторы конкурса смогут быстро найти необходимый товар.
– Проведен анализ болевых точек на всех этапах государственных закупок. К примеру, на этапе планирования имеется проблема завышения цен. Об этом мы серьезно говорили при обсуждении бюджета в парламенте, – напомнил министр финансов Бахыт Султанов. – Завышение цен наблюдается и в заявках администраторов бюджетных программ, и в планах государственных закупок. Это зачастую является основой для различных коррупционных схем. Теперь механизм будет работать по-другому. Будет вырабатываться сообщество потенциальных поставщиков. Трудно будет одного кого-то взять и «отрубить» из этого процесса. Уменьшается человеческий фактор.
Еще один проблемный момент – соотношение «цена – качество». Нынешний закон предписывает государственным органам покупать самые дешевые товары, а они не отвечают даже минимальным стандартам. Мажилисмены потребовали, чтобы в новом законопроекте предусмотрели и этот нюанс.
– Приведу пример, – говорит депутат Мажилиса Загипа Балиева. – Детский дом хочет закупить носочки для детей. Конечно, нужно, чтобы они прослужили хотя бы год, ну, полгода. Однако из-за цены закупают китайские носочки, которые быстро «расползаются». И ничего поделать нельзя. Это ключевой вопрос – цена или качество. На мой взгляд, это самая важная стать». Можно весь закон не принимать, только несколько статей. Главное – решить проблему «цена-качество». Этот вопрос волновал не только Балиеву. Народные избранники напомнили министру финансов, как в его собственном ведомстве купили китайский сервиз по цене итальянского, переплатив за него немалые деньги.
– Надо прописать, чтобы заказчик и поставщик указывали страну производства, – заявил мажилисмен Омархан Оксикбаев. – Мы знаем, что один из ваших комитетов купил чайный сервиз. Они указали цену, как будто это «Мадонна», а на самом деле это был китайский дешевый сервиз.
Также депутаты потребовали, чтобы в законе ужесточили спрос и с организаторов конкурсов. Ведь нередко заказчики сами тормозят тендеры, затем аврально их проводят, а у исполнителей не остается времени выполнить условия конкурса. В итоге предпринимателей штрафуют и вносят в списки недобросовестных участников госзакупок. А иногда, если победил «неугодный» конкурсант, с ним попросту отказываются работать.
– Надо привлекать к ответственности не только недобросовестных предпринимателей, но и недобросовестных организаторов торгов, которые не хотят заключать договоры с победителями тендеров, – считает мажилисмен Азат Перуашев.
Кроме того, народные избранники предлагают усилить контроль и над самими бизнесменами. В конкурсной документации необходимо указывать конкретные фамилии владельцев фирм-поставщиков. Чтобы любой казахстанец знал, кто именно стоит за той или иной компанией, кто поставляет нам лекарства, кто ремонтирует дороги, а кто делает дорогие имиджевые ролики для министерств.
– В 2013 году крупнейшими получателями госзаказов (а это 15 физических лиц) через различные фирмы освоено почти 400 миллиардов тенге. Это 37,8% от всего объема государственных закупок. Кто они, эти счастливцы, эти 15 физических лиц? Мы имеем право знать, раз речь идет о наших с вами общих деньгах, – заявила вице-спикер Мажилиса Дарига Назарбаева.
Законопроект о государственных закупках еще будут корректировать, будут вносить в него изменения и дополнения. От депутатов поступило много замечаний. Всем даже не успели дать слово – не позволил регламент. Разработчики уверены, что после вступления в действие нового закона коррупция в стране значительно уменьшится.

Источник – Городская неделя (Павлодар), № 5 (562), 11.02.2015