ДПК «Ак жол» – Общенациональный патриотический порыв должен быть подкреплен законодательными мерами

» Публикации » ДПК «Ак жол» - Общенациональный патриотический порыв должен быть подкреплен законодательными мерами

18.02.2015, 13:58

На недавнем расширенном заседании Правительства Казахстана Президент Назарбаев, адресуя антикризисные поручения Кабмину, призвал и рядовых казахстанцев внести вклад в поддержку экономики. Нацкомпаниям было рекомендовано поддержать тенге, предприятиям – искать новые рынки сбыта, а гражданам – быть патриотами и покупать казахстанскую продукцию.
– Необходимо возобновить практику проведения форумов по казахстанскому содержанию с заключением соответствующих меморандумов. Запустим акцию «Сделано в Казахстане», чтобы во всех торговых сетях появились секции отечественных товаров. Акимам областей необходимо за этим проследить. Обратимся ко всем гражданам в этой сложной ситуации быть патриотами и покупать казахстанскую продукцию, – сказал Нурсултан Назарбаев.
Между тем в Демократической партии Казахстана «Ак жол» считают, что общенациональный патриотический порыв должен быть подкреплен законодательными мерами.
Но на сей раз, в противовес нашумевшей инициативе о восстановлении таможенных постов на границе Казахстана и России, предлагается иной механизм защиты отечественных производителей – введение норм о казахстанском содержании в законодательство о закупках квазигосударственного сектора.
Кстати, такой законодательный маневр в различных интерпретациях уже неоднократно инициировался представителями «Ак жола». И спустя лишь пару часов по завершении высокого собрания, лидер парламентской фракции ДПК Азат Перуашев озвучил партийные инициативы на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК в депутатском запросе на имя премьер-министра страны Карима Масимова.
В качестве преамбулы к нынешней инициативе он вспомнил иную – инициативу Правительства РК, в результате которой в 2013 году в национальный Закон «О государственных закупках» были внесены поправки, исключившие преференции для отечественных производителей и распространившие национальный режим госзакупок Казахстана на всех участников Евразийского экономического союза.
На этапе рассмотрения этих законодательных изменений в палате представители фракции «Ак жол» подвергли критике предложенные разработчиками нововведения, пытаясь отстоять интересы отечественных бизнесменов. Однако лоббистский ресурс не устоял перед натиском интеграционных обязательств республики – закон был принят, а в качестве утешительного приза ДПК получила письменные заверения разработчика в лице Минфина в том, что интересы казахстанских производителей будут защищены через Закон «О закупках», регулирующий деятельность предприятий квазигосударственного сектора и крупных недропользователей.
– Мы согласились с таким подходом, поскольку объемы рынка квазигосударственного сектора в пять и более раз превосходят рынок государственных закупок. Например, в 2012 году рынок госзакупок составил 1,5 трлн. тенге, а закупки нацкомпаний, госпредприятий и недропользователей превысили 8,4 трлн. тенге. В 2013 году госзакупки составили 1 трлн, закупки по линии «Самрук-Казына» – 3,5 трлн. тенге, закупки недропользователей и системообразующих предприятий – еще 3,8 трлн. тенге, – отмечает Азат Перуашев, подчеркивая, что  национальный бизнес, безусловно, заинтересован в получении преференций в столь емком секторе. Также лидер фракции отмечает: аналогичные нормы установлены, в частности Законом «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» в России, и в других государствах ЕАЭС.
Однако, несмотря на доводы «акжоловцев», разработчики не торопятся держать слово: по прошествии более года проект обещанного закона в поддержку отечественного бизнеса так и не появился…
Между тем, ситуация приобретает «весьма критический оборот», отмечает в депутатском запросе премьер-министру Азат Перуашев: «Как известно, в результате девальвации российского рубля, казахстанские производители стремительно теряют потребительский рынок. Для многих из них огромный рынок закупок нацкомпаний и недропользователей мог бы стать в этих условиях реальной опорой для выживания. Тогда как дальнейшее затягивание с введением законодательных защитных мер для отечественного бизнеса в этой сфере, напротив, лишает казахстанских предпринимателей столь необходимой поддержки.
Более того, без решительных мер и этот рынок, под влиянием российской девальвации, может достаться производителям из РФ. Считаем создавшееся положение в нынешних условиях недопустимым», – говорится в запросе.
Разрушительное влияние на казахстанскую экономику обвального курса рубля по отношению к резервным валютам – один из хитов экспертных дискуссий в Казахстане в последние месяцы. Большинство их участников признают, что в тактическом плане сложившаяся ситуация оставляет не слишком широкое поле для маневров: первое – провоцирует партнеров России по ЕАЭС на встречную девальвацию, второе – заставляет изыскивать (или изобретать) протекционистские меры по защите отечественных рынков, что противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе. 
По мнению известного экономиста, советника Президента РФ Сергея Глазьева, девальвация рубля поставила ЕАЭС на грань некоего «валютного соревнования с негативным смыслом», когда обменный курс валют эксплуатируется в качестве элемента манипуляций для поддержания конкурентоспособности торговли.
В этом контексте эксперт считает необходимым уточнить взаимные обязательства в рамках Евразийского экономического союза в области регулирования валютных масс.
 
 – Для того чтобы предотвратить сползание в валютные войны внутри союза, необходимо договориться об общих правилах поведения с обменными курсами национальных валют, – считает С. Глазьев, – и, конечно, нам нужно расширять интеграцию в этой ситуации, вести переговоры по созданию и расширению зон преференциального режима торговли с Индией, с Вьетнамом, и в целом с регионом АСЕАН.
Между тем во всем разнообразии экспертных мнений есть безапелляционный императив: для успешного продвижения интеграционных процессов в формате ЕАЭС необходимым условием является скорейшее проведение инфраструктурной модернизации, реиндустриализации и диверсификации национальных экономик. И в этом процессе не менее важен фактор единой политики и согласованных действий. 
Поиск иных вариантов решения проблемы в большей степени смахивает на попытки ее искусственного затягивания и нагнетания. Не случайно, на упомянутом расширенном заседании Правительства РК Глава Казахстана также вынужден был обратить внимание на «опасности», которые несет в себе девальвация рубля: «Это ничего общего не имеет с Евразийским экономическим союзом. Мировой рыночной экономике, частью которой мы являемся, свойственны такие колебания. Это временная ситуация, решение которой будет найдено. Сокращение спроса в России – стимул для усиления работы по диверсификации казахстанского экспорта. Кроме того, подешевевшие энергоресурсы, комплектующие и запасные части – это благо для других секторов. Надо использовать эту возможность для роста обрабатывающей промышленности», – сказал Нурсултан Назарбаев.
И, думается, если эти возможности будут реально использованы, казахстанцев не придется уговаривать покупать товары из категории «Сделано в Казахстане», они охотно и добровольно проголосуют рублем за качественный и недорогой отечественный продукт…
Ольга Казанцева 
  Источник – www.ia-centr.ru