Еще не время обсуждать единую валюту ЕАЭС – www.kapital.kz

» Публикации » Еще не время обсуждать единую валюту ЕАЭС - www.kapital.kz

17.02.2015, 00:00

 
Союзу необходимо решить более важные вопросы
Вопрос единой валюты Евразийского экономического союза еще не созрел. Сначала нужно обеспечить реальную свободу движению товаров, услуг, капитала и рабочей силы в ЕАЭС, и только потом приступать к формированию единой валюты.
Недавно посол России в Беларуси Александр Суриков в комментариях РИА Новости по поводу введения в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) единой валюты высказал много здравых мыслей.
«Не надо гнать лошадей. Почему у нас не возникло единой валюты союзного государства? Не успели чернила просохнуть под договором о его создании, не принят был даже юридический акт, который давал бы право являться субъектом международного права, как сразу начали заниматься валютой. Валютой чего? Валютой отсутствующего юридического лица?» – заявил Александр Суриков.
«Сейчас то же самое. Что это будет за валюта? Евразийский экономический союз не имеет в своих функциях, определенных соответствующими соглашениями, ни единой платежной системы, ни единого фондового рынка, ни единой валюты. Это лишь перспектива его развития. Тоже не надо гнать лошадей», – добавил он.
По мнению посла, ЕАЭС должен сосредоточиться на выполнении уже достигнутых договоренностей. «По тем четырем свободам, по которым определился в своих документах Евразийский экономический союз, надо встать на ноги, прекратить всякие преференции, препоны, барьеры и так далее. И потом только, если все будет нормально по четырем свободам (движению товаров, услуг, капитала и рабочей силе), надо обсуждать единую валюту, фондовый рынок и все остальное… И не надо торопиться. Иначе мы опять все скомкаем», – сказал Суриков.
Россия, Беларусь и Казахстан подписали 29 мая 2014 года в Астане договор о Евразийском экономическом союзе, он вступил в силу 1 января 2015 года. 2 января 2015 года к ЕАЭС присоединилась Армения, в мае ожидается присоединение Кыргызстана. Создание ЕАЭС выводит страны – участницы бывшего Таможенного союза, чей суммарный ВВП составлял 85% валового продукта СНГ, на более высокий уровень интеграции. Таким образом, завершается формирование крупнейшего общего рынка на пространстве СНГ (170 млн человек), который станет новым мощным центром экономического развития.
О единой валюте в рамках ЕАЭС говорят много. Еще летом 2014 года первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов сказал СМИ, что «в какой-то момент следует серьезно исследовать вопрос финансового союза, а может, и валютного». В секретариате российского вице-премьера журналистам подтвердили, что «в будущем планируется ввести единую валюту для трех стран».
Экспертное сообщество подходит к этому вопросу более осторожно.
Так, например, аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Ерлен Бадыхан считает, что «возможность введения единой валюты в недалеком будущем (уже до 2020 года) исключать нельзя». «При достаточной настойчивости российской стороны заявления казахстанских властей о нежелании вводить единую валюту легко сменятся на противоположные. При этом неважно, как она будет называться – алтын, рубль, евраз или как-то иначе», – отметил он.
Менее оптимистичен другой казахстанский эксперт, финансовый аналитик Айдархан Кусаинов. «Записанные требования к экономикам стран – членов ЕАЭС вполне логичны и естественны. Когда речь идет о едином Таможенном союзе, гармонизации технических требований, упрощении движения капиталов, людей и так далее, то страны-партнеры должны соответствовать друг другу по макроэкономическим параметрам. Это никак не означает обязательности единой валюты и даже валютного союза», – подчеркивает эксперт.
Тогда же, летом 2014 года, по поводу единой валюты высказалась министр Евразийской экономической комиссии по интеграции и макроэкономике Татьяна Валовая. По ее словам, в ЕЭК не видят смысла переходить на единую валюту в рамках ЕАЭС, до формирования единого финансового рынка в 2025 году.
Понятно, что вопрос единой валюты пока только обсуждается, и до реального введения еще далеко. Тем более в самих документах по ЕАЭС этот вопрос вообще отсутствует.
Правда, имеются нюансы, от которых отмахнуться нельзя. Например, возьмем необязательность российских властей. Так, еще в ноябре 2013 года министр сельского хозяйства Николай Федоров объяснял сбой плана госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы плохими погодными и экономическими условиями.
А в сентябре 2014 года первый вице-губернатор Камчатского края Дмитрий Латышев просил усилить работу по исполнению государственных программ и инвестиционных мероприятий. Это он сделал после того, как ему доложили о провале в исполнении сразу трех госпрограмм «Совершенствование управления краевым имуществом», «Информационное общество в Камчатском крае» и государственная программа Камчатского края «Социальное и экономическое развитие территории с особым статусом «Корякский округ» на период 2014-2018 годы».
И таких провалов, например, по созданию в России высокотехнологичных клиник, собственной Силиконовой долины (Сколково), обновлению жилищного фонда, и других полным-полно.
Нельзя сказать, что власти ничего не делают. Так, в октябре 2014 года президент России Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву обеспечить четкое выполнение госпрограмм по экономическому развитию.
В частности, определить конкретных правительственных чиновников, отвечающих за выполнение каждой из проводимой в стране экономической государственной программы. Подготовительный этап поручения необходимо завершить уже до декабря 2014 года.
Но слова, как правило, остаются просто словами. Достаточно вспомнить уголовное дело против компании «Оборонсервис» и бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, чтобы понять самое важное. Пока система власти работает только на «распил» бюджетных денег, ничего кардинально не изменится.
Не лучше обстоят дела и в Казахстане.
У нас тоже полным-полно госпрограмм, по которым или ничего не сделано, или сделано ничтожно мало. Достаточно вспомнить госпрограммы «Питьевая вода», «100 школ, 100 больниц», «Дорожная карта бизнеса 2020», ГПФИИР и другие. Информацию о многих из них мы узнаем из криминальной хроники. Система власти, как и в России, работает по принципу «распила».
Так же, как и в России, у нас тоже пытаются призвать к ответу. Так, в январе 2014 года глава ДПК «Ак жол» Азат Перуашев говорил, что «необходимо ввести публичную отчетность министерств об исполнении Посланий Президента по каждому пункту, чтобы не допускать провалов наподобие ситуации в фармацевтической отрасли».
«Исполнение конкретных пунктов ежегодных Посланий Президента гораздо важнее лозунгов и призывов. Тем не менее именно здесь порой случаются провалы», – подчеркнул А. Перуашев и привел в качестве примера послание 2008 года. Тогда президент поручил к 2014 году, то есть к сегодняшнему дню, «обеспечить более 50 процентов внутреннего потребления лекарственных препаратов за счет отечественного производства».
Но это так и не было исполнено.
В таких условиях вопрос о введении единой валюты отходит на второй или третий план. Гораздо важнее обеспечить свободное перемещение в границах ЕАЭС товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Если сомневаетесь, вспомните, о чем лишь недавно говорила в Москве казахстанская делегация. Напомню – об ограничении российского экспорта в Казахстан. Вроде как Москва сейчас этот вопрос обдумывает. Еще раз: речь идет об ограничении свободного перемещения товаров и услуг в рамках ЕАЭС.
Что уж говорить о единой валюте…
 
Источник – www.kapital.kz (Казахстан), 16.02.2015