Амантай Досмаханбетулы: Моё дело – предложить… /Оксана Акулова/ – Время (Алматы)

» Публикации » Амантай Досмаханбетулы: Моё дело - предложить... /Оксана Акулова/ - Время (Алматы)

25.02.2015, 00:00

 
Преподаватель автошколы с 30-летним стажем, изучив Закон “О дорожном движении”, нашел в нем немало спорных моментов
Сейчас МВД проводит мониторинг практического применения Закона “О дорожном движении”, который стал одним из самых скандальных документов последнего времени. Работа продлится до конца июня. После этого может появиться специальный законопроект, в который войдут поправки, связанные с вопросами дорожного движения. Так что, каким в результате будет новый закон, зависит и от нас с вами.
Житель Тараза Амантай ДОС­МАХАНБЕТУЛЫ, преподаватель автошколы с 30-летним стажем и заядлый автомобилист, изучив Закон “О дорожном движении”, нашел в нем немало спорных моментов и написал письмо в МВД со своими предложениями. А заодно обратился и в нашу газету, чтобы уж точно быть услышанным в Астане.
– У нас в Казахстане нет влиятельных ассоциаций, которые бы защищали права миллионов автомобилистов, – считает Амантай, – именно поэтому и появляются законы, которые не учитывают интересов водителей. Если бы Закон “О дорожном движении” активно обсуждался, а представители общественности могли бы вовремя высказать свое мнение, он был бы совершенно другим. Думаю, нам самим нужно быть более сознательными и уметь отстаивать свои позиции, тогда мы сможем чего-то добиться. Итак, вот что я предлагаю сделать.
Ввести ограничения для начинающих водителей со стажем до двух лет.
Им должно быть запрещено:
– развивать скорость более 80-90 км/час;
– садиться за руль в ночное время суток (с 00.00 до 06.00);
– управлять автомобилем с объемом двигателя более двух кубов в первый год вождения и до трех кубов со второго года вождения.
Кандидатов в водители при неудачной сдаче экзамена нужно направлять в автошколы для дополнительного обучения.
Кстати, точно такие же и некоторые другие виды ограничений для начинающих водителей действовали во времена Советского Союза и до сих пор существуют в странах Европы и Америки.
Отменить пункт закона, который разрешает двигаться со скоростью 110 км/ч только на дорогах с разделительной полосой.
Дорог, которые подпадают под это определение, в Казахстане не так уж и много. Это, к примеру, трассы, полосы движения на которых разделяют высаженные деревья или специальные заграждения. Так что теперь на большинстве загородных дорог разгоняться можно не более чем на 100 км/ч. Согласно ПДД, утвержденным международной конвенцией, скоростной режим регулируется наличием определенных знаков: “населенный пункт”, “ненаселенный пункт”, “автомагистраль” или знаками, определяющими скорость. Это международные, понятные всем водителям требования. Разделение загородных трасс по каким-то другим характеристикам приведет к тому, что иностранные водители, которые едут транзитом через нашу страну, будут из-за незнания этих моментов нарушать правила. Да и не все местные до сих пор разобрались во всех тонкостях.
Снять ответственность с центров технического осмотра за ДТП, произошедшие из-за неисправностей, не выявленных при техосмотре.
Согласно закону центры техосмотра (ЦТО), по сути, несут ответственность за автомобиль в течение года. Такую гарантию не дает даже завод-изготовитель. В статье 89 закона говорится: “Если в ходе проведения обязательного технического осмотра оператором не выявлены технические неисправности механического транспортного средства… оператор технического осмотра обязан возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца механического транспортного средства либо третьих лиц вследствие таких неисправностей…”.
Даже компании, занимающиеся страхованием гражданско-правовой ответственности, выдают на восстановление транспортного средства определенную сумму – не более 600 МРП, при смертельном случае – 1000 МРП. Получается, что они защищены, а центры техосмотра – нет: им придется возмещать вред в полном объеме. Необходимо также установить максимальную сумму выплат, определить, кто и как их должен получать – виновник ДТП или пострадавший, и прописать необходимый размер уставного капитала ЦТО.
Создать условия получения практических навыков вождения для новичков.
В каждом городе должно быть организовано по нескольку коммунальных автодромов с применением всех видов инфраструктуры дорожного движения – разметка, дорожные знаки, различные светофоры, ночное освещение. Почти у 60 процентов курсантов автошкол нет личного транспорта. И случаев, когда, получив водительское удостоверение, человек садится за руль лишь через несколько лет, когда все навыки вождения забыты, очень много. Чтобы эти люди не учились ездить непосредственно на дорогах, и нужны муниципальные автодромы.
Кроме того, следует законодательно прописать профилактические меры по снижению ДТП. Должны быть введены ежегодные лекции и беседы по правилам и основам безопасности дорожного движения в средних учебных заведениях, вузах, различных организациях.
Нарушители ПДД перед оплатой штрафа или те, кто повторно получает водительское удостоверение, тоже должны будут прослушать соответствующие лекции. Права выдаются на десять лет, за это время большинство водителей забывают многие пункты ПДД, начинают их неверно трактовать. Чтобы этого не происходило, знания нужно периодически освежать.
Отменить необходимость вписывать в страховой полис информацию о человеке, которому ты доверяешь управление автомобилем.
Страховые компании должны нести ответственность перед водителем, находящимся за рулем в момент ДТП, независимо от того, вписан он в полис или нет. Сейчас данные о водителе, указанном в страховке, никак не связаны с базой МВД, как это было раньше при регистрации доверенностей. Полицейские говорят, что эта мера нужна, так как она позволяет отслеживать, насколько законно человек находится за рулем. Но в большинстве стран мира доказательством этого является наличие техпаспорта на автомобиль. Эта практика должна применяться и у нас.
Внести в закон новый дорожный знак “ведется видеонаблюдение”.
Он может относиться к группе “предупреждающих”. Такой знак нередко можно видеть на улицах наших городов, но его до сих пор нет в ПДД. Нужно разработать его единый стандарт, закрепить законодательно и устанавливать в рамках правил. То же самое касается разметки желтого цвета на пешеходных переходах. В ПДД написано, что “зебра” может быть только белого цвета, но в реальности нередко используют и желтый – более заметный. Этот пробел также нужно восстановить.
Выдавать субсидии на установку ремней безопасности на заднем сиденье.
Недавно в МВД разъяснили: если конструкция машины не позволяет установить автокресла и спецустройства, то делать этого не нужно. Получается парадоксальная ситуация: если у тебя есть ремни на заднем сиденье, которые и так защищают пассажиров, то ты все равно обязан создать дополнительные меры безопасности. А если их нет, ничего не надо делать – продолжай подвергать пассажиров смертельной опасности. Чтобы привести все в порядок, предлагаю субсидировать водителей на установку ремней безопасности.
Что уже предлагали?
Удалить из закона норму, запрещающую пассажирам покидать транспортное средство, которое остановил полицейский, до тех пор, пока это не разрешит сделать сам инспектор.
С таким предложением в начале года выступили депутаты-коммунисты. Реакция оппонентов из МВД последовала практически сразу. Эта норма по-прежнему будет распространяться на водителей, в этом пункте все останется по-прежнему. А вот с пассажирами все не так однозначно – возможно, здесь появятся какие-то изменения.
Отсрочить на год применение нормы об обязательной перевозке детей при помощи автокресел.
О такой необходимости заявляли представители партии “Ак жол” после баталий, развернувшихся вокруг непопулярной статьи закона. К тому же они просили пересмотреть возраст детей, которых нужно перевозить в автокресле, и снизить его с 12 до шести лет. Но полицейское руководство почти сразу заявило, что никакой отсрочки не будет и людям все же придется выполнять непопулярные нормы в том виде, в каком они изначально были предусмотрены.
Пересмотреть требование об обязательном включении ближнего света фар в дневное время.
Недавно президент Ассоциации предпринимателей Алматы Виктор ЯМБАЕВ заявил о том, что эта норма негативно влияет на экологию в Алматы, и написал соответствующее письмо в акимат и другие госструктуры. В свою пользу эксперт привел весьма показательные цифры: 800 тысяч автомобилей, которые передвигаются по Алматы с включенными фарами, в час сжигают 28 тонн горючего – это 51 миллион 100 тысяч литров топлива в год. В результате алматинцы дополнительно вдыхают 1145 тонн автомобильных выбросов. Официальной реакции со стороны МВД пока не последовало. Зато на этот счет высказался аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ. На встрече с населением он сказал, что знает о содержании этого письма, и добавил, что в этом вопросе нужно разобраться. Так что, похоже, и вокруг этой нормы еще могут возникнуть споры.
Между прочим
Был в законе пункт, который просуществовал чуть более двух месяцев и был спешно отменен. Речь, конечно, о норме, запрещающей парковку в местах, не оборудованных соответствующим знаком. Сколько шуму он наделал, помнит, наверное, каждый казахстанец. Это как раз пример того, насколько действенным может быть мнение общественности. Именно поэтому мы предлагаем нашим читателям присоединиться к обсуждению Закона “О дорожном движении”. Кто знает, может быть, какие-то из ваших предложений найдут свое место в новом документе и облегчат жизнь казахстанских автомобилистов. Свои мысли вы можете присылать на электронный адрес: akulova@time.kz.

Источник – Время (Алматы), № 30 (1964), 25.02.2015 

                   www.time.kz (Казахстан), 25.02.2015