Кресло преткновения /Ольга Шишанова/ – МК World Weekly в Казахстане

» Публикации » Кресло преткновения /Ольга Шишанова/ - МК World Weekly в Казахстане

25.02.2015, 00:00

 
Новый закон о средствах автобезопасности для детей по-прежнему будоражит общественность.
Для казахстанских автолюбителей наступил «час икс» – закончилось время, которое МВД РК «милостиво даровало» водителям для приобретения детских автомобильных кресел и иных подобных удерживающих устройств.
Что делать, если ездим как попало?
С 7 февраля казахстанские полицейские перешли от предупреждений к штрафам, размер которых колеблется в зависимости от того, кому как повезет или, если точнее, то от пяти до десяти МРП (один МРП = 1982 тенге). На неоднократные просьбы депутатов с трибуны мажилиса парламента РК с предложением отложить действие этой нормы хотя бы на год, по примеру соседней России, МВД не согласно, ссылаясь на то, что речь идет о жизни детей.
Между тем дебаты по поводу нововведений между парламентариями и сотрудниками МВД вызвали широкий общественный резонанс, усилились в социальных сетях с самого начала принятия закона.
С одной стороны, статистика действительно шокирует. Например, только в прошлом году в Казахстане в дорожных авариях погибли 89 детей, а 1704 ребенка получили травмы различной степени тяжести. А за первую неделю в январе 2015 года погибли шесть детей-пассажиров, а 17 получили ранения.
Как считают во Всемирной организации здравоохранения, использование детских удерживающих устройств в автомобилях все-таки позволяет снизить смертность среди младенцев на 71 процент, а среди детей старшего возраста — на 64 процента. При этом указанная норма действует в более чем 80 странах мира, являющихся государствами — участницами Конвенции ООН о дорожном движении, в том числе в странах Евросоюза, Великобритании, Швейцарии, а также в России, Белоруссии и на Украине.
Тем не менее, касаясь зарубежного опыта, которым все так любят аргументировать в нашей стране, можно заметить, что, в общем-то, в названных странах на эту тему не особо «заморачиваются». Например, с обязательным использованием детского удерживающего устройства в Бельгии и Дании должны ездить дети в возрасте лишь до трех лет, в Японии — до шести лет, в Финляндии для детей от трех до 12 лет использование автокресла рекомендуется, но не является обязательным.
Между тем правила ПДД РК, против которых так восстала общественность, далеко не новые, и тот же пункт перевозки детей в специальных креслах уже был закреплен в правилах дорожного движения, в то же время никто не спорит, что он почта не выполнялся, и та же полиция смотрела на это сквозь пальцы.
Зато сегодня, как уверяют пользователи социальных сетей, «нам надо догнать и перегнать Европу, не считаясь ни с чем», потому что на носу — международная выставка Астана ЭКСПО-2017. Пять миллионов зарубежных гостей, которых прочит в Казахстан в ходе столь грандиозного мероприятия Комитет по туризму — это законопослушные туристы, дескать, куда им без детских автокресел?
Миллион автокресел — это нереально
В нашей стране сейчас зарегистрировано около 4,5 миллиона автомобилей. Если предположить, что хотя бы у четверти автолюбителей есть ребенок до 12 лет, то одновременно в продаже должно появиться до миллиона автокресел.
Но это, как по мнению автолюбителей, так и мажилисменов, совершенно нереально. Таким образом, одномоментное исполнение требований закона и ПДД не представляется возможным. Граждан с детьми отказываются перевозить такси и попутный транспорт либо в ряде случаев таксопарки стали включать в стоимость проезда дополнительные 200-300 тенге за установку детских кресел. Особую проблему указанная норма создает для сельских жителей, которые не всегда теперь могут воспользоваться попутным транспортом.
При этом почему-то никто не задумывается о нашем менталитете или, проще сказать, образе жизни, который, мягко говоря, отличается от западного. Казахстан — это никакие Европа, где в порядке вещей в семье, по большому счету, иметь одного, максимум двух детей. У нас норма — трое-четверо, и теперь их родители, которые привыкли доверять столичным такси, заказывая его по утрам для развозки детей в школу или детский садик, находятся буквально в отчаянном положении. Причина проста — все таксомоторные парки Астаны отказывают им в услугах автоперевозки маленьких пассажиров по той простой причине, что такси не оборудованы этими самыми автокреслами или хотя бы напоминающими их устройствами.
Приуныли и водители таксомоторных парков, которые после этих нововведений, по их собственному признанию, лишились половины зарабатываемой прибыли, И дело тут не в какой-то блажи, просто никому не хочется выкладывать из собственного кармана почти 20 тысяч тенге штрафа из-за сомнительного в данном случае удовольствия подсобить пассажиру.
Но главной причиной все в один голос называют отсутствие этих самых специальных детских автокресел в республике, которые относительно дешево можно заказать либо по интернет-магазину, либо закупить в том же таксопарке, где «успели подсуетиться», но уже по весьма завышенной цене.
Например, по словам водителей такси, сотрудничающих со столичным таксопарком «Экипаж», им предлагают даже не само устройство, а «нечто напоминающее автокресло с шестью перемычками» за 3,5 тысячи тенге, которое должно удерживать ребенка, в то время как на самом деле его закуп с доставкой обходится от силы в две тысячи тенге.
А это уже попахивает коррупцией, с чем согласились, как уже было сказано выше, даже мажилисмены, по инициативе которых этот закон, как оказалось, был утвержден несколько лет назад, но в силу вступил только с 7 января этого года.
Согласился с этим и председатель мажилиса парламента РК Кабибулла Джакупов, который признал, что принятые нововведения — это «недоработка наших рабочих комиссий, этот закон как-то надо посмотреть более глубже», поскольку то, что наблюдается сегодня на дорогах Казахстана, «это прямой путь к коррупционным действиям».
Между тем несколько лет назад депутаты фракции «Ак жол» настаивали на использовании детских кресел применительно к детям хотя бы до семи лет, а не до 12, как это указано в сегодняшнем законопроекте, но министр внутренних дел сумел настоять на своем.
Со статистикой не спорят, ее игнорируют
Сегодня же противники нововведений, которых набирается явное большинство, продолжают недоумевать по поводу того, «насколько целесообразно применение этих кресел не на автостраде, а внутри города, где и так действуют ограничения скорости от 40 до 60 километров в час». Вот лишь несколько высказываний директоров таксомоторных парков.
«Я считаю нецелесообразным применение этого новшества внутри города. Если клиент с двумя-тремя детьми, понятно, что каждому ребенку необходимо кресло или специальное приспособление. Тогда куда сажать родителей?».
«Новый закон для нас, как снег на голову, нам даже не дали времени, чтобы подготовиться. В нашем городе таких устройств нет, заказывать долго. Да и для клиентов есть неприятный момент, потому что какое-то время нам придется отказывать тем, кто ездит с детьми».
Сторонники же новых правил мотивируют свои доводы тем, что главное все-таки безопасность, и, дескать, в Европе давно привыкли к такому. Вот их доводы.
«В западных странах, если вызываешь такси, обязательно спрашивают: будет ли с вами ребенок? Если да, то присылают такси с автокреслом. В Европе на кресла со спинкой в основном сажают детей до пяти лет. Они и занимают много места. А детям 5-12 лет достаточно маленьких сидений. Если их поставить рядом друг с другом, то они не займут много места».
«Меня страшно злит, когда говорят — ничего, если ребенок на заднем сиденье на руках у взрослого. Я считаю, что это полная безответственность. Ведь если вы затормозите на скорости 50 километров в час, то ребенок ударится головой о переднее сиденье».
На стороне вторых — мнения зарубежных экспертов, по научным работам которых было установлено, что при использовании детских удерживающих устройств смертность среди пострадавших в ДТП детей снижается более чем на 80 процентов, число тяжких телесных повреждений — от 64 до 80, а легких травм — на 70 процентов.
При этом возникновение и вероятность травмы у ребенка в кресле на 30 процентов ниже, чему водителя. Кроме того, специалисты советуют разворачивать кресло спинкой вперед, что в два раза снижает риск получения травмы в сравнении с положением кресла развернутым по ходу движения, мотивируя это тем, что «масса головы у взрослого составляет шесть процентов от общей массы, в то время как у ребенка до четырех лет эта цифра варьируется в пределах 20 процентов».
А для тех родителей, которые ошибочно полагают, что смогут обезопасить ребенка, удерживая его на руках, эксперты предлагают ознакомиться с научными фактами. Так, при столкновении, резком торможении или ударе на скорости 50 километров в час вес пассажира возрастает в 30 раз. Это значит, что если вес ребенка, к примеру, 10 килограммов, то в момент удара он будет весить 300 килограммов.
Именно поэтому не стоит надеяться, что получится удержать сидящего ребенка от резкого удара о переднее кресло или о ветровое стекло, а если при этом и родитель еще окажется не пристегнутым, то вовсе возрастает вероятность задавить ребенка собственным весом, который также возрастет в 30 раз и будет равен почти двум тоннам.
Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самым опасным способом. По этой же причине считается, что нельзя пристегиваться с ребенком одним ремнем.
Конечно, с этими аргументами никак не поспоришь, если бы не один нюанс. Как оказалось, после принятия Закона «О дорожном движении» дорожная полиция так и не удосужилась разработать технический регламент, соответствующий общим правилам Таможенного союза, где в номинации «о безопасности колесных транспортных средств» есть упоминание «сиденья для перевозки детей», но нет самих требований ни к их конструкции, ни к материалам, ни к порядку применения.
Более того, руководство дорожной полиции даже не знает, что требования к подобным детским устройствам должны утверждаться техрегламентом, считая, видимо, что полицейские имеют право на свое усмотрение определять, какое приспособление годится, а какое — нет.
В результате на практике все это доходит до абсурда, в социальных сетях появляются предложения считать автокреслом помещенные на сиденье авто детские санки, сложенные одеяла, подушки из поролона. А у представителей дорожной полиции появляется возможность не признавать его таковым и привлекать водителей к ответственности за несуществующее нарушение.

Источник – МК WorldWeekly в Казахстане (Алматы), № 7 (806), 25.02.2015