18
Март

Был бы журналист, а статья найдется - газета 'Взгляд на события'

Взгляд на события (Караганда), № 32 (1266), 14.03.2014
 
Согласно поправкам к Уголовному кодексу скоро журналистов можно будет сажать за клевету на три года. Первый заместитель Генерального прокурора Иоганн Меркель считает, что это будет иметь «серьезный профилактический эффект». А если говорить журналистским языком, скоро наступят очень смутные времена и такой жанр, как журналистское расследование, канет в лету.
В Астане прошел круглый стол по злободневным вопросам журналистики. Из всей страны приезжали представители пишущей братии, чтобы поговорить о предстоящих поправках к Уголовному кодексу. Поговорить о международных принципах свободы слова и внедрения их в казахстанскую практику пришли даже мажилисмены. Дело понятное: лишний пиар еще ни одному депутату не помешал, а тут и тема еще такая: сколько хочешь, столько и философствуй...
Основной темой для обсуждения стала статья по клевете. Теперь все чиновники, депутаты и другие товарищи, которые скрывают свои доходы и неприятные моменты в жизни от народа, будут при любом случае прикрываться этой статьей. Журналистам же придется писать аккуратнее. Свое мнение по поводу рассуждения журналистов о том, что эта статья напрочь убьет такой жанр, как журналистское расследование, высказала депутат от фракции «Ак жол» Меруерт Казбекова:
– Вы знаете, как-то ко мне пришла журналистка домой, поговорила со мной, взяла интервью у моей мамы, – поделилась народная избранница. – Посидела с нами, так мило мы распрощались. А буквально через несколько дней я открываю газету и читаю о себе много нового. Переврала во многом – начиная с того, что у меня итальянская мебель. Но у меня нет итальянской мебели – у меня просто вкус хороший! Передернула факты того, что я разъезжаю где-то. Она просто не учла, что я пришла в мажилис из бизнеса и достаточно состоятельна. Было очень неприятно.
Возникла мхатовская пауза. Меруерт Казбекову журналистам пришлось снимать со счетов. Она уж точно ратовать за отмену статьи по клевете не станет.
Интересной информацией о государственном заказе поделилась директор ОФ «Медиа-Центр Астана» Диана Окремова. В прошлом году его выполняли 98 СМИ – 11 телеканалов, 4 радио и 83 печатных издания. В рамках разъяснения и реализации послания главы государства «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» в СМИ республиканского уровня вышло более 1600 материалов, по статье главы государства «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» – 1300 материалов! Информационный заказ, конечно же, в основном выполняли государственные СМИ. И освещали самые разные темы.
К наиболее непонятным направлениям можно отнести «укрепление социального оптимизма казахстанцев». Журналисты очень долго ломали головы, но потом поняли, о чем можно писать в этой теме. Например, о корректировке тенге, убирая слово «девальвация» и тем самым, укрепляя социальный оптимизм. С «формированием гражданской идентичности» сложнее. Тут, как говорится, без ста граммов не обойтись. На эту самую реализацию информационной политики ушли 40 миллиардов тенге!
Журналисты пришли к выводу, что государственные органы относятся к рынку СМИ не как к рыночной структуре, а как к чисто дотационному сектору экономики. Все лоты формируются без участия общественности. Пиар-материалы не ставятся со значком «проплачено», и тем самым чиновники лукавят перед читателями. Беда в том, что эффективности от таких пиар-лотов нет. Ведь всем понятно, сколько бы мы ни кричали «сахар», никому слаще не становится.
<!--EndFragment-->