Предложения «Ак жола» по практической реализации и выработке механизмов по оптимизации потребления водных ресурсов в ЖКХ на опыте ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» (ЮКО) – письмо на имя министра регионального развития Б.Жамишева

» Без категории » Предложения «Ак жола» по практической реализации и выработке механизмов по оптимизации потребления водных ресурсов в ЖКХ на опыте ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» (ЮКО) – письмо на имя министра регионального развития Б.Жамишева

24.12.2013, 00:00

Министру


регионального развития


Республики Казахстан


Жамишеву Б.Б.

Уважаемый Болат Бидахметович !

В мой адрес поступило письмо Южно-Казахстанского филиала ДПК «Ак жол» с предложениями по практической реализации и выработке механизмов по оптимизации потребления водных ресурсов в области коммунального хозяйства на примере деятельности ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг». Данное товарищество работает на рынке услуг на протяжении 16 лет и обеспечивает хозяйственно-питьевой водой население г.Шымкент и Сайрамского района (700,0 тыс.человек). С момента образования предприятие не получало ни одного тиына из государственного бюджета. Несмотря на это, на предприятии широко применяются новые технологии ведущих производителей мира, предназначенные для использования в водопроводно-канализационном хозяйстве. Предприятие с 2005 года работает с применением среднесрочных тарифов для реализации инвестиционных программ. С 2001 года постоянно осуществляет инвестиционную политику в результате чего предприятием было освоено инвестиции более чем на 11 млрд.тенге. Налажено долгосрочное сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) по привлечению заемных средств в модернизацию основных фондов водопроводно-канализационного хозяйства г.Шымкент. С 2009 года подписано 3 соглашения на общую сумму 6 млрд.тенге по льготной ставке вознаграждения 5,5 % годовых сроком на 10 лет. 

В результате вложенных инвестиций в обновление изношенных водопроводных и канализационных систем, изношенность водопроводных сетей снизилась с 65% до 45%, изношенность канализационных сетей снизилась с 70% до 58%, нормативно технические потери снижены с 33,9% до 18,5%, удельная норма расхода электроэнергии снижена с 0,87 кВт/м3до 0,14 кВт/м3.

Все потребители многоэтажных квартир и частных домов 100% охвачены прибором учета воды, все многоэтажные дома и все улицы охвачены общедомовыми, общеуличными, квартальными приборами учета воды. На сегодняшний день, в результате введения автоматизированной системы учета воды, проведения реконструкции и модернизации системы водоснабжения расход питьевой воды с 450 литров в сутки на одного человека снижен до 114 литров в сутки на одного человека. Соответственно, уменьшился расход электроэнергии и сокращение выброса в атмосферу парниковых газов.С 2001 года предприятием реконструировано 628,0 км изношенных водопроводных сетей диаметром от 32 мм до 600 мм за счет освоения инвестиций. В результате чего достигнуто:

– снижение аварийности на 100 км до 33%;

– способствовало снижению удельной нормы расхода электроэнергии в 4 раза;

– обеспечивается бесперебойная подача воды потребителям;

– сокращены расходы на аварийно-восстановительные работы на 31%.

В 2010 году за счет гранта ЕБРР разработано ТЭО по модернизации очистных сооружений и строительство установки биогаза по выработке электроэнергии на сумму инвестиций 2,7 млрд.тенге. Модернизация первой очереди – реконструкция всего изношенного оборудования по очистке 100 тыс.м3 сточных вод закончена, идут пуско-наладочные работы.Начата модернизация второй очереди – строительство установки биогаза по выработке электроэнергии и планируется завершить в 2014 году. 

Предприятие с момента создания работает рентабельно и за это время в государственный бюджет уплачены налоги в сумме 1252,1 млн.тенге.

Как нам известно, в течение 2011-2013 г.г. в рамках программы «Ак-Булак» государством было выделено 300 млрд.тенге на строительство объектов водоснабжения. Однако, большинство профинансированных объектов было построено с грубыми нарушениями строительных норм в результате чего на сегодняшний день население многих сел и городов, в которых построены системы водоснабжения, так и не могут пользоваться качественной водой бесперебойно. 

Руководством товарищества поднимается вопрос о необходимости внедрения государственно-частного партнерство по концессии, т.е. путем передачи систем водоснабжения и водоотведения под управление частным операторам, имеющим соответствующий опыт работы, выбранным на конкурсной основе. При этом, в условиях контракта необходимо предусмотреть привлечение частными операторами инвестиции финансовых институтов на развитие системы водоснабжения и водоотведения населенных пунктов на долгосрочный период сроком 20 и более лет. Концессионные отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, это перспективная модель и для бизнеса, и для государства. Переход на концессионные соглашения, частные инвестиции – это реальная конкуренция. Концессия способна решить главную задачу, без чего невозможна полноценная модернизация системы водоснабжения и водоотведения – привлечение инвестиции на выгодных условиях, включая стоимость финансовых ресурсов и срок их предоставления. 

Предлагаемая модель будет гарантировать проведение реконструкции, модернизации и строительства систем водопроводно-канализационных хозяйств с применением новых технологий, надежную эксплуатацию в течение срока контракта и бесперебойное обеспечение населения качественной питьевой водой. В свою очередь, бюджет республики выиграет в экономии безвозвратно выделяемых огромных бюджетных средств и искоренении элементов коррупции, связанных с использованием бюджетных средств. В результате рентабельной работы частных операторов в бюджет государства поступят соответствующие налоги и будут созданы стабильные дополнительные рабочие места.
В развитых странах Европы и Америки, компании-операторы, независимо от формы собственности, управляют водопроводно-канализационным хозяйством без финансирования со стороны государства. Все инвестиции на модернизацию и развитие водопроводно-канализационного хозяйства частными и государственными компаниями вкладываются за счет заемных средств под 1-2% годовых. 

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что в настоящее время, реализуемая государственная программа «Термомодернизация ЖКХ» работает не эффективно, о чем свидетельствуют многочисленные факты, о некачественно выполненных работах подрядными организациями. Все организационные работы ведутся без согласия жителей. В концепции госпрограммы упущено самое главное. В многоэтажных домах, построенных 30-40 и более лет назад, полностью изношены внутридомовые инженерные сети (водопровод, канализация, тепловые сети). Поэтому, в таких домах потери воды доходят до 30-40%, подвальные помещения часто затапливаются канализационными нечистотами, тепло не доходит до батареи в достаточной температуре и др. В связи с этим, по программе «Термомодернизация ЖКХ» в первую очередь должны быть заменены внутридомовые инженерные сети, а средства в рамках программы необходимо выделить не жителям, а услугодателям, которые должны обслуживать потребителей до полного обеспечения: тепловики до батареи, водоканалы до крана, газовики до плиты. В этом случае, выделенные кредитные средства будут возвращены услугодателями за счет средств сэкономленных от сокращения потери воды, тепла, экономии электроэнергии и других эксплуатационных затрат. В качестве положительного примера так же можно рассмотреть опыт ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» по модернизации внутренних систем водопровода и канализации многоэтажных жилых домов.

В связи с вышеизложенным, уважаемый Болат Бидахметович, прошу Вас рассмотреть изложенные в настоящем письме предложения по выработке механизмов ресурсосберегающего потребления водных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

О принятом по настоящему письму решении прошу сообщить в ДПК «Ак жол» в установленные законодательством сроки.

С уважением,

Руководитель фракции

Депутат Мажилиса

А. Перуашев