Выступление Н.Жазылбекова на правительственном часе – вырезка из стенограммы правительственного часа: «Об итогах работы нефтегазовой отрасли за 2013 год и среднесрочных задачах»

» Пресс-релизы » Выступление Н.Жазылбекова на правительственном часе - вырезка из стенограммы правительственного часа: «Об итогах работы нефтегазовой отрасли за 2013 год и среднесрочных задачах»

07.04.2014, 00:00

 

докладчик: Министр нефти и газа Республики Казахстан

Карабалин Узакбай Сулейменович

 

7 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА

 

ЖАЗЫЛБЕКОВ Н.Ә. Спасибо, Сергей Александрович.
Я оставил один вопрос, потом меня оставьте на выступление.
Уважаемый Узакбай Сулейменович, по мере развития крымского кризиса и новых нефтегазовых угроз, которые стоят перед основными странами-экспортерами, как Вы видите международную конъюнктуру на рынке энергоносителей? Стоит ли Казахстану ждать потрясений, и насколько серьезно влияние санкций, которые могут оказать на нефтегазовый сектор Казахстана? Спасибо.
ҚАРАБАЛИН Ұ.С. Спасибо.
Может быть,  больше вопрос для Министерства иностранных дел, что будет, тем не менее, конечно, мы не можем просто расслабиться и ждать, что будет. На самом деле это в главе каждого из специалистов, тем более, конечно, в государственном органе. Мы не знаем, какие могут быть санкции. Основные трудные вещи для нас будут по двум позициям – по экспорту. Если каким-либо образом будут ограничены возможности нашего экспорта (мы думаем, в основном это может произойти по российской линии), то в таком случае, конечно, наши экспортные поставки уменьшатся, здесь интенсивно надо думать о других возможностях. Мы сегодня рассматриваем разные варианты, не то, что активно, а так для себя в голове имеем, это усиление направления, может быть, выхода через Каспийское море, Азербайджан и Грузию на Черное море, тем более там есть казахстанский порт Батуми. С его возможностями и мощностями наш порт Актау обеспечивает до 12 миллиона тонн нефти.
Кроме того, мы сейчас внимательно наблюдаем за тем, как идет потепление в отношении к Ирану. Если санкции в отношении Ирана будут сняты, то у нас есть отработанный путь экспорта: в свое время из Актау мы переваливали на порт Нека. Это было для нас хорошим направлением до того момента, как Иран не включил более жесткие условия. В то время мы с российскими танкерами конкурировали, стояли на рейде в иранском порту, потому что это было выгодным направлением. Мы по нему тоже сможем работать.
Кроме того, остается очень важным направление Китая. На сегодня в Китай у нас нефтепровод имеет мощность в 20 миллионов тонн на участке Атасу-Алашанькоу, от Атырау, западных областей сегодня мощности не такие большие. Они между ‘Кенкияком’ и ‘Кумколем’ составляют 12 миллион тонн, далее – 3,6 миллиона тонн. В нашей программ есть задача – в течение двух лет усиливать это направление, чтобы полностью 20 миллионов тонн мы могли прокачивать в сторону Китая.
Кроме того, мы знаем, что в южном направлении Узбекистан и Туркменистан также нуждаются в нефти. Это направление необходимо отрабатывать, в том числе и по нефтепродуктам.
Могут возникнуть определенные сложности: если будет ограничение российского экспорта, тогда, возможно, и большое количество нефтепродуктов будет приходить к нам. С одной стороны, это хорошо: мы полностью обеспечиваем себя нефтепродуктами, даже превышая наш индикативный баланс, который мы подписали. С другой стороны, заполнение рынка, если это будет более дешевый нефтепродукт, осложнит работу наших нефтеперерабатывающих заводов и их затоваривание. Поэтому мы здесь балансируем между всеми вариантами, о которых я говорю и, может быть, о чем-то недосказал, но в целом такая работа в недрах министерства и Правительства, я думаю, тоже будет отрабатываться. Спасибо.
 
Сөз депутат Жазылбеков Нұрлан Әбдіжапарұлына беріледі.
ЖАЗЫЛБЕКОВ Н.Ә. Рақмет, Сергей Александрович.
Уважаемый Узакбай Сулейменович! Уважаемые коллеги! В своем выступлении я хотел бы затронуть вопрос глубокой переработки нефти и газа, которая решила бы проблемы обеспечения качественными продуктами и сырьем нефтехимических производств. 
В настоящее время недостаточно удовлетворяется внутренняя потребность страны в продуктах глубокой переработки нефти и газа, в том числе в сырье для нефтехимического синтеза. Причиной всему является работа отечественных нефте- и газоперерабатывающих заводов страны, которые загружены не на полную проектную мощность и с низким уровнем глубокой переработки (около 45-50 процентов). Вследствие этого ассортимент выпускаемых ими продуктов очень узок и не обеспечивает потребности страны как по количеству, так и по качеству.
Наша страна по сравнению с другими развитыми странами мира в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности по глубине переработки нефти и газа значительно отстает, а вырабатываемые нефтегазопродукты не соответствуют требованиям международных стандартов. В них все еще высоким остается объем производства мазута и смеси ценных газообразных углеводородов, значительная часть которых вместо дальнейшей глубокой переработки сжигается в топках электро- и теплостанций для выработки тепла и электроэнергии, а часть сжигается бесполезно на факелах. Между тем и мазут, и газообразные углеводороды являются основными видами сырья для производства широкого ассортимента топлив, масел, синтетических нефтехимических и многих других весьма ценных безальтернативных продуктов.
Хочу заметить, что крупные нефтегазовые компании Соединенных Штатов Америки, Канады и Западной Европы извлекают основной доход не от продажи сырой нефти или газа, а от продажи продукции их глубокой переработки, такой как резинотехнические изделия, пластиковые массы, синтетические ткани, изделия и средства для борьбы с вредителями сельского хозяйства, реактивные и ракетные топлива, синтетические и природные масла и многое другое.
Стратегия глубокой переработки нефти и газа приводит к стабилизации производства, увеличению числа рабочих мест и улучшению социально-экономического состояния населения страны, а усиление же сырьевой направленности экспорта нефти и газа в конечном итоге ведет к снижению жизненного уровня населения.
В западных странах с развитой экономикой глубина переработки нефти и газа составляет порядка 86-92 процента, производится широкий ассортимент весьма ценных продуктов, таких как группа топлив, масел, специальных жидкостей, растворителей, синтетических лаков и красок, нефтехимические продукты и другие, без которых не могут работать ни производства, ни сельское хозяйство, ни бытовая и космическая техника, ни высокие современные технологии и механизмы.
К сожалению, у нас в стране функционирует только один завод по производству смазочных материалов мирового класса, построенный в рамках реализации Государственной программы ФИИР. Завод с потенциальной мощностью 70 тысяч тонн в год имеет производственную мощность лишь 24 тонны в год, хотя используемое оборудование имеет возможность увеличения выпускаемой продукции до 100 тысяч тонн в год.
Ежегодно мы потребляем примерно 350 тысяч тонн нефтяных масел, их стоимость в пять раз превышает стоимость сырой нефти. Можно сделать вывод, что, имея в республике пригодные для производства нефтяных масел нефть и газ, мы, покупая импортные масла, во-первых, инвестируем в иностранные производства; во-вторых, масла покупаются намного дороже, нежели если мы производили бы их у себя в стране из местной нефти.
Резюмируя вышеизложенное, хочу отметить, что глубокая переработка нефти и газа играет решающую роль в обеспечении страны качественными нефтегазопродуктами, развитии кластерной инновационной схемы нефтехимической подотрасли производства, устойчивом развитии социально-экономического состояния и укреплении независимости Республики Казахстан. Сегодня мы должны учесть именно эти вопросы. Спасибо за внимание.