«Ак жол»: Необходимо провести де-оффшоризацию казахстанской экономики и отменить банковскую тайну в отношении зарубежных счетов высокопоставленных госчиновников – депутатский запрос на имя Премьер-Министра РК

» Депутатские запросы » «Ак жол»: Необходимо провести де-оффшоризацию казахстанской экономики и отменить банковскую тайну в отношении зарубежных счетов высокопоставленных госчиновников - депутатский запрос на имя Премьер-Министра РК

16.04.2014, 00:00

оглашен 16 апреля 2014 года
 
 
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Масимову К. К.
 
 
Уважаемый Карим Кажимканович!
 
Как известно, в современной экономике оффшоры представляют собой широко распространенное явление.
Юрисдикции с минимальным налогообложением и низким уровнем прозрачности создают условия для уклонения от уплаты налогов и легализации капиталов сомнительного происхождения.
В опубликованном в 2012 году докладе исследовательской компании Tax Justice Network, общий объем незадекларированных средств, находящихся на счетах оффшорных юрисдикций, оценивался в размере от 21 до 32 трлн. долларов США.
Для сравнения – суммарный ВВП США и Японии в 2012 году составил порядка 20 трлн. долларов США.
По этим же данным, сумма выведенных из Казахстана за первые 20 лет независимости в оффшорные зоны средств превысила 138 млрд. долларов США, т.е. в среднем 7 млрд.долл.ежегодно.
 
По оценкам Tax Justice Network, наша республика входит в десятку стран, лидирующих по выводу денег в оффшорные зоны. Среди стран, в которые вложены казахстанские инвестиции, называются Нидерланды, Великобритания, Швейцария, так и Виргинские острова, Кипр, Люксембург и т.д.
Какие заводы или фабрики построил казахстанский бизнес на Виргинских островах, на Кипре, или в Люксембурге, и какие дивиденды получила от этих инвестиций наша страна или наш бизнес? Это вопрос риторический. Конечно же, речь идет о безвозвратном выводе денег в один конец.
Не случайно и в отчётах Счётного комитета приводились факты проведения тендеров, например, дочерними структурами Минздрава, через оффшорные зоны на Маршалловых островах, по ценам в 3-4 раза выше рыночных. Другими словами, оффшорные зоны нередко используются для банального хищения государственных средств и коррупции.
 
Как известно, на заседании Совета национальных инвесторов 11 апреля т.г. президент Н.А.Назарбаев поручил Правительству провести амнистию капиталов, призванную стимулировать возвращение в Казахстан выведенных средств, с тем, чтобы эти деньги инвестировались в экономику нашей страны.
Эта мера имеет особую актуальность как в свете предстоящего введения всеобщего декларирования доходов, так и с учётом международной тенденции замораживания банковских счетов сомнительного происхождения, либо прямой конфискации средств на оффшорных счетах, как это произошло в прошлом году на Кипре.
 
В этой связи, депутаты партии «Ак жол» считают необходимым дополнить амнистию капиталов рядом других мер, призванных в дальнейшем защитить национальные интересы Казахстана и затруднить бесконтрольный вывод средств из страны.
В частности, мы предлагаем провести ревизию всех соглашений об избежании двойного налогообложения со странами, подпадающими под критерии оффшоров.
Практика показывает, что с различными государствами подобные договора заключаются на разных условиях и сильно отличаются даже в принципиальных моментах. Необходимо выявить пробелы таких договоров, потворствующие «бегству капитала». В своё время именно через них выводились средства того же Аблязова, Храпунова и им подобных. Нужно выйти к странам-партнёрам с предложениями о совершенствовании этих договоров, чтобы прикрыть такие «калитки» для аферистов и мошенников.
 
Второе направление – интенсификация работы по заключению договоров с оффшорными юрисдикциями об обмене налоговой информацией. Налоговые службы большинства стран хотят знать конечных бенефициаров оффшорных счетов и компаний, и Казахстан тут не исключение. Более того, целый ряд западных стран уже добился от большинства банков в подобных зонах раскрытия информации по владельцам счетов. Нам также необходимо добиваться такого права.
Как известно, в прошлом году партия «Ак жол» дважды выступала с такими запросами, но получила из Правительства ответ, что эти данные являются банковской тайной.
Однако, считаем, что в отношении оффшорных счетов высокопоставленных госчиновников банковская тайна не должна распространяться, учитывая тот факт, что им доверено распоряжаться огромными бюджетными средствами.
 
Кроме того, для урегулирования данной проблемы на будущее, предлагаем правительству разработать проект Закона «О регулировании деятельности, осуществляемой  через оффшорные зоны», который должен учесть все возможные вопросы с точки зрения защиты интересов государства и добросовестного бизнеса.
Полагаем что, компании, которые выводят прибыль через оффшорные зоны, не должны пользоваться поддержкой государственных программ, налоговыми льготами, кредитными субсидиями и иными преференциями.
Более того, следует предусмотреть, что они не смогут участвовать и в госзакупках, так как их действия создают недобросовестную конкуренцию по отношению к тому бизнесу, который работает прозрачно и платит все налоги.
Установление такого закона позволит определить специальные категории и понятия, правовой статус оффшорных зон, основные правила ведения деятельности через оффшорные компании, порядок и состав специализированной финансовой отчетности предприятий-резидентов оффшорных зон, полномочия органов государственного регулирования и контроля, меры ответственности за нарушение оффшорного законодательства.
 
В связи с вышеизложенным, уважаемый Карим Кажимканович, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит проинформировать о принимаемых Правительством мерах по данному вопросу, а также рассмотреть возможные пути стимулирования де-оффшоризации казахстанской экономики.
 
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»
А. Перуашев
Е. Никитинская
Н. Жазылбеков
А. Абильдаев
Т. Ергалиев
М. Казбекова
С. Кадралиева
А. Туртаев