Рабочей группой под руководством Бурихана Нурмухамедова подготовлен проект новой политической программы ДПК ‘Ак жол’
16.04.2014, 15:30
ПРОЕКТ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
Демократической партии Казахстана «Ак Жол»
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «АК ЖОЛ» И СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ
Национальная независимость – главная ценность и условие прогрессивного развития Казахстана
За годы независимости Казахстан состоялся как полноценное суверенное государство, заняв достойное место в современном мире. За это время в стране приняты и реализуются государственные программы, призванные существенно повысить качество жизни, изменить облик казахстанской экономики, снизить ее зависимость от экспорта сырьевых ресурсов, увеличить долю отечественного производства и высокотехнологичных секторов. Обеспечен поступательный рост экономики и уровня жизни населения.
Качественный рост человеческого капитала объявлен на официальном уровне высшим приоритетом развития Казахстана. Принятая политика социальной модернизации формирует долгосрочный стратегический тренд повышения благосостояния и улучшения социального самочувствия граждан республики.
Демократическая партия «Ак жол» поддерживает данный стратегический курс развития государства, поскольку главной ценностью Казахстана мы считаем не нефть и металлы, а наш талантливый народ.
Независимость страны спасла от вытеснения язык, культуру и духовные ценности казахского народа, позволила сделать их достоянием каждого казахстанца, при сохранении языка и самобытности всех этносов нашей страны.
Ввиду открытости внешнему миру казахстанцы все больше приобщаются к общемировым ценностям, научно-техническим и культурным достижениям.
Внутри страны всестороннему профессиональному, творческому, духовному развитию личности благоприятствует атмосфера политической стабильности, межнационального и межконфессионального согласия.
Благодаря своему уникальному положению на стыке Европы и Азии, взвешенному внешнеполитическому курсу Казахстан стал авторитетным участником международных отношений. Председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организации Исламского сотрудничества (ОИС), а также создание Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) являются наиболее яркими подтверждениями признания Казахстана на мировой арене.
Основные вызовы и противоречия современности
В настоящее время Казахстан, равно как и многие другие государства, столкнулся с серьезным вызовом современной эпохи в лице последствий мирового финансово-экономического кризиса и острых геополитических противоречий.
Очевидно, что в условиях XXI века растущая глобализация становится решающим фактором, влияющим на взаимодействие разных стран мира. В последние годы целый ряд государств в той или иной мере продемонстрировали свою несостоятельность и уязвимость перед социально-экономическими и политическими потрясениями, которые повлек за собой глобальный финансово-экономический кризис.
Этот кризис стимулировал рост государственного участия в экономике страны. Благодаря разработанным и реализуемым антикризисным мерам, включая оказание поддержки финансовому сектору, предпринимательству и социально уязвимым слоям населения, стране удалось выдержать удары глобальных испытаний.
Вместе с тем, наблюдаемая активизация в создании государственных предприятий заметно сокращает конкурентную среду и выдавливает на обочину развития частный сектор экономики. Продолжают действовать и увеличиваться всевозможные административные барьеры, включая жесткий фискальный режим. Это серьезно ограничивает гражданскую и предпринимательскую инициативу. Не случайно, что большинство представителей молодёжи сегодня мечтают не о творческой реализации или собственном бизнесе, а о карьере чиновника в министерстве или менеджера в национальной компании.
Тенденция регионализации национальных государств путем их объединения в политические и экономические союзы имеетхарактер внешнего воздействия. Интеграция Казахстана с Россией и Беларусью в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) призвана объединить потенциал данных стран для совместного противодействия глобальным вызовам.
В то же время, в рамках этой интеграции Казахстан столкнулся с препятствиями для доступа на внутренние рынки стран-партнеров, невыполнением по отношению к нему различных межгосударственных договоренностей. Ситуацию усугубляет отсутствие консолидированной и инициативной позиции со стороны казахстанских чиновников в переговорном процессе. Отечественный бизнес не получает адекватных и своевременных преференций со стороны правительства. Меры госорганов по поддержке бизнеса, как правило, носят запоздалый и половинчатый характер. Все это противоречит национальным интересам и наносит ущерб экономике нашей страны.
На этом фоне со стороны партнеров по ТС-ЕЭП периодически делаются недопустимые заявления о необходимости создания наднационального парламента и иных структур, представляющих угрозу независимости и самостоятельности принятия государственных решений.
* * *
В условиях глобальных вызовов, в Казахстане за последние годы также дают о себе знать другие проблемы и вызовы.
Сохраняется высокий уровень расслоения казахстанского общества по уровню доходов и благосостояния. Увеличение разрыва между бедными и богатыми способствует социальному неравенству, дискредитации трудовых доходов и принципов социальной справедливости. Достаточно острыми являются вопросы жилищного обеспечения и занятости. Отсутствуют массовые социальные лифты и внятные трудовые и жизненные перспективы для молодежи из малообеспеченных слоёв общества.
В экономике страны идут процессы чрезмерного роста квазигосударственного сектора. В ключевых отраслях доминируют подконтрольные государству холдинги и компании. Не созданы абсолютные правовые гарантии и механизмы защиты частной собственности, что ведёт к фактам рейдерства и захвата бизнеса. Все это разрушает конкурентную среду, создаёт угрозы свободе предпринимательства, малому и среднему бизнесу, ведёт к снижению конкурентоспособности национальной экономики.
Углубляется разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов республики. Низкий уровень состояния объектов инфраструктуры жизнеобеспечения населения наблюдается во многих аулах, селах и малых городах страны. Реакцией на все это является растущая миграция жителей в города. В нефтедобывающих регионах с самым высоким уровнем зарплаты ее получателями в основном остаются иностранные специалисты. Тогда как среди местного населения этих же областей, напротив, самые высокие уровни бедности и безработицы.
Негативное влияние на сознание граждан оказывает потребительское мышление, культивирующее материальные блага, принижающее духовные ценности, дискредитирующее производительную деятельность и честные трудовые доходы.
Периодически ухудшается социальное самочувствие населения. Несмотря на гигантские затраты из бюджета, в стране не решена жилищная проблема, вызывают сомнения и острые дискуссии порядок начисления и размеры пенсий и социальных пособий. Система здравоохранения пичкается дорогостоящим оборудованием, но все дальше отдаляется от компетентности и человечности. Труд и профессионализм рядовых врачей не получают адекватной оценки начальства. Образовательная сфера стала полигоном для бесконечных экспериментов. Качество учебников и уровень знаний деградировали.
Из Казахстана различными путями в зарубежные страны, включая оффшорные зоны, выводятся огромные суммы бюджетных средств в виде «откатов», завышения цен при тендерах и т.д. Поэтому при официальном доходе на душу населения на уровне восточноевропейских стран, жизнь рядового казахстанца «европейской» назвать невозможно.
Вызывающее поведение лиц, живущих на доходы сомнительного происхождения, провоцируют у массы простых людей чувства разочарования и обманутости, формируют социальную напряженность, что помимо прочего, ведёт к политизации этничности и религиозных течений. Серьезным вызовом для стабильного развития и национальной безопасности республики стали проявления терроризма и экстремизма.
Главным источником подобных системных проблем является широкое распространение коррупции, непрозрачности и несправедливости в деятельности правительственных структур и местных органов власти.
Среди коррумпированных чиновников нередко можно наблюдать откровенный саботаж и вымогательства, низкий уровень культуры и служебной дисциплины, взяточничество, непрозрачность принимаемых решений, бюрократизм и волокиту, безразличие и неуважение к простым гражданам, кумовство, элементарную профессиональную некомпетентность.
Экономический либерализм и политические свободы – две стороны одной медали, это взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы. Сокращение частного сектора в экономике, огосударствление целых отраслей и укладов, снижение предпринимательских инициатив зеркальным образом отражаются в возросшей пассивности и инертности гражданского общества, развитии потребительской и патерналистской модели поведения, моральной неготовности многих принимать на себя ответственность за судьбу государства и даже собственной семьи.
Аналогично ситуации в предпринимательском секторе, через государственный социальный и государственный информационный заказы произошло «огосударствление» политики и выражаемых позиций институтов гражданского общества, наблюдаются тенденции самоцензуры и успокоенности в средствах массовой информации.
Вместе с тем в стране имеется достаточное количество людей, которые чётко знают чего хотят, самостоятельно строят свою судьбу, проявляют активную жизненную и гражданскую позицию, всесторонне поддерживают своих сограждан и вносят весомый личный вклад в развитие общества. Они готовы решать многие проблемы как на уровне своего дома или региона, так и на уровне всей страны.
Через объединение усилий и потенциала таких граждан нужно добиться устранения негативных тенденций и выйти на новый этап политического и социально-экономического развития Казахстана. Этот новый этап должен закрепить успехи, достигнутые с момента обретения независимости, и создать предпосылки для дальнейшего укрепления государства, роста возможностей каждого гражданина, развития производительной и конкурентоспособной рыночной экономики, реализации национальных интересов нашего общества.
Роль и место партии «Ак жол» в современных условиях
Новый политический курс, предложенный Президентом Казахстана Н.Назарбаевым в Стратегии «Казахстан-2050», является определяющим для выработки политических и социально-экономических ориентиров партии на перспективу. При этом, опираясь на свою политическую идентичность, национальные интересы и прагматизм, партия «Ак Жол» предлагает комплекс мер для достижения общих целей.
Основной целью Демократической партии «Ак жол» является создание необходимых условий для свободного развития каждого гражданина, соблюдения его прав и свобод, неуклонного повышения качества и уровня жизни всех казахстанцев, а также для достижения экономического, социального и политического прогресса казахстанского общества и государства.
Наша партия является последователем национально-освободительного движения «Алаш», которое заложило фундаментальные основы становления национальной государственности и ставило своей целью модернизацию казахского общества по европейскому пути, на основе сочетания национальных интересов с лучшими достижениями мировой цивилизации. Базовые ценности движения «Алаш» – национальная самостоятельность, либерализм, демократия, права и свободы личности, производительная рыночная экономика, равноправие этносов и религий – продолжают служить нашими ориентирами.
Партия «Ак жол» продвигает и защищает национальные интересы,направляет свою деятельностьна оказание содействия выходу общества и государства на более высокий уровень развития, отстаивает их духовные и материальные ценности. Национальные интересы должны опираться на уважение к своему государству и народу, языку, культуре и традициям казахского и других народов страны, признании незыблемости территории и конституционного строя, экономический национализм в использовании природных богатств и промышленного потенциала Казахстана.
Социальная опора партии «Ак жол» – состоявшийся и самостоятельный средний класс, ядром которого выступают отечественная интеллигенция и предприниматели. Они не ждут милости от государства, а инициативно используют созданные им возможности и строят свою жизнь сами, создавая духовные и материальные блага, увеличивая личное и всеобщее благосостояние. Представители среднего класса – собственники и менеджеры, инженеры и юристы, медики и педагоги – участвуют в создании национального благосостояния во всех секторах экономики, интеллектуальной и социальной сфере.
Демократическая партия «Ак жол» считает своей исторической миссией – содействовать становлению и развитию национального бизнеса, технической и творческой интеллигенции как класса собственников, управленцев и интеллектуалов, способных ставить самые актуальные задачи продвижения общества и экономики и находить эффективные решения этих задач.
Достигнув определённого уровня экономического развития, невозможно добиться новых качественных изменений без соответствующих перемен в обществе и политике.
В этой связи, Демократическая партия «Ак жол» считает, что опираясь на достигнутый уровень социально-экономического благосостояния Казахстана, наше общество созрело для новой реформаторской парадигмы, опирающейся на социально-экономическую модернизацию и расширяющей её процессы на сферы политического и государственного строительства.
Такая парадигма может быть связана с укреплением государственности, усилением принципов парламентаризма, обеспечением прозрачности и подотчётности деятельности правительства, расширение предпринимательских и гражданских свобод, включая свободу слова и свободу объединений.
Разделяя ответственность за сохранение политической и экономической стабильности в стране, партия «Ак жол» открыта к равноправному диалогу со всеми конструктивными общественными силами для решения этих задач.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ:
МЕРЫ, ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ
Модернизация системы государственной власти и управления
Система государственной власти и управления Республики Казахстан должна быть построена и функционировать на основе реального разделения и эффективного взаимодействия ветвей власти, приоритетности принципов парламентаризма, максимальной транспарентности и сотрудничества государства с институтами гражданского общества посредством поэтапного преобразования суперпрезидентской системы правления в президентско-парламентскую.
1. В целях эволюционного укрепления многопартийного Парламента необходимо:
· сократить избирательный порог для политических партий с 7 до 5 %;
· принять закон, регулирующий и защищающий статус и права депутатских фракций политических партий в Парламенте Республики Казахстан;
·обеспечить реальное равенство парламентских партий в статусе и полномочиях, включая государственное финансирование и освещение в государственных СМИ; а также наделить их правами:
– разрабатывать и вносить на рассмотрение Мажилиса проекты законов;
– проводить обязательную предварительную экспертизу проектов законов разрабатываемых центральными исполнительными органами до их официального утверждения Правительством и последующего внесения в Мажилис Парламента;
· предоставить Мажилису Парламента ключевую роль в формировании Правительства республики и наделить его полномочиями по:
– утверждению структуры Правительства;
– избранию председателя и членов Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, а также Уполномоченного по правам человека и Бизнес-омбудсмена;
– инициированию вопросов по выражению недоверия Правительству, а также его отдельным членам для последующей постановки перед Президентом вопроса об освобождении их от занимаемой должности.
2. В целях выравнивания баланса между исполнительной и законодательной ветвями власти в сторону усиления полномочий Парламента необходимо:
· включить в компетенцию Парламента право толкования законов с созданием для этого специальной комиссии в составе депутатов Мажилиса и Сената;
· расширить права и возможности депутатов Парламента по разработке и внесению по собственной инициативе проектов законов;
· предоставить Парламенту право инициировать проведение парламентских слушаний и расследований в отношении деятельности государственных органов и их должностных лиц, а также по событиям, получившим серьезный общественно-политический резонанс.
3. В целях повышения эффективности системы государственного управления необходимо:
· обеспечить максимальную ориентацию деятельности государственных органов, предприятий и их должностных лиц на качественное оказание услуг гражданам и частным юридическим лицам;
· ввести передовые и эффективные, с учетом зарубежного опыта, стандарты, инструменты и технологии современного государственного менеджмента и корпоративного управления;
· четко разделить функции государственных органов и коммерческих организаций с государственным участием;
·ввести мораторий на создание новых квазигосударственных структур министерствами и ведомствами, с одновременным выходом государства из не менее 70% ныне действующих предприятий с государственным участием;
· сосредоточить в уполномоченных Правительством государственных органах все регулирующие функции в отношении национальных компаний, РГП и соответствующих секторов экономики;
· обеспечить утверждение бюджетов национальных компаний и РГП Парламентом;
· формировать управленческий персонал национальных компаний и РГП только на основе прозрачного и независимого конкурсного отбора, аналогично системе государственной службы.
4. В целях повышения эффективности работы Правительства необходимо:
· возложить на Правительство и Премьер-Министра всю полноту ответственности за социально-экономическую политику республики и выполнение государственных программ;
· обеспечить коллективную ответственность Правительства и индивидуальную ответственность каждого из его членов перед Мажилисом Парламента за эффективность своей работы и обоснованность принимаемых решений;
· включить в персональную ответственность членов Правительства управление государственными активами в национальных компаниях, организациях и предприятиях с государственным участием и назначение их руководителей.
Развитие местного самоуправления
Развитие системы местного самоуправления должно быть ориентировано на децентрализацию системы государственной власти, предусматривающую передачу больших полномочий органам местного государственного управления и самоуправления, расширение участия граждан и местного сообщества в процессе управления делами местного значения, а также усиление позиций областных, районных и городских маслихатов как ведущих институтов местного самоуправления.
1. В целях повышения роли маслихатов необходимо:
· ввести процедуру избрания 50% депутатов маслихатов областей, городов Астана и Алматы по партийным спискам;
· ввести должность председателя маслихата, действующего на постоянной основе;
· перевести деятельность членов ревизионных комиссий, а также руководителей постоянных комиссий маслихатов на постоянную основу;
· наделить депутатов маслихатов, действующих на постоянной основе, правом депутатской неприкосновенности;
· наделить маслихаты механизмами контроля за исполнением местного бюджета и деятельностью местных исполнительных органов;
· включить в компетенцию маслихатов утверждение тарифов на коммунальные услуги, оказываемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
· предоставить постоянным комиссиям маслихатов право приглашения должностных лиц исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, для заслушивания необходимой информации по вопросам, относящимся к компетенции данных комиссий;
· предоставить маслихатам право добиваться освобождения от должности заместителей акима и руководителей исполнительных органов финансируемых из местного бюджета;
· законодательно установить порядок и механизмы отчетности акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел) и аульных (сельских) округов, избираемых депутатами районных маслихатов, перед данными маслихатами;
· уравнять депутатские фракции политических партий в маслихатах в правах и полномочиях с постоянными комиссиями;
· законодательно установить порядок и механизмы обязательной отчетности депутатами маслихатов всех уровней перед своими избирателями по проделанной ими работе.
· обеспечить подотчетность дисциплинарных советов областей, городов Астана и Алматы соответствующим маслихатам.
2. В целях развития местного самоуправления необходимо:
· расширить статус и полномочия институтов общественного самоуправления в лице сходов и собраний местного населения в городах районного значения, поселках, аулах (селах) и аульных (сельских) округах, наделить их механизмами общественного контроля за деятельностью местных акимов;
· четко регламентировать порядок формирования и использования бюджета местного самоуправления;
· обеспечить регулирование деятельности акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел) и аульных (сельских) округов по закупу товаров, работ и услуг для подведомственных организаций и учреждений законодательством о государственных закупках.
Развитие гражданского общества и его институтов
Должен быть принят комплекс мер в интересах обеспечения поступательного развития гражданского общества, а также партнерства и конструктивности в отношениях между ним и государством.
1. Необходимо законодательно закрепить и обеспечить практическую реализацию следующих принципов взаимоотношения между государством и гражданским обществом и его институтами
· государство создает необходимые правовые условия для полноценного развития гражданского общества и функционирования его институтов, в том числе для осуществления ими полноценного контроля за его деятельностью;
· государству разрешено делать только то, что установлено законом, а гражданам – все то, что не запрещено законом;
· гражданское общество и государство взаимодействуют друг с другом на основе партнерства, равноправия, конструктивизма, открытости, согласованности, взаимопонимания, взаимоуважения и взаимной ответственности в целях решения актуальных вопросов развития республики;
· государство стимулирует рост и реализацию гражданских инициатив, а также оказывает финансовую поддержку институтам гражданского общества в реализации общественно значимых и полезных программ и проектов в рамках предоставления им на объективной, честной, открытой и равноправной конкурсной основе государственного социального заказа.
2. В целях обеспечения реализации гражданами своего права на объединение необходимо:
· максимально упростить и придать учетный характер процедуре государственной регистрации и перерегистрации политических партий, профессиональных союзов иных общественных объединений, некоммерческих неправительственных организаций, их структурных подразделений (филиалов и представительств) в органах юстиции;
· сократить обязательную минимальную численность членов любой партии с 40 до 10 тыс. человек, а в их региональных филиалах или представительствах – с 700 до 200 человек,
· сократить размер регистрационного сбора для общественных объединений и других некоммерческих неправительственных организаций с 6,5 до 3 МРП, а для политических партий – с 14 до 7 МРП;
· производить учетную регистрацию и перерегистрацию не являющихся юридическими лицами филиалов и представительств указанных общественных организаций без уплаты регистрационного сбора.
3. В целях усиления роли политических партий в общественно-политической жизни республики необходимо:
· обеспечить участие их представителей в работе участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий;
· предоставить им право равного доступа к государственным СМИ;
· осуществлять процедуру ликвидации политических партий по решению Верховного суда Республики Казахстан;
· расширить практику участия представителей политических партий и других общественных организаций в процессе выработки рекомендаций и предложений по решению актуальных вопросов республиканского или местного значения, проведения экспертизы проектов социально значимых программ и иных официальных документов в рамках участия в деятельности общественных или экспертных советов, рабочих групп при центральных и местных государственных органах.
4. Принять закон «О парламентской оппозиции», регламентирующий и защищающий права политических партий и депутатов Парламента, выступающих против политики правительства и парламентского большинства.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Важнейшей целью развития Казахстана должен стать рост благосостояния и социального самочувствия его граждан. Этого можно добиться только через сокращение разрыва между бедными и богатыми, вовлечения всего общества в производительный труд, выстраивания прозрачной социальной и экономической политики, создания реальных возможностей и жизненных перспектив для каждого человека. В связи с этим важнейшим направлением деятельности государства в сотрудничестве с бизнес-сообществом и институтами гражданского общества должно стать расширение возможностей для самореализации, творческого развития и высокопроизводительного труда людей посредством обеспечения их жильем, качественными услугами по линии социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и образования.
Наращивание и укрепление трудовых ресурсов
В целях обеспечения максимально возможной занятости населения, улучшения условий труда и обеспечения социальных гарантий работникам организаций и предприятий любой формы собственности необходимо:
· повысить долю расходов государства на реализацию программ занятости населения до 1% от ВВП страны;
· ликвидировать безработицу: в Казахстане имеется достаточный экономический потенциал, чтобы обеспечить каждого трудоспособного гражданина работой и трудовыми доходами;
· расширить практику общественных работ, оплачиваемых государством;
· обеспечить стимулирование со стороны государства деятельности субъектов частного предпринимательства по созданию новых рабочих мест;
· законодательно обязать государство обеспечить трудоустройство выпускников высших и средних специальных учебных заведений, обучавшихся по государственным грантам;
· обеспечить взаимосвязь системы образования и рынка труда через разработку взаимосвязанных образовательных и профессиональных стандартов;
· создать дополнительные стимулы для легализации рынка труда, включая рынок трудовых мигрантов
· прекратить скрывать реальную безработицу под термином «самозанятых» граждан, обеспечить предоставление им правовых и социальных гарантий со стороны государства;
· внедрить гибкую систему выдачи государственных квот на привлечение иностранной рабочей силы в соответствие с ситуацией на рынке труда республики;
· обеспечить приоритет прав и интересов казахстанских работников, включая высокую оплату труда, на предприятиях с участием иностранного капитала;
· обеспечить регулярное повышение размера минимальной заработной платы, в соответствие с ростом стоимости потребительской корзины;
· повысить размеры оплаты труда работников бюджетной сферы, включая учителей, врачей, представителей науки и культуры, до достойного уровня. Работающий человек не должен быть бедным!
Улучшение системы социальной защиты населения
В целях совершенствования системы социальной защиты населения необходимо:
· рассчитывать размеры социальных выплат на основе реального прожиточного минимума в соответствии с международными стандартами и с региональной дифференциацией;
· полностью охватить мерами социальной защиты, пенсиями и пособиями нуждающихся граждан всех категорий;
· расширить охват населения социальным страхованием;
· разработать конкретные меры по преодолению бедности, с учетом реальной величины прожиточного минимума;
· обеспечить справедливый уровень пенсий для всех видов пенсионной системы в размере не менее 60% заработной платы; аналогичный принцип (60% от прожиточного минимума) установить для базового пособия по возрасту;
· обеспечить полный охват наемных работников и «самозанятых» граждан накопительной пенсионной системой;
· принять закон «О ветеранах», определяющий юридический статус и социальные гарантии данной категории населения;
· ввести выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в размере заработной платы;
· начислять средства из республиканского бюджета на накопительные пенсионные счета женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до трех лет;
· обеспечить достойное проживание людей с ограниченными возможностями (инвалидов), включая введение государственного субсидирования создания рабочих мест для инвалидов, а также упрощение процедуры получения и переосвидетельствования статуса инвалида.
Улучшение жилищных условий населения
В целях обеспечения доступности жилья для людей с различным уровнем доходов и улучшения состояния жилищного фонда необходимо:
· в государственной жилищной политике перейти от закупок жилья к прямому строительству социального жилья для малообеспеченных слоев населения и молодых семей – государственными жилищно-строительными предприятиями. Такое жильё должно сдаваться по себестоимости в пожизненную аренду с правом наследования аренды, но без права приватизации.
· при выделении земельных участков под строительство элитного жилья вменить в обязанности застройщиков строить аналогичные площади социального жилья для граждан с невысоким уровнем дохода;
· создать эффективную систему защиты прав и законных интересов участников долевого строительства, включая введение страхования возможных рисков по причине несостоятельности застройщиков;
· обеспечить защиту прав и собственности граждан, которые приобрели свое жилье по ипотечным кредитам, от произвола недобросовестных банков;
· создать в каждом регионе республики регулярно обновляемые базы данных состояния жилого фонда и инфраструктуры коммунальных услуг;
· обеспечить предоставление государством целевых займов и инвестиций на проекты по модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ);
· провести демонополизацию и создать условия для реальной конкуренции в сфере управления и обслуживания жилого фонда;
· повысить уровень эффективности тарифного регулирования, позволяющего ликвидировать сверхнормативные и сократить нормативные потери субъектов естественных монополий;
· обеспечить внедрение современных технологий на предприятиях коммунального сектора;
· законодательно установить обязанности государства компенсировать расходы граждан на содержание жилья и оплату коммунальных услуг в случае их превышения 10% от совокупного дохода семьи;
· обеспечить максимальную прозрачность в работе кооперативов собственников квартир (КСК) и их периодическую отчетность перед собственниками и нанимателями жилья и других помещений за расходование получаемых от них денежных средств.
Улучшение системы здравоохранения
В целях оказания своевременной и качественной медицинской помощи и укрепления здоровья граждан необходимо:
· обеспечить доступность медицинских услуг для всех категорий граждан, наряду с гуманным отношением системы здравоохранения к пациентам;
· внедрить международные стандарты качества медицинских услуг;
· обеспечить охват детей в возрасте до 16 лет всем спектром медицинского обслуживания;
· обеспечить соответствие основных показателей работы организаций здравоохранения, оказывающих стационарную помощь (оборот койки, средняя продолжительность пребывания и т.д.), международным стандартам эффективности;
· обеспечить выравнивание качества оказания медицинской помощи в государственных и частных, а также в городских и сельских медицинских учреждениях;
· расширить гарантируемые государством современные медицинские стандарты и объемы бесплатной медицинской помощи, включая профилактику и высокотехнологичные медицинские услуги;
· довести долю частных поставщиков медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) до 20%
· создать равные условия для граждан республики в получении медицинских услуг в рамках ГОБМП независимо от места проживания;
· создать благоприятную конкурентную среду для поставщиков услуг ГОБМП независимо от форм собственности на основе государственно-частного партнерства;
· внедрить эффективную систему обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в рамках ГОБМП;
· ввести систему обязательного медицинского страхования;
· создать современную систему управления в сфере здравоохранения, соответствующую международным принципам;
· расширить сеть медицинских учреждений, особенно в сельской местности;
· усилить ответственность медицинских учреждений и медицинского персонала за недобросовестную медицинскую помощь и негуманное отношение к пациентам;
· улучшить качество подготовки и повышения квалификации врачей и других медицинских работников;
· внедрить новые механизмы повышения солидарной ответственности граждан за свое здоровье;
· сформировать и продвигать в обществе идеологию ведения здорового образа жизни.
Посредством реализации этих и других мер представляется возможным увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, снижение материнской и младенческой смертности в два раза, а также снижение заболеваемости туберкулезом на 20%.
Развитие образования и науки
В целях обеспечения права граждан на получение качественного образования и укрепления научного потенциала республики необходимо:
· увеличить расходы государства на развитие системы образования и науки до 3% от ВВП страны;
· обеспечить полный охват детей дошкольного возраста детскими садами как в городской, так и в сельской местности;
· обеспечить доступность образования для детей с нарушениями здоровья, из малообеспеченных семей и входящих в группы риска;
· создать эффективную систему технического и профессионального образования, соответствующую требованиям рынка труда и интегрированную в мировое образовательное пространство;
· внедрить Национальную квалификационную систему, признаваемую внутренним и внешним рынками труда;
· привлечь объединения представителей бизнес-сообщества к разработке стандартов, аккредитации учреждений образования и проведению экзаменов;
· обеспечить объективность и прозрачность проведения Единого национального тестирования (ЕНТ), включая возможность замены ЕНТ на экзамены по выбору самого выпускника;
· обеспечить соответствие качества высшего образования Казахстана лучшим мировым практикам в области образования;
· расширить меры по профилактике и противодействию коррупции в учреждениях образования всех уровней и любой формы собственности;
· повысить практическую привлекательность науки за счет создания условий для внедрения и коммерциализации инновационных разработок;
· создать систему материального и творческого стимулирования для научных работников, привлечения молодежи в науку, популяризации научно-технической деятельности и профессии ученых и инженеров.
Улучшение бизнес-среды и поддержка предпринимательства
Партия «АК ЖОЛ» выступает твердым сторонником построения в Казахстане конкурентоспособной и рыночной экономики, всемерной поддержки частного, прежде всего, малого и среднего бизнеса. Нереально каждого казахстанца сделать нефтяником или банкиром. Но массовый малый и средний бизнес способен выступить эффективным каналом перераспределения доходов крупных корпораций через систему экономических взаимоотношений, приобщить каждую казахстанскую семью у глобальному успеху национальной экономики. Для успешной реализации этих стратегических задач, необходимо реализовать следующий комплекс мер:
● добиться успешной реализации проектов Программы форсированного индустриально-инновационного развития, эффективности вложенных в нее государственных средств и действительной работы запускаемых предприятий;
● ввести обязательную инновационную составляющую в проектах ПФИИР, соответствующую критериям наукоемкости, технологичности, экологичности и энергосбережения.
● обеспечить эффективное использование транзитного потенциала Казахстана, экономических преимуществ проекта Западная Европа-Западный Китай;
● обеспечить эффективность реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2020», деятельности всех её звеньев и доведение выделенных средств до конкретных предприятий;
● ввести парламентский мониторинг деятельности национальных институтов развития по поддержке частного бизнеса, обеспечить эффективность использования ими государственных средств, выделенных на развитие предпринимательства;
● провести демонополизацию ряда секторов естественных монополий с целью усиления конкуренции и снижения цен для потребителей;
● обеспечить увеличение казахстанского содержания в деятельности иностранных инвесторов, приоритет казахстанских производителей при закупках товаров и услуг, передачу контрактов на обслуживание и технологий на используемое оборудование в рамках офсетной политики.
В целях стимулирования деловой активности частного предпринимательства и расширения его возможностей в процессе развития экономики и социальной сферынеобходимо:
· создать условия, стимулирующие переток частного бизнеса из торгово-посреднической сферы в реальный сектор экономики, в этих целях добиться реальных преференций для средних предприятий перерабатывающей промышленности;
· обеспечить продовольственную и потребительскую безопасность, направить усилия на поддержку пищевой отрасли и производство товаров народного потребления;
· освободить малый и средний бизнес от уплаты НДС и КПН в течение трех лет с момента создания предприятия;
· упростить процедуры налогового администрирования и отчетности;
· отменить штрафы по налоговой отчетности для частных предпринимателей, если допущенные ими в рамках этой отчетности нарушения не наносят прямого ущерба государственному бюджету;
· отказаться от применения ареста счетов, остановки расходных операций коммерческих структур;
· сократить срок исковой давности по налоговой отчетности и налоговые проверки за прошедшие периоды – с пяти до трех лет;
· ужесточить уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, совершаемое должностным лицом с использованием служебного положения;
· ввести отраслевые ставки НДС для приоритетных отраслей от 0% (для сельского хозяйства и сельхозпереработки) до 6% (для легкой и пищевой промышленности, машиностроения);
· провести практическую демонополизацию ряда секторов естественных монополий с целью усиления конкуренции и снижения цен для потребителей соответствующих товаров и услуг;
· сократить вмешательство квазигосударственного сектора в экономику, ликвидировать или приватизировать нерентабельные предприятия с государственным участием в конкурентных секторах экономики, провести разгосударствление 70% предприятий с государственным участием;
· совершенствовать систему государственных закупок, включая обеспечение максимальной прозрачности соответствующих процедур и обращения государственных органов непосредственно к производителям определенных товаров и услуг;
· разработать и внедрить методику анализа регуляторного воздействия (АРВ) для разработки и принятия новых нормативных правовых актов;
· обеспечить приоритет отечественных производителей на внутреннем рынке, в том числе в системе закупок национальных компаний, и недопущение недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний.
· Посредством реализации этих и других мер по улучшению делового климата в Казахстане в среднесрочном периоде нужно достигнуть увеличения доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 60 %;
Подъем аула и сельского хозяйства
Почти половина населения республики проживает на селе. Поэтому успешное развитие Казахстана невозможно без создания благоприятных условий для жизнедеятельности жителей аулов и других сельских населенных пунктов в регионах.
Партия «Ак жол» считает необходимым:
· обеспечить полнокровную работу социальной инфраструктуры всех сельских населённых пунктов страны, включая дороги, школы, медицинские учреждения, спортивные залы, бани, обеспечение питьевой водой, топливом, электроэнергией, связью и т.д.;
· отказаться от практики строительства раздельных и помпезных зданий, что неоправданно увеличивает затраты; перейти к размещению таких служб на селе, как школа, отделение почты, медицинский пункт, сельский акимат и т.д. в типовом здании с совмещёнными функциями;
· произвести реконструкцию действующих и строительство новых автодорог, соединяющих села с районными и областными центрами;
· разработку и реализацию программы поддержки сельских районов с неблагоприятной экологической обстановкой;
· включить сельское население, прежде всего молодёжь и молодых специалистов, в программу «Доступное жильё», обеспечив для этого строительство нового жилья государственными строительными компаниями в перспективных сельских населённых пунктах.
В целях поступательного развития аграрного сектора национальной экономики Казахстананеобходимо:
● добиться утверждения Парламентом бюджета Национального холдинга «КазАгро» и отчётов о его исполнении; введения парламентского мониторинга использования государственных средств, выделенных на развитие сельского хозяйства;
· достичь повышения производительности труда в сельском хозяйстве в 4 раза;
· обеспечить передачу земель сельскохозяйственного назначения исключительно гражданам Казахстана, занятым в ведении сельского хозяйства с приоритетом жителей села;
· принять меры по изъятию и возвращению в сельскохозяйственный оборот нерационально используемых земель;
· предоставить жителям сельских населенных пунктов долгосрочных льготных кредитов на ведение сельскохозяйственной деятельности, в том числе для приобретения земли, скота, современной сельхозтехники и оборудования, семян, удобрений и т.д.;
· обеспечить местные хозяйства поливной водой, включая реконструкцию действующих и строительство новых сооружений водоснабжения;
· увеличить государственные субсидии в сельское хозяйство с предоставлением данных бюджетных средств непосредственно фермерам и крестьянам;
· установить стабильные и приемлемые цены на горюче-смазочные материалы для сельхозпроизводителей;
· увеличить объем государственных закупок основных видов сельхозпродукции по справедливым ценам;
· создать необходимые условия для развития системы потребительской кооперации в сельской местности.
Обеспечение верховенства закона и прав личности
Для полноценного и эффективного обеспечения соблюдения и защиты конституционных прав и свобод граждан республики и верховенства закона необходимо принятие комплекса мер, направленных на совершенствование соответствующих правовых и организационно-технических механизмов, развитие независимого и справедливого правосудия, усиление парламентского и общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов, усиление противодействия коррупции во всех сферах жизнедеятельности казахстанского общества и государства.
1. В целях обеспечения государством равенства всех граждан перед законом, независимо от их социального, должностного и иного положения, необходимо:
· обеспечить всестороннюю и последовательную реализацию мер, предусмотренных Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года;
· привести действующее законодательство Республики Казахстан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах;
· выявить и устранить все противоречия между законодательными актами и ведомственными документами, регулирующими вопросы соблюдения конституционных прав и свобод граждан;
· увеличить правовые способы и механизмы защиты частной жизни и персональных данных граждан, включая внесение соответствующих положений в административное законодательство;
· расширить формы и механизмы правового просвещения населения страны;
· обеспечить практическую, а не декларативную, реализацию принципа презумпции невиновности; прозрачного, неподкупного и справедливого суда, защиту прав граждан в ходе досудебных мероприятий, судебного процесса а также в местах лишения свободы;
· добиться как минимум двукратного сокращения числа приговоров, связанных с лишением свободы, за счёт переноса основных наказаний в экономическую плоскость;
· кардинально повысить исполнение судебных решений, прежде всего по хозяйственным и гражданским спорам;
· обеспечить полную компенсацию пострадавшим нанесённого ущерба как за счёт виновной стороны, так и за счёт специального компенсационного фонда.
2. В целях реализации и защиты права частной собственности необходимо:
· принять закон «О частной собственности в Республике Казахстан», призванный обеспечить серьезные государственные гарантии неприкосновенности имущества и иных объектов собственности граждан и негосударственных юридических лиц, включая право на зищиту частной собственности.
· установить в гражданском законодательстве Республики Казахстан принцип приоритета прав собственника, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением права собственности, толкуются в пользу собственника;
· дополнить Гражданский кодекс Республики Казахстан положением, содержащим все допустимые способы защиты и самозащиты права собственности от незаконных посягательств и рейдерских захватов;
· четко определить и конкретизировать в действующем законодательстве понятия «государственные нужды» и «исключительные случаи» относительно принудительного отчуждения у граждан их имущества с учетом норм Конституции Республики Казахстан и международным обязательствам Казахстана в сфере прав и свобод человека;
· унифицировать порядок определения суммы возмещения гражданам государством в случаях принудительного отчуждения у них имущества для государственных нужд;
· привести процедуру таможенного оформления имущества граждан в соответствие с действующим законодательством Республики Казахстан и общепризнанными международными стандартами.
3. В целях гуманизации уголовной политики и уголовного законодательства республики необходимо:
· отказаться от смертной казни как высшей меры уголовного наказания с заменой ее на пожизненное заключение; вопрос о применении смертной казни в исключительных случаях и по особым обстоятельствам должен быть решён путём широкого общественного обсуждения проблемы;
· обеспечить декриминализацию ряда правонарушений, не связанных с умышленной угрозой жизни и здоровью граждан;
· обеспечить соблюдение принципа презумпции невиновности в уголовном процессе;
· обеспечить всесторонность, полноту и объективность в процессе дознания, следствия и судебного разбирательства по уголовным делам;
· установить применение к гражданам, подозреваемым в совершении уголовных преступлений, меры пресечения в виде ареста исключительно в соответствие со степенью тяжести соответствующих преступлений;
· сформировать с участием представителей общественности национальный превентивный механизм, направленный на предотвращение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
· создать организационно-правовые условия для расширения практики применения судами альтернативных лишению свободы видов уголовного наказания, включая общественные работы и возмещение материального ущерба;
· расширить условия и механизмы предоставления гражданам, осужденным к лишению свободы, защиту их жизни и здоровья, права на сообщение родственникам о своем состоянии, своевременной медицинской помощи, квалифицированной юридической помощи;
· обеспечить прозрачность деятельности уголовно-исполнительной системы, включая общественный контроль со стороны правозащитных, иных заинтересованных общественных организаций и СМИ в отношении изоляторов временного содержания и исправительных учреждений;
· добиться реализации и иных основополагающих прав личности, гарантированных Конституцией Республики Казахстан.
Борьба с коррупцией и теневой экономикой
В целях формирования в обществе атмосферы неприятия и нетерпимости по отношению к коррупции и усиления противодействия любым ее проявлениям необходимо:
· ввести всеобщее декларирование доходов и расходов граждан, обеспечив его прозрачный и небюрократический характер;
· ввести практику проведения фракциями политических партий в Мажилисе Парламента антикоррупционной экспертизы проектов законов, разрабатываемых исполнительными органами, до их внесения в Парламент;
· обеспечить повышение уровня максимальной прозрачности работы всех государственных органов, организаций и их должностных лиц, включая установление веб-камер в наиболее важных госорганах (залах судебных заседаний, таможенных переходах, залах тендерных комиссий, рабочих групп Парламента и т.д.) с прямой трансляцией их работы через Интернет;
· кардинально реформировать систему государственных закупок, включая обеспечение максимальной прозрачности соответствующих процедур, регулирование законодательством о госзакупках деятельности всех государственных органов, национальных компаний и иных структур с государственным участием, их обращение непосредственно к производителям определенных товаров и услуг, а не к посредникам;
· ввести законодательным путем в отношении лиц, подозреваемых в совершении коррупционных правонарушений, а также находящихся под следствием, ограничения на определенный период прав передвижения, выезда за границу, владения и управления собственностью;
· провести де-оффшоризацию национальной экономики; создать законодательные препятствия для вывода за рубеж и отмывания финансовых средств, полученных незаконным путем;
· ввести запрет на открытие счетов в зарубежных банках и оффшорных зонах для государственных служащих, сотрудников национальных компаний и других структур с государственным участием, а также членов их семей;
· расширить механизмы сотрудничества правоохранительных органов Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья в процессе борьбы с коррупцией и привлечением к ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения;
· активизировать политику присоединения Казахстана к важным международно-правовым актам в сфере борьбы с коррупцией с последующей полноценной имплементацией соответствующих международных норм в антикоррупционное законодательство республики;
· обеспечить прозрачность деятельности госорганов для общественности и НПО.
РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
НАРОДА КАЗАХСТАНА
Преемственность духовно-культурного опыта поколений является одной из главных основ укрепления государственной независимости Казахстана. Осмысление национальной истории, своих истоков, самобытности и специфики призвано послужить духовной и идейной консолидации общества.
Партия «Ак жол» считает необходимым:
● обеспечить сохранение и приумножение национального культурного наследия, качественную реализацию целевых программ развития культуры и искусства;
● преодолеть принцип «остаточного» финансирования духовной сферы, на 50% увеличить бюджетные расходы на развитие культуры, искусства, народного творчества;
● увеличить число учащихся общеобразовательных школ с казахским языком обучения на 30% к 2020 году;
● повысить статус и расширить сферу применения казахского языка, прежде всегл в экономике и бизнесе, включая иностранные компании; предусмотреть соответствующие нормы в законе «О государственном языке РК» как меры, позволяющей достичь стратегической цели знания и использования 95% казахстанцев государственного языка к 2025 году;
● содействовать переводу казахского языка на латинский алфавит;
● провести модернизацию казахского языка, окончательно решив вопрос о переводе на казахский язык устоявшихся международных и иностранных слов и терминов;
● увеличить удельный вес документов на казахском языке в государственных органах до 80% к 2020 году;
● увеличить объем теле-, радиопрограмм по теле-, радиоканалам, независимо от форм их собственности, на государственном языке по времени до 70% к 2020 году;
● увеличить финансирование производства национальных фильмов на 50% и перевода иностранных фильмов на казахский язык для показа в кинотеатрах;
● увеличить содержание произведений казахстанских авторов в репертуарах культурно-массовых мероприятий;
● гарантировать эффективное использование и практическую результативность государственных средств, выделенных на развитие государственного языка;
● проводить воспитание молодого поколения в духе уважения к национальной истории Казахстана, казахскому языку и казахской культуре, равно как и к истории, культуре и языкам других этносов;
● активизировать работу по включению природно-культурных объектов Казахстана в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (Шелковый путь, археологические объекты оазиса Отырар, культурный ландшафт Улытау, Аксу-Жабагылы, Северный Тянь-Шань и т.д.);
· принять программу изучения и популяризации, в том числе среди русскоязычной аудитории, идейных воззрений деятелей движения «Алаш» и их востребованности в XXI веке, особенно в части социальной, политической и экономической модернизации казахстанского общества по европейскому пути;
● усилить миграционную политику по возвращению соотечественников на историческую родину, обеспечив при этом сбалансированный подход стимулирования расселения в соответствии с потребностями экономики, характером размещения производительных сил и Программой индустриализации;
● законодательно закрепить предоставление гражданства Республики Казахстан после сдачи экзамена на знание государственного языка, Конституции РК и истории Казахстана.
● поддерживать традиционные религии народов Казахстана, защищать духовную сферу общества от влияния чуждых сект и течений.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Деятельность в сфере внешней политики и обеспечения национальной безопасности Казахстана должна проводиться на основе учета национальных интересов страны, создания действенных механизмов их продвижения и защиты, укрепления суверенитета, независимости и территориальной целостности республики.
1. В сфере внешней политики необходимо:
· обеспечить создание благоприятных внешнеполитических условий для развития республики, а также развитие отношений с внешнеполитическими партнерами на основе равноправия, доверия, взаимоуважения, взаимопонимания, открытости, добрососедства, взаимовыгодного партнерства и дипломатической корректности в отношении друг к другу;
· осуществлять участие Казахстана в любых интеграционных процессах исключительно в рамках экономического сотрудничества и в соответствии с интересами национальной Независимости;
· решительно усилить позиции Казахстана по отстаиванию интересов отечественного бизнеса в переговорном процессе со странами-партнерами;
· обеспечить политику протекционизма и поддержки казахстанской продукции на рынках стран-партнеров по ТС-ЕЭП;
· не допустить создание в указанных интеграционных образованиях наднациональных органов, претендующих на выполнение политических полномочий в отношении стран-участниц;
· помимо взаимодействия с партнёрами по евразийским процессам, обеспечить баланс внешнеэкономических и внешнеполитических интересов Казахстана через поступательное развитие сотрудничества с Китаем, Европейским союзом, США и исламским миром;
· обеспечить вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) на условиях следования национальным интересам;
· в рамках участия Казахстана в ВТО, обеспечить населению доступ к лучшим товарам и услугам по доступным ценам; приобщить страну к передовым стандартам качества жизни;
· добиваться незамедлительного прекращения участия (членства) Казахстана в любых интеграционных образованиях и международных организациях, если это участие (членство) будет сопряжено с ущемлением Независимости страны и национальных интересов народа Казахстана;
· создать в рамках деятельности Министерства иностранных дел эффективные механизмы защиты прав граждан Казахстана за рубежом.
2. В сфере обеспечения национальной безопасности необходимо:
· расширение международного сотрудничества в интересах укрепления обороноспособности республики, противодействия терроризму, экстремизму, транснациональной преступности, нелегальной миграции, наркобизнесу и другим угрозам национальной безопасности;
· принятие комплекса мер, направленных на повышение и укрепление боеспособности Вооруженных сил республики, включая расширение и совершенствование боевой подготовки личного состава;
· обеспечение целевого и эффективного использования средств, выделяемых на финансирование Вооруженных сил, специальных служб и правоохранительных органов страны;
· предупреждение проявлений терроризма и экстремизма путем снятия их социальных предпосылок в виде актуальных проблем безработицы, несправедливости, отсутствия жилья и личных перспектив молодёжи; а также проведения широкой профилактической работы с представителями различных слоев и групп населения республики;
· усиление уголовной ответственности за правонарушения экстремистского характера, ведение соответствующей пропаганды и вовлечение граждан, особенно молодежь, в данную деятельность.
Соответствующая деятельность государства и его уполномоченных органов должна способствовать уверенности казахстанцев в способности государства защитить их от всевозможных внутренних и внешних угроз.
СТРАТЕГИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ОППОНИРОВАНИЯ
Партия «Ак жол» исходит из того, что стержнем политических дискуссий на новом этапе развития Казахстана станет поддержание общественно-политического баланса в условиях обозначенных проблем, противоречий и вызовов.
В этих дискуссиях ДПК «Ак жол» будет стремиться к тому, чтобы позиция и интересы формирующегося казахстанского среднего класса были услышаны и учитывались при принятии решений всеми политическими силами страны.
Демократическая партия «Ак жол» будет решительно противостоять необоснованным ограничениям и ущемлениям прав и свобод граждан, любым проявлениям нетерпимости, беззакония, коррупции и экстремизма в различных сферах жизнедеятельности общества и государства, действиям, способствующим подрыву стабильности и безопасности республики, ее престижа в международном сообществе.
Мы способны выступить принципиальным оппонентом любой политической силе, избравшей подобный стиль деятельности и исповедующей соответствующую ему систему ценностей.
Партия «Ак жол», даже находясь в меньшинстве, готова оппонировать партии власти и её правительству по тем вопросам, где их действия будут противоречить интересам, унижать достоинство и нарушать законные права простых людей. При этом политическое оппонирование наша партия будет осуществлять на основе конструктивизма, в рамках Конституции и законов республики, в целях объединения всех здравомыслящих граждан, ради укрепления демократического конституционного строя.
Партия «Ак жол» намерена активно участвовать в процессе принятия и осуществления важных политических решений и влиять на данный процесс на национальном, региональном и местном уровнях в интересах реализации своих программных целей и задач в любых других, не противоречащих Конституции и законам республики формах.
При этом соответствующую деятельность, включая возможное участие во власти, партия рассматривает не как самоцель, а как средство своего эффективного служения своей стране и своему народу.
* * *
Демократическая партия «Ак жол» представляет обществу обновленную политическую программу. Программу, нацеленную на сохранение высокой динамики политического и социально-экономического развития Республики Казахстан.
Вызовы, стоящие перед страной, требуют консолидации всех конструктивных политических сил, всех неравнодушных граждан.
Партия обращается к старшему поколению, опыт и профессионализм которого как никогда востребован в созидании Казахстана ХХI века!
Партия подчеркивает свое единение с наиболее инициативной и активной частью общества. С людьми, определяющими контуры будущего Казахстана в бизнесе, политике, науке и культуре!
Партия обращается к молодежи, которой в самом скором будущем предстоит внести свой вклад в развитие страны!
Программа, которую представляет партия, это программа реалистов. Людей, знающих действительное положение дел, понимающих риски и возможности для страны, и действующих во благо и процветание Казахстана!
****
Проект «Политическая программа Демократической партии Казахстана «АК ЖОЛ» после обсуждения на XI съезде партии был взят за основу и предложен для широкого обсуждения во всех партийных организациях. Изменения и дополнения в окончательную редакцию документа будут внесены соответствующей Редакционной комиссией, после чего предполагается утверждение Политической программы на заседании Центрального Совета партии.