ДПК «Ак жол»: отказ включить общежития в программу «Нурлы жер» противоречит законодательству

» Публикации » ДПК «Ак жол»: отказ включить общежития в программу «Нурлы жер» противоречит законодательству

22.05.2017, 18:23

ДПК «Ак жол» заявляет, что отказ правительства включить малогабаритное жилье (общежития) в программу «Нурлы жер» противоречит законодательству и усиливает социальное расслоение в обществе, передает корреспондент DailyNews.kz со ссылкой на пресс-службу партии.
‘На днях СМИ распространили ответ премьер-министра Б.Сагинтаева на наш запрос, в котором он заявил, что «В рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы, на строительство служебного жилья и общежитий для молодежи на 2017 год предусмотрено 1,4 млрд. тенге». Но включение общежитий в программу жилищного строительства «Нурлы жер» правительство считает «преждевременным» и «отвлечением бюджетных средств». Кроме того, премьер отметил проблемы с соблюдением санитарных норм в таком жилье’, – говорится в распространенном сегодня письме ДПК.
Депутаты фракции «Ак жол» в направленном сегодня ответном письме выражают признательность правительству за принципиальную поддержку в вопросе строительства общежитий, но не удовлетворены её объёмами по следующим причинам.

Во-первых, массовая антисанитария в местах проживания перебирающейся в города сельской молодёжи происходит уже сейчас. Дискуссия и ролики в социальных сетях на эту тему показали всю безнадежность и унизительность условий бараков и подвалов, в которых сегодня проживают сотни наших соотечественников.
Задача, которую ставит партия «Ак жол» – вытащить молодёжь из этих «гарлемов» и «шанхаев», дать ей возможность обрести человеческое, хотя и малогабаритное жильё. Вопрос санузлов здесь вторичен и приводился для наглядности по сокращению стоимости жилья. В реальности общежития могут быть как коридорного/секционного типа (кампусы), так и гостиничного типа (с отдельными санузлами). И это не наше «изобретение», а действующий п.41 «Санитарно-эпидемиологических требований к объектам коммунального назначения», утверждённых министром нацэкономики 3 марта 2015 года. Более того, п. 10 этих же правил предусматривает не только общие санузлы, но и «надворные туалеты с водонепроницаемым выгребом», чего мы не можем поддержать. Так что прежде чем ссылаться на антисанитарию, тем, кто готовил ответ Премьер-министра – и прежде всего – председателю комитета строительства мининвестиций – следовало бы знать законодательство, а не подставлять руководство своей некомпетентностью.
Но вопрос санузлов, повторимся, не главный. Главное: при недоступности для многих даже однокомнатных квартир по цене 6-10 млн.тенге, малогабаритные общежития дают возможность снизить стоимость жилья в 1,5-2 раза. Ряд строительных компаний уже заявил о готовности строить жильё по таким ценам. И это может оказаться выходом из тупика для многих казахстанцев. Почему же, имея строительные нормы для социального малогабаритного жилья, правительство не включает его в государственную жилищную программу? На наш взгляд, это – дискриминация той части населения, которая не может себе позволить покупать дорогие квартиры. Но ведь им тоже нужно где-то жить?
Противники благоустроенных общежитий фактически предлагают оставить наших соотечественников там, где они прозябают сегодня: в грязных и холодных бараках. Ничего другого взамен они не выдвигают. Мы же считаем своим долгом искать решение этой ситуации.
Во-вторых, по поводу «преждевременности» такой задачи: программа «Нурлы жер» планирует вводить ежегодно по 100 тыс.квартир и в течение 15 лет обеспечить жильём нынешние 1,5 млн. нуждающихся. Такой подход не учитывает два важных фактора: а) то, что ряды нуждающихся будут постоянно пополняться. Население страны ежегодно увеличивается на 200-250 тысяч человек, которые не учтены в программе; б) а также тенденцию урбанизации: последние годы из аулов в города ежегодно перебираются более 100 тысяч человек, а в 2015 г. их было даже 300 тысяч.
Другими словами, даже при успешной реализации программы «Нурлы жер» в текущей редакции, через 15 лет проблема жилья не будет решена, а численность нуждающихся вырастет до 2-2,5 млн.человек.
Заложенные в Программе продуктивной занятости и массового предпринимательства 1,4 млрд.тг на строительство общежитий – это капля в море: по нормам программы «Нурлы жер» на них можно построить не более 500 единиц жилья, тогда как ежегодная потребность в 300 раз выше.
Поэтому ни о какой «преждевременности» речи не идёт: напротив, мы катастрофически запаздываем с решением проблемы.
В-третьих, считаем небесспорными суждения правительства о «финансовой нагрузке на бюджет» и «отвлечении средств».
Так, все направления программы «Нурлы жер» (за исключением арендного жилья), связаны с кредитованием в банках, включая даже ИЖС, где собственники участков обязаны нанимать застройщиков по выбору акиматов. Конечными бенефициарами от государственной поддержки здесь становятся банки и строительные компании. Возможно это нужная мера в свете оздоровления банковского сектора и рынка жилья.
Но для ИЖС любой хозяин построит себе дом заботливее и экономичнее застройщика. Правильнее было бы оставить за акиматами контроль качества строительства, а наем строительных компаний предложить только в качестве рекомендации. В результате высвободятся значительные средства, которые можно направить на строительство малогабаритного жилья.
Кроме того, такое жильё можно включить и в программы ипотечного или накопительного кредитования. По подсчётам экспертов ranking.kz, на оплату ипотеки 1-комнатной квартиры среднестатистическому казахстанцу требуется 14 лет. Всё это время человек находится под давлением финансовых обязательств и ограничен в приобретении других товаров, включая товары для детей.
Внесение малогабаритного жилья в программы кредитования позволит значительно сократить сроки и финансовую нагрузку на граждан. Кроме того, оно способно реально оживить такое кредитование, за счёт расширения количества участников, и снизить его риски ввиду незначительности сумм займов.
И наконец, главное. В недавней статье Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», при всей этической направленности, были затронуты глубокие социально-экономические вопросы. «Важнейшая миссия духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания», – пишет Нурсултан Назарбаев. Считаем, что речь идёт о преодолении социального эгоизма и этнического недоверия, тенденций разделения нации на «нағыз» и «шала» казахов; пресечении истоков радикализма и правового нигилизма, в основе многих из которых лежит проблема растущего социального расслоения общества.
Преодолеть его Нурсултан Абишевич предлагает через принцип прагматизма: добиваться качества жизни, опираясь на реальные возможности населения. «Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, но не роскоши», – отмечает он.
Жилищный вопрос – наглядное проявление такого расслоения. Обладание собственным жильём для многих казахстанцев продолжает считаться чуть ли не роскошью. И программа «Нурлы жер» только подчёркивает такой статус, потому что рассчитана только на 1,5 млн человек, в основном госслужащих, бюджетников, обеспеченных людей, способных оплачивать ипотеку (успешные предприниматели и менеджеры нацкомпаний), либо на малообеспеченных граждан по очереди акиматов.
Все остальные соотечественники остались за рамками программы. В реальности же численность граждан, улучшающих жилищные условия, ещё меньше. Просто состоятельные семьи приобретают все новые (вторые, третьи, пятые) квартиры – и сдают тем, у кого денег хватает только на аренду, а за их счёт покрывают свою ипотеку. Тем самым нарастает социальное неравенство, когда одни увеличивают своё состояние с помощью государства, а другие – остаются с пустыми руками. Но ведь и они тоже – наши с вами люди!
Поэтому фракция «Ак жол» предложила включить в программу «Нурлы жер» малогабаритное жильё, стоимость которого была бы более доступной. В бизнесе действует закон: чем шире линейка предложений, тем больше шансов, что каждый покупатель найдёт товар по своему карману. Поэтому вовлечение в жилищное строительство максимально широких слоёв населения в соответствии с их возможностями – способно оживить рынок жилья и повлиять на его цены.
«Мы предлагаем сделать жильё не роскошью, а нормой жизни. Это необходимо, чтобы постепенно сокращать социальное расслоение в обществе, чтобы вытащить наше будущее из нынешних грязных бараков. И это позволило бы стране сосредоточиться и на других, не менее важных задачах», – говорится в письме.

        Источник – Dailynews.kz