02
Март

Поручениям Президента по поддержке отечественного производства необходимо придать силу закона – Азат Перуашев

 
2 марта 2015 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
Поручениям Президента по поддержке отечественного производства необходимо придать силу закона – об этом заявил Азат Перуашев в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций, посвященном реализации поручений Президента на расширенном заседании Правительства 11 февраля.
 Напомним, что Президент Назарбаев дал сразу три поручения, касающиеся защиты интересов отечественных производителей:
- в рамках реализации программы «Нурлы жол» обязать всех подрядчиков закупать отечественные товары и услуги;
- возобновить форумы по казахстанскому содержанию;
- запустить акцию «Сделано в Казахстане».
 
«Могу сказать, что это крайне актуальные поручения. Не случайно в тот же день, через два часа после этих поручений Президента, партия «Ак жол» направила депутатский запрос Правительству, с предложением придать этим поручениям Президента силу закона, через разработку законопроекта «О закупках», - подчеркнул А.Перуашев.
Он рассказал, что в 2013 году были приняты поправки в закон 'О государственных закупках', которые ликвидировали существовавшие ранее преференции для отечественных производителей и уравняли наши товары с российскими и белорусскими.
 При рассмотрении в Мажилисе данные положения подверглись критике депутатов фракции «Ак жол». Однако в ответ на сигналы об ущемлении интересов национального бизнеса, Министерства финансов в письме от 4 декабря 2013 года уведомило депутатов «Ак жола», что защита интересов казахстанских производителей будет решена через закон «О закупках», регулирующий деятельность предприятий квазигосударственного сектора и крупных недропользователей.
Тогда «акжоловцы» согласились с таким подходом, поскольку  объемы рынка квазигосударственного сектора в 5-7 раз превосходят рынок государственных закупок. Например, в 2012 г. рынок госзакупок составил 1,5 трлн тенге, а закупки нацкомпаний, госпредприятий и недропользователей превысили 8,4 трлн тенге. В 2013 г. госзакупки составили 1 трлн, закупки по линии Самрук-Казына и недропользователей – 7,3 трлн.
Сообщение о том, что работа над аналогичным казахстанским законом уже ведётся - было направлено еще 4 декабря 2013 г. Ещё через полгода - 24 июня 2014 г., на вопрос депутатов ДПК о затягивании документа, Агентство по защите конкуренции заверило, что закон «О закупках» будет внесён в Мажилис осенью 2014 года.
На дворе уже весна 2015-го, прошло более года после исключения из закона о госзакупках норм о казахстанском содержании и обещания защитить отечественный бизнес через закон «О закупках». В Мажилис уже поступили очередные поправки в закон о госзакупках, в январе состоялась их презентация. А обещанный бизнесу закон в поддержку наших производителей так и не появился, и ничего неизвестно о его судьбе.
Между тем, ситуация приобретает весьма критический оборот. В результате девальвации российского рубля, казахстанские производители стремительно теряют потребительский рынок.
«Для многих из них огромный рынок закупок нацкомпаний и недропользователей мог бы стать в этих условиях реальной опорой для выживания. Тогда как дальнейшее затягивание с введением защитных мер для отечественного бизнеса в этой сфере, напротив, лишает казахстанских предпринимателей столь необходимой поддержки, - уверен лидер «Ак жола».
Азат Перуашев привел цитату из запроса фракции от 11 февраля: «Сегодня, буквально пару часов назад, на заседании Правительства Глава государства поручил нацкомпаниям поддержать тенге, предприятиям – искать новые рынки сбыта, а всех граждан призвал быть патриотами и покупать казахстанскую продукцию.
Думаем, что лучшей формой выполнения этих задач могло бы стать законодательное введение норм о казахстанском содержании в закупках квази-государственного сектора».
 
Правда, в ходе того же заседания Правительства, вице-премьер Б.Сагинтаев сообщил, что в текущем году заключены меморандумы нацкомпаний и системообразующих предприятий с отечественными производителями на сумму 960 млрд.тг. Помимо этого, ещё 100 млрд.тг заложено в меморандуме акимата г.Алматы и ФНБ «Самрук-Казына».
«Это, безусловно, важная и нужная работа, - отметил Перуашев. - Но необходимо учитывать, что речь идёт о меморандумах на общую сумму 1 трлн. 060 млрд тг., что составляет лишь 12-15% от общей суммы закупок в данном секторе экономики.
Между тем, согласно ГПФИИР, к 2015 г. поручалось обеспечить долю казахстанского содержания в закупках государственных учреждений и организаций, национального управляющего холдинга, национальных холдингов и компаний - товаров до 60%, а в закупках работ и услуг до 90%.
Таким образом, суммы меморандумов не покрывают указанных обязательств».
 
Кроме того, депутат обратил внимание на тот факт, что «де-юре» меморандум – не есть обязательный документ, это лишь протокол намерений, практическое исполнение которых, как правило, заметно ниже заявленных цифр. И никакой ответственности за неисполнение меморандума стороны не несут, в отличие от неисполнения закона.
Поэтому в «Ак жоле» считают, что придание поручениям Президента о казахстанском содержании силы закона могло бы оказать серьёзное содействие Правительству в реализации возложенных задач. Тем более, что такие же нормы о приоритете местных товаров установлены Законом «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» для государственных предприятий в России и других странах ТС.