12
Февраля

Азат Перуашев: Законодательные нормы о казахстанском содержании могут стать эффективным инструментом выполнения поручений Президента о поддержке национальной экономики

12 февраля 2015 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»

Законодательные нормы о казахстанском содержании могут стать эффективным инструментом выполнения поручений Президента о поддержке национальной экономики - партия «Ак жол» требует ускорить разработку и принятия закона о закупках в квазигосударственном секторе. Об этом заявил Азат Перуашев вчера на пленарном заседании Мажилиса. Полный текст депутатского запроса фракции в адрес Премьер-министра К.Масимова приводится ниже.
 

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Масимову К. К.

Депутатский запрос
        Уважаемый Карим Кажимканович!

Как известно, в 2013 году Правительством были инициированы поправки в закон 'О государственных закупках', которые ликвидировали существовавшие ранее преференции для отечественных производителей и распространили национальный режим госзакупок Казахстана на всех участников из стран Евразийского экономического союза.
        При рассмотрении в Мажилисе данные положения подверглись критике депутатов фракции «Ак жол». Однако, исходя из интеграционных обязательств РК, Закон все же был принят, а наши предложения о защите интересов отечественных производителей через инструмент казахстанского содержания – были отклонены.
        В ответ на сигналы об ущемлении интересов национального бизнеса, разработчик в лице Министерства финансов в письме от 4 декабря 2013 года уведомил партию 'Ак жол', что защита интересов казахстанских производителей будет решена через закон «О закупках», регулирующий деятельность предприятий квазигосударственного сектора и крупных недропользователей.
        Мы согласились с таким подходом, поскольку  объемы рынка квазигосударственного сектора в 5 и более раз превосходят рынок государственных закупок. Например, в 2012 г. рынок госзакупок составил 1,5 трлн тенге, а закупки нацкомпаний, госпредприятий и недропользователей превысили 8,4 трлн тенге. В 2013 г. госзакупки составили 1 трлн, закупки по линии Самрук-Казына – 3,5 трлн., недропользователи и системообразующие предприятия – ещё 3,8 трлн.

Поэтому национальный бизнес, безусловно, заинтересован в получении преференций в данном секторе.
        Надо отметить, что такие же нормы о приоритете местных товаров установлены Законом «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» для государственных предприятий в России и других странах ЕАЭС.
        Сообщение о том, что работа над аналогичным казахстанским законом уже ведётся - было направлено нам, повторюсь, еще 4 декабря 2013 г. Ещё через полгода - 24 июня 2014 г., в ходе расширенного заседания комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса, отвечая на наш вопрос о затягивании документа, Агентство по защите конкуренции заверило депутатов, что закон 'О закупках' будет внесён осенью того же 2014 года, хотя как выяснилось, на тот момент всё ещё не была разработана даже его концепция.
        Тогда же прозвучали некоторые заявления о 'нежелательности' такого закона, со ссылками на наличие Типовых правил закупок для национальных компаний, утвержденных Правительством в 2009 г.
        Однако данные правила не носят прямого действия, каждая конкретная компания на их основе устанавливает собственные требования. Более того, за нарушение предусмотренных правил отсутствует какая-либо ответственность должностных лиц, кроме дисциплинарной.
       Наглядный пример: по данным АЗК, в 2012 году за нарушения в сфере госзакупок было наказано 2509 чиновников, из них 1026 привлечены к административной и уголовной ответственности.
        А за тот же период, в квази-государственном секторе за нарушения при закупках были наказаны лишь 118 менеджеров и все они отделались только дисциплинарными взысканиями. Хотя объемы закупок в указанный год здесь были в 5 раз больше. Разница между действенностью Закона и Типовых правил, как говорится, налицо.

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

Прошло уже более года после исключения из закона о госзакупках нормы о казахстанском содержании и обещания защитить отечественный бизнес через закон 'О закупках' для квази-государственного сектора.
        В Мажилис уже поступили очередные поправки в закон о госзакупках, на прошлой неделе состоялась их презентация.
        А обещанный бизнесу закон 'О закупках' в поддержку наших производителей так и не появился, ни депутатам, ни предпринимателям ничего неизвестно о его судьбе.
        Между тем, ситуация приобретает весьма критический оборот.
        Как известно, в результате девальвации российского рубля, казахстанские производители стремительно теряют потребительский рынок. Для многих из них огромный рынок закупок нацкомпаний и недропользователей мог бы стать в этих условиях реальной опорой для выживания. Тогда как дальнейшее затягивание с введением законодательных защитных мер для отечественного бизнеса в этой сфере, напротив, лишает казахстанских предпринимателей столь необходимой поддержки.
        Более того, без решительных мер и этот рынок, под влиянием российской девальвации, может достаться производителям из РФ. Считаем создавшееся положение в нынешних условиях недопустимым.
       Сегодня, буквально пару часов назад, на заседании Правительства Глава государства поручил нацкомпаниям поддержать тенге, предприятиям – искать новые рынки сбыта, а всех граждан призвал быть патриотами и покупать казахстанскую продукцию.
       Думаем, что лучшей формой выполнения этих задач могло бы стать законодательное введение норм о казахстанском содержании в закупках квази-государственного сектора.
      Правда, в ходе того же заседания Правительства, вице-премьер Б.Сагинтаев сообщил, что в текущем году заключено более 120 меморандумов нацкомпаний и системообразующих предприятий с отечественными производителями на сумму 960 млрд.тг. Помимо этого, ещё 100 млрд.тг заложено в меморандуме акимата г.Алматы и ФНБ «Самрук-Казына». Это, безусловно, важная и нужная работа.
      Но необходимо учитывать, что речь идёт о меморандумах на общую сумму 1 трлн. 060 млрд тг., что составляет лишь 12-15% от общей суммы закупок в данном секторе экономики.
      Между тем, в международной и отечественной практике, при заключении инвестиционных контрактов планка местного содержания ставится, как правило, на уровне более 50%. Например, согласно ГПФИИР, к 2015 г. поручалось обеспечить долю казахстанского содержания в закупках государственных учреждений и организаций, национального управляющего холдинга, национальных холдингов и компаний - товаров до 60%, а в закупках работ и услуг до 90%.
       Таким образом, суммы меморандумов не покрывают указанных обязательств.
        Кроме того, необходимо учитывать, что «де-юре» меморандум – не есть обязательный документ, это лишь протокол намерений, практическое исполнение которых, как правило, заметно ниже заявленных цифр. И никакой ответственности за неисполнение меморандума стороны не несут, в отличие от неисполнения закона.
       Тем самым, введение соответствующих законодательных норм в данный процесс, на наш взгляд, могло бы оказать серьёзное содействие Правительству в реализации возложенных на него полномочий.
       На основании вышеизложенного, уважаемый Карим Кажимканович, депутатская фракция партии 'Ак жол' просит Вас поручить уполномоченным органам ускорить разработку и внесение в Парламент закона 'О закупках', обеспечивающего интересы казахстанских производителей в деятельности национальных компаний, предприятий с государственным участием и крупных недропользователей.

С уважением,
         депутаты фракции 'Ак жол'