29
Октября

Азат Перуашев: Несмотря на спасение за счёт государства целого ряда несостоятельных банков, ни один из них и не подумал умерить свои аппетиты – депутаты фракции «Ак жол» предлагают банкам списать безнадёжные кредиты

29 октября, 2014 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
Несмотря на спасение за счёт государства целого ряда несостоятельных банков, ни один из них и не подумал умерить свои аппетиты –  депутаты фракции «Ак жол» предлагают банкам списать безнадёжные кредиты. об этом заявил сегодня Азат Перуашев при обсуждении поправок в республиканский бюджет на 2014-2015годы в ходе пленарного заседания Мажилиса.
Напомним, что в пояснительной записке к уточнению бюджета указывается, что основой для него послужили поручения Главы государства о привлечении средств из Национального фонда для поддержки и развития экономики, а также корректировка Прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан на 2014г.  
Очевидно, что уточнение прогнозных данных должно позволить определиться не только с доходной, но и расходной частью бюджета.
При сокращении доходов на 420,7 млрд. тг, разработчиком предлагается увеличить расходы на 65,5 млрд.тг., а дефицит покрыть за счет целевого трансферта из Национального фонда в объеме 325 млрд.тг.
Из них 75 млрд. тенге предложено направить на увеличение уставного капитала АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»  и капитализацию АО «НУХ «Байтерек» для финансирования проектов ГПФИИР на 2015-2019 годы.
Основная же часть 250 млрд. тенге – пойдёт на капитализацию АО «Фонд проблемных кредитов» для оздоровления банковского сектора.
В этой связи лидер демократической фракции высказался довольно критично: «Относительно капитализации ФНБ «Самрук-Казына» и НУХ 'Байтерек' возразить трудно, поскольку их финансирование имеет целью обеспечить мультипликативный экономический эффект в средне- и долгосрочной перспективе. Однако мы не можем с уверенностью сказать то же самое о Фонде проблемных кредитов».
Азат Перуашев напомнил об озвученном неделю назад депутатском запросе фракции, в котором была раскритикована практика, при которой Нацбанк выделяет из ЕНПФ некоторым банкам второго уровня средства будущих пенсионеров в неадекватных объёмах, превышающих их собственные капиталы.
«Теперь предлагается, чтобы их поддерживали ещё и за счёт Национального фонда. – добавил руководитель «Ак жола». - При всём этом, несмотря на спасение за счёт государства ряда несостоятельных банков, ни один из них и не подумал снизить проценты по кредитам и умерить свои аппетиты».
В этой связи, депутаты «Ак жола» считают важным оценить, какой экономический рост может обеспечить выкуп проблемных кредитов у БВУ. Анализ статистических данных говорит о том, что доля финансовой и страховой деятельности в общем объеме уплаченных налогов составила всего лишь 0,2%.  
«Насколько важен для экономики этот сектор, если он висит нагрузкой на оборотах предприятий, платит в бюджет 0 процентов с хвостиком, да ещё и требует постоянных вливаний больше, чем весь производственный сектор, создающий реальную добавленную стоимость?», - задаются вопросом «акжоловцы». Для сравнения А.Перуашев привел следующие данные: на весь второй этап ГПФИИР выделено 225 млрд.тенге, т.е. на 25 млрд. меньше, чем на проблемные кредиты банков.
«С учётом огромного объема неработающих кредитов (31% на 1 января т.г.), а также того факта, что значительную долю в них занимают ипотечные кредиты, и займы, от которых зависит сохранение рабочих мест на предприятиях - наверное, такой подход имеет серьёзные основания.
Но вопрос в том, сумеет ли регулятор банковского сектора (Нацбанк) в дальнейшем убедить сами банки, что государственные средства выделяются не для них самих, а для выполнения их социальных функций?
В целом же сам проект Фонда проблемных кредитов представляется эдаким «римейком» Фонда стрессовых активов, в уставной капитал которого в период Антикризисной программы было направлено 70 млрд.тенге. Однако тогда этот фонд был вскоре ликвидирован, так и не приступив к выкупу сомнительных кредитов», - отмечено в выступлении А.Перуашева.
По мнению депутатов «Ак жола», другим возможным решением проблемы могло быть списание безнадёжных долгов банками, тем более, что все необходимые правовые и налоговые условия для этого в стране созданы, в том числе через внесение соответствующих изменений в налоговое законодательство, где все фракции, включая «Ак жол», поддержали интересы банков в этих вопросах.
А.Перуашев также отметил, что в связи с неблагоприятной конъюнктурой на мировом рынке, прогнозируется снижение поступлений в Национальный фонд на 148,1 млрд.тенге. Это требует оптимизации бюджетной политики и выставления новых требований в части более эффективного использования бюджета и средств Национального фонда.