11
Сентября

В ходе реформы госуправления необходимо усилить ответственность чиновников за принимаемые решения, а также усилить полномочия Парламента - Азат Перуашев

11 сентября 2014 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
В ходе реформы госуправления необходимо усилить ответственность чиновников за принимаемые решения, а также усилить полномочия Парламента – об этом заявил Азат Перуашев на вчерашнем заседании Мажилиса, в ходе обсуждения законопроектов о Правительстве и по разграничению полномочий между уровнями государственного управления.
«Безусловно, законопроекты очень важны и представляют собой глубокую системную реформу государственного управления. Мы значительно разгружаем Правительство от излишнего объема постановлений и «развязываем руки» министерств для деятельности. Их работа станет более динамичной и оперативной. Но одновременно общество вправе требовать и более высокую ответственность чиновников за принимаемые решения.
Однако у нас в законах, касающихся деятельности государственных уполномоченных органов с некоторых пор убрано понятие «ответственности» госоргана, его заменили термином «компетенция». Но если посмотреть содержательно, то в компетенцию включены лишь их полномочия, ни о какой ответственности речи не ведётся. Поэтому было бы правильным, в связи с нынешней реформой, вернуть в законы нормы об ответственности госорганов и их должностных лиц за ущерб, наносимый интересам бизнеса или граждан», - предложил А.Перуашев.
 Кроме того, по его мнению, возникает и вопрос о качестве документов, если их принятие теперь отнесено к прерогативе ведомств. «В ходе обсуждения в Комитете по экономической реформе и региональному развитию, я не получил убедительного ответа на свой вопрос относительно проработанности таких решений и риска усиления узковедомственных интересов. Мне ответили, что документы будут, как и прежде, проходить межведомственные согласования и регистрироваться в Минюсте, и тем самым якобы будут отсекаться попытки необъективных подходов, однако это не совсем так»,- отметил депутат.
В качестве примера он привел прошлогоднюю острую дискуссию вокруг законопроекта о гражданской защите, который с соблюдением всех процедур был внесён в Парламент постановлением Правительства:
-И даже при всём этом депутатами было внесено более двух тысяч поправок, законопроект был  переработан на 85%: внесены новые разделы, статьи. Мы его практически написали заново. А разработчик считал его готовым при внесении.
«Вы сами, Кабибулла Кабенович, – обратился Перуашев к спикеру Мажилиса К.Жакупову – на совместном заседании палат Парламента по итогам прошлой сессии указали этот закон как самый неподготовленный. А если теперь мы отдаём принятие решений самим министерствам, у меня возникают определенные сомнения - кто защитит экономику и общество от узковедомственных интересов?», – задался вопросом лидер партии «Ак жол».
По его мнению, сделать это можно, если предоставить парламентским фракциям право участия в экспертных советах министерств, обсуждающих документы ещё на стадии их подготовки. Но тогда работу этих советов необходимо сделать более прозрачной и регулярной.
 Кроме того, Азат Перуашев напомнил о постоянном требовании депутатов Парламента вносить проекты законов вместе с проектами нормативных актов по его практической реализации.
- Эти требования так и никто и не выполняет: Парламент принимает законы, а потом исполнительный уполномоченный орган интерпретирует этот закон так, как считает нужным. Думаю, пришло время сделать это требование нормой закона и тем самым снизить риски необоснованных решений министерств  при разработке собственных документов без участия Правительства.
 А.Перуашев также указал на необходимость, после принятия поправок в законодательство о Правительстве, переработать и вытекающие из него подзаконные акты. В качестве примера лидер «Ак жола» привёл п.6 раздела 6 Регламента Правительства (принятого ещё в 2002 г.), который противоречит даже нормам Конституции РК, принятой в 2007 году. Этот пункт Регламента Правительства предусматривает, что заключение Правительства требуется на все инициированные депутатами законопроекты, включая законопроекты, затрагивающие бюджетные доходы и расходы. Между тем, п.6 ст.61 Конституции прямо предусматривает необходимость заключения Правительства только для проектов, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов. Следовательно, на все остальные законопроекты депутатов, не касающиеся бюджета, заключения Правительства не требуется.
На практике же, в результате сложившегося анахронизма, все законопроекты, инициируемые депутатами, автоматически направляются на согласование в Правительство. Более того, уже не только законопроекты, но и альтернативные предложения депутатов в правительственные проекты законов разработчики стремятся направлять на заключение Правительства, чтобы затем отклонить под предлогом отрицательного заключения. Причём, если эти предложения не касаются бюджета – теперь разработчики требуют, чтобы предложения депутатов ещё и соответствовали концепции правительственного законопроекта. «Однако никаких требований к законодательной инициативе депутатов «соответствовать концепции Правительства» в Конституции попросту нет, – напомнил Азат Перуашев и добавил:
- Если законопроект не соответствует ожиданиям экономики и общества – то это проблемы разработчиков, а не Парламента. Это повод разработчикам задуматься над своей позицией, а не подвергать цензуре инициативы депутатов.
 Лидер «Ак жола» отметил, что «блок законопроектов, направленных после выступления Главы государства на открытии нынешней сессии, связан с глубокой системной реформой государственного управления» и выразил надежду, что благодаря этим законам «произойдет четкое распределении и уточнение полномочий не только по вертикали -  между Правительством, министерствами и местными органами власти;  но также между Правительством и Парламентом».