Я к вам пишу, чего же боле? – газета ‘Мегаполис’

» Публикации » Я к вам пишу, чего же боле? - газета 'Мегаполис'

18.03.2014, 00:00

Мегаполис (Алматы), № 10 (667), 17.03.2014  

Акжоловцы на прошлой неделе потребовали привлечь к ответственности чиновников, которые вместо прямых и честных ответов на депутатские запросы присылают отписки и, как выразился лидер фракции в мажилисе Азат Перуашев, «рекламные проспекты». Впрочем, как уверены многие коллеги Азата Турлыбековича, с формализмом госслужащих бороться невозможно. Надо к нему приспосабливаться.

Азат Перуашев уже второй раз за последние несколько месяцев с высоких трибун требует от правительства честных и чётких ответов на депутатские запросы. Но в этот раз от просьб относиться к своей работе более ответственно лидер фракции бизнеса перешёл к угрозам. Его возмутило, что вместо того, чтобы поведать о реальном положении дел на предприятиях, построенных в рамках программы ФИИР, члены Кабмина решили рассказать о нужности этих заводов и всей программы.

– Фракция партии «Ак жол» категорически не согласна с таким ответом от правительства, и будет предлагать внести в регламент мажилиса право депутатов не принимать формальные ответы госорганов на депутатские запросы. Мы также ставим вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц, готовивших данный ответ правительства, за халатное и недобросовестное отношение к должностным обязанностям при подготовке ответа на запрос депутатов, – заявил Азат Перуашев.

Солидарен с ним и лидер фракции народных коммунистов в мажилисе Владислав Косарев.

– Правительство не может найти в себе силы признать поднятые в наших депутатских запросах проблемы, начинает крутить и увиливать, – сетует он.

По словам коммуниста, чтобы добиться положительного решения какой-либо проблемы, депутатам приходится и писать многочисленные запросы на одну и ту же тему, и самостоятельно созваниваться с чиновниками. В общем, задействованы все механизмы.

В то же время, по мнению депутата от правящей партии «Нур Отан» Рамазана Сарпекова, депутатский запрос должен быть крайней мерой, к которой парламентарий имеет право прибегнуть лишь в самом крайнем случае, причём вопросы, озвученные с трибуны, должны быть экстраважными для всего общества. Личные же обращения избирателей гораздо проще и эффективней решать посредством простой переписки с госорганом.

– Дело в том, что на то, чтобы госорган дал ответ на депутатский запрос, отводится один месяц. Иногда, для того чтобы успеть дать депутату своевременный и полный ответ на его запрос, полностью блокируется работа некоторых структурных подразделений, – объясняет Рамазан Сарпеков, не один год проработавший в госорганах.

Кроме того, по мнению Сарпекова, если депутат очень уж хочет получить полный и исчерпывающий ответ, он должен правильно выбирать адресата своего запроса и сам формулировать свои мысли как можно более точно и конкретно. Солидарен с этим мнением и экс-сенатор Гани Касымов.

– У меня было очень много запросов за мою бытность и депутатом сената, и депутатом мажилиса. Ни на один свой запрос я не получал формальной отписки, – говорит он.

По мнению Гани Касымова, если депутат зарекомендовал себя как серьёзный человек, государственные мужи всегда ответят ему по существу. А вот экс-мажилисвумен Бахыт Сыздыкова с некачественными ответами на депзапросы сталкивалась довольно часто.

– Помню однажды я поднимала вопрос о том, что у министерств очень много «дочек». Мне ответ пришёл на 9 страницах, но самого ответа, как такового, в них не было, – вспоминает она.

С аналогичной проблемой сталкиваются не только депутаты, но и простые граждане. И, как уверена вице-президент Национального паралимпийского комитета РК, сколько ни привлекай бюрократов к ответственности, лучше они работать не станут.

– За «чиновничьим» языком скрываются две проблемы: либо госслужащий не понял сути вопроса, либо просто не хочет отвечать и всеми способами старается завуалировать существующую проблему, – говорит она.

По мнению Бахыт Сыздыковой, чтобы чиновники из бюрократов превратились в добросовестных государственных служащих, необходимо менять всю систему: сокращать ненужных клерков и документооборот, а вот навыки личного общения госслужащих, наоборот, надо повышать.

Согласен с тем, что госаппарат нуждается в реформировании и сам Азат Перуашев. Но почему бы ни начать нормально работать в рамках существующих законов? А по действующему законодательству чиновники должны чётко и по существу отвечать на депутатские запросы. Особенно если они касаются таких серьёзных и дорогих для бюджета страны программ, как индустриализация.