28
Июнь

Включите пятый микрофон! - газета 'Время'

Время (Алматы), № 92 (1834), 28.06.2014


Громкая история в обычно тихом мажилисе: партия “Ак жол” возмущается тем, что ее депутатов периодически лишают возможности высказать свое мнение по тому или иному актуальному вопросу. Об этом заявил руководитель фракции Азат Перуашев. Почему в многопартийном парламенте одним разрешено все, а другим затыкают рты? Об этом лидер “Ак жола” рассказал газете “Время”.
- Честно говоря, до конца не верится, что в нашем интеллигентном парламенте кому-то могут запретить выступать. Не преувеличиваете, Азат Турлыбекович?
- Об этом свидетельствуют факты. 20 июня текущего года на совместном заседании палат парламента депутат Нурлан Жазылбеков по поручению фракции должен был изложить позицию ДПК “Ак жол” по отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2013 год. Об этом мы проинформировали руководство мажилиса в лице вице-спикера Сергея Дьяченко за два дня до заседания.
В ходе обсуждения фамилия депутата Жазылбекова высветилась в числе записавшихся для выступления, а их очередность определялась сотрудниками аппарата. Нашего коллегу Нурлана Абдужапаровича перед началом заседания попросили не нажимать кнопку для выступления, объяснив это тем, что сотрудники сами включат его в список выступающих. До Жазылбекова с вопросами и выступлениями слово получили 12 депутатов - от партий “Нур Отан” и КНПК.
Однако когда подошла очередь депутата нашей фракции, один из сенаторов предложил прекратить прения. Его предложение тут же поставили на голосование и - приняли! Тем самым фракция ДПК “Ак жол” была лишена возможности официально изложить свою позицию по столь важному вопросу.
- Это один пример.
- Пожалуйста, другой случай. Ровно год назад, 14 июня, при обсуждении такого же отчета правительства об исполнении республиканского бюджета за 2012 год на совместном заседании палат парламента случилось то же самое! Тогда я как руководитель парламентской фракции ДПК “Ак жол” уже начал выступление, но был прерван одним из коллег, внесшим предложение о прекращении прений, каковые и были немедленно свернуты. То есть и тогда, точно таким же путем “Ак жолу” не дали высказать свою точку зрения!
Бывали и довольно странные способы “прекратить дискуссию”. 21 мая нынешнего года при обсуждении законопроекта по вопросам совершенствования бюджетного законодательства мой микрофон был “по недоразумению” отключен, несмотря на просьбу о выступлении. Однако сопоставление приведенных примеров позволяет говорить уже о серии “недоразумений”. Как говорится, два раза - совпадение, но три совпадения - закономерность. Эти ограничения прав депутатов фракции ДПК “Ак жол” особенно наглядны на фоне беспрепятственных выступлений другого меньшинства - фракции КНПК.
- А что такого собирались говорить вы и ваши коллеги по “Ак жолу”, что вам пришлось мик­рофоны отключать?
- Все знают, что именно фракция ДПК “Ак жол” постоянно и аргументированно критикует действия конкретных министерств и ведомств, регулярно выступает с альтернативными предложениями по решению злободневных социально-экономических задач. Так, депутатами ДПК “Ак жол” вносились предложения и законопроекты по проблемам дольщиков через введение банкротства физических лиц; по предоставлению жилья владельцам сносимых дачных участков; по государственной поддержке среднего бизнеса; трудоустройстве инвалидов в нацкомпании; о полном освобождении МСБ от налогов в первые годы деятельности; о введении дифференцированных отраслевых ставок НДС для приоритетных отраслей экономики; о защите отечественного бизнеса в сфере госзакупок, о ситуации вокруг “Жилстройсбербанка”… К сожалению, большинство из этих предложений не были поддержаны правительством и депутатами других фракций.
При обсуждении того же отчета правительства за 2013 год на пленарном заседании мажилиса 4 июня депутат Екатерина Никитинская от имени фракции обратила внимание на такие негативные факторы, как сокращение в структуре ВВП доли производства товаров, резкое (на 30%) снижение положительного сальдо торгового баланса за два последних года. Также было отмечено увеличение отрицательного сальдо торговли со странами Таможенного союза, значительный рост (на 16,9%) внешнего долга.
Наша фракция указывала на тревожное ухудшение ссудных портфелей банков второго уровня, где произошло увеличение с 19 до 31% просроченных займов. Кроме того, мы отмечали очевидное несовпадение данных по инфляции за 2013 год и проведение в начале 2014 года девальвации тенге на 20%. Любой студент экономического вуза назовет две основные причины девальвации: рост инфляции либо отрицательный торговый баланс. В нашем случае торговый баланс остается положительным, а значит, причиной девальвации стали инфляционные процессы, данные по которым требуют корректировки.
Ответственность за подобные результаты, конечно, лежит на предыдущем составе правительства. Но именно нынешнему руководству кабмина предстоит не только устранять эти недочеты, но и переформатировать работу правительства и его социально-экономическую политику в соответствии с новыми вызовами.
Учитывая тот факт, что слово для выступлений на совместном заседании 20 июня получили депутаты всех фракций, кроме ДПК “Ак жол”, остается предположить, что мы были лишены возможности выразить свою позицию именно в связи с обозначенной при обсуждении в мажилисе критикой экономических показателей отчета.
- Получается, руководство мажилиса пытается защитить правительство от критики?
- Как люди из бизнеса, мы по финансовому кризису 2008-2009 годов знаем, что правительство Карима Масимова не нуждается в подобной мелочной опеке, хотя бы в силу своего профессионализма.
Хотя прошло совсем немного времени после смены премьера, но уже сейчас заметны изменения - новый кабмин перевел в практическую плоскость меры по оказанию поддержки бизнесу в рамках выделенного главой государства триллиона тенге, в реализации программы ФИИР, формированию новых подходов в управлении экономикой. Мы видим, что правительство умеет выстраивать работу и квалифицированно реагировать на любую критику, исходя не из сюминутной ситуации, а из стратегического видения процессов. Так, в апреле этого года наша фракция отказалась поддерживать в первом чтении законопроект по бюджетному законодательству, когда предлагалось пересмотреть понятие бюджетных инвестиций, убрав из них формирование активов. Тем самым создавались бы законные предпосылки использования средств бюджета без экономической отдачи. Также мы категорически возражали против пересмотра порядка определения не нефтяного дефицита. Такой подход привел бы к искажению данных и сокрытию зависимости нашей экономики от сырьевых доходов. После упорных дискуссий правительство согласилось с этими и другими позициями “Ак жола”, в связи с чем наша фракция даже выразила признательность разработчикам на пленарном заседании.
Так что я лично уверен, что и изложение позиции фракции на совместном заседании палат 20 июня также было бы адекватно воспринято правительством.
Полагаем, лишение депутатов фракции “Ак жол” права высказать свое мнение недопустимой практикой, которая противоречит нормам конституционного Закона РК “О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов”.
Мы также считаем, что действующие нормы регламента палаты о возможности прекращения прений по предложению депутатов не учитывают реалий многопартийного парламента. Тем самым создаются возможности для манипулирования, когда депутаты парламентского большинства, выразив свое мнение и принимая на этом решение о прекращении прений, блокируют возможность для изложения позиции парламентского меньшинства.
- Усматриваете ли вы в этих случаях некий умысел? И как можно защитить парламентские фракции от подобных манипуляций?
- Знаете, я убежден, что сложившаяся ситуация стала возможной ввиду неурегулированности данного вопроса в нормативных документах, прежде всего в рег­ламенте мажилиса. По действующим нормам любой депутат может предложить прекратить прения в любой момент. Но такая практика не учитывает, что сегодня в парламенте не одна партия, а сразу несколько, имеющих свои взгляды, поддержанных избирателями на выборах. И они должны иметь право высказаться. В этой связи предлагаем в регламентах палат парламента прямо и недвусмысленно закрепить право парламентских фракций на гарантированное выступление своего представителя в дебатах. Прения могут быть прекращены только после выступлений уполномоченных представителей всех парламентских фракций либо в случае их отказа от выступлений.
Это предложение обусловлено не только нашим негативным опытом, но и международной практикой парламентаризма. Так, в Великобритании депутаты партии парламентского меньшинства имеют безусловное право на выступление в прениях по любым вопросам. В Канаде крупнейшая партия парламентского меньшинства во время прений имеет право на выступление непосредственно за основным докладчиком от партии большинства. Лидер этой фракции обладает правом участвовать в прениях неограниченное количество времени. Еще более крутые нормы приняты в Европарламенте, где парламентское меньшинство не только имеет право на выступление, но и дополнительное время для изложения позиции!
Необходимо напомнить, что предложения о внесении изменений и дополнений в регламент мажилиса в связи с формированием партийных фракций вносились депутатами ДПК “Ак жол” еще 1 октября 2012 года. Тогда же заявлялось о формировании рабочей группы по внесению изменений в регламент палаты. Становится очевидно, что затягивание данного вопроса наносит ущерб эффективности многопартийного парламента.