‘Ак жол’ предлагает принять закон, регулирующий закупки в нацкомпаниях в интересах отечественных производителей – www.kt.kz

» Публикации » 'Ак жол' предлагает принять закон, регулирующий закупки в нацкомпаниях в интересах отечественных производителей - www.kt.kz

26.06.2014, 00:00

www.kt.kz (Казахстан), 25.06.2014
 
Партия ‘Ак жол‘ предлагает принять закон, регулирующий процедуры закупок в национальных компаниях в интересах отечественных производителей.
‘Согласно нормам ныне действующего закона, к товарам, работам, услугам, изготавливаемым, выполняемым, оказываемым потенциальными поставщиками из России и Беларуси, применяется национальный режим на равных условиях с товарами, работами и услугами казахстанского происхождения. Введение национального режима в отношении поставляемых товаров приводит к тому, что участились случаи закупа организаторами проводимых закупок товаров полностью производимых в других странах Таможенного союза’, – сказал лидер партии ‘Ак жол‘ Азат Перуашев на расширенном заседании комитета по экономической реформе и региональному развитию по вопросам защиты отечественных товаропроизводителей в системе закупок национальных компаний и предприятий квазигосударственного сектора, прошедшего 24 июня, передает Kazakhstan Today.
По словам А. Перуашева, анализ продаж АО ‘АгромашХолдинг’ и ТОО ‘СарыаркаАвтоПром’ за аналогичные периоды (январь – май) 2013 и 2014 годов показывает, что в течение первого же полугодия действия новых требований произошло двукратное снижение общего объема продаж автомобилей казахстанской сборки по госзакупкам.
В январе – мае 2013 года было передано 320 автомобилей, на конец мая подписано 27 договоров на 560 автомобилей со сроком поставки на более поздний срок. Между тем в январе – мае 2014 года было фактически передано 199 автомобилей, подписанных договоров 14 на общее количество автомашин 280 единиц, уточнил лидер партии.
Как проинформировал А. Перуашев, Министерство финансов в официальном письме на его имя уведомило, что возможность защиты интересов казахстанских производителей будет решена через закон ‘О закупках’, регулирующий деятельность национальных компаний и предприятий квазигосударственного сектора.
‘Данное предложение вызвало откровенный оптимизм и у фракции ‘Ак жол‘, и у бизнес-сообщества в целом по той простой причине, что объемы рынка квазигосударственного сектора в 6 раз превосходят рынок госзакупок! Например, в 2012 году рынок госзакупок составил 1 трлн 589 млрд тенге, тогда как рынок закупок нацкомпаний и недропользователей – 8 трлн 400 млрд тенге!’ – сказал А. Перуашев.
При этом он отметил, что подобный подход не противоречит существующей практике в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС: так, нормы о приоритете местных товаров и услуг установлены федеральным законом РФ ‘О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц’, который устанавливает требования для государственных корпораций, государственных компаний и их дочерних предприятий.
‘В то же время мы не обольщаемся этой идеей, поскольку предложения о закреплении порядка проведения тендеров и иных закупок нацкомпаниями и недропользователями, по понятным причинам, не приветствуются в самих таких компаниях. Как показывает, во всяком случае, мой личный опыт обсуждения вопроса с их представителями, квазигосударственный сектор считает, что у их предприятий должны быть развязаны руки для оперативного принятия решений. Нередко менеджеры ссылаются на ‘особую роль’ их компаний в выполнении стратегических задач развития и т.д.’, – сказал лидер ‘Ак жола’.
При этом, по его словам, поступают многочисленные сигналы от частных предпринимателей о нарушении их прав при закупках в квазигосударственном секторе, вымогательствах и поборах, злоупотреблении должностными полномочиями. Например, в одном из обращений говорится о вымогательствах при подаче вагонов зерновикам от $200 до $600 или при сокращении сроков оплаты за поставленные товары и услуги и т.д.
‘Судя по всему, пришло время признать, что в РК сформировалась система корпоративной коррупции в квазигосударственном секторе, в отличие от коррупции на госслужбе. И по моему мнению, именно принятие соответствующего закона ‘О закупках’ может стать важным факторов в выявлении, пресечении и предупреждении корпоративной коррупции. Думаю, что мы в достаточной мере предоставили свободу нацкомпаниям и госпредприятиям в этой сфере на этапе становления госсектора экономики. Теперь пора наводить порядок и прозрачность’, – заявил А. Перуашев.
Он также подчеркнул, что ‘с тех пор, как нацкомпании и госпредприятия были выведены из-под действия закона ‘О госзакупках’ в 2008 году, прослеживается постепенное сокращение объемов госзакупок, но одновременно наблюдается увеличение закупок в квазигосударственном секторе. Происходит перетекание тендерных и закупочных процессов в менее прозрачный сектор’.
‘Вокруг министерств, ведомств и акиматов создаются различные АО, ТОО и РГП, деятельность которых не подпадает под закон ‘О госзакупках’, к ним от этого госоргана передаются функции по закупу и тем самым создаются условия для более вольного обращения с государственными средствами. Эту возможность надо перекрыть’, – заявил он.