Азат Перуашев: Надо помочь национальному бизнесу выстоять и усилиться, а не способствовать его самоликвидации – госорганы должны изыскать меры поддержки и защиты отечественных производителей путем применения гибких методов по исполнению норм действующего законодательства

» Депутатские запросы » Азат Перуашев: Надо помочь национальному бизнесу выстоять и усилиться, а не способствовать его самоликвидации - госорганы должны изыскать меры поддержки и защиты отечественных производителей путем применения гибких методов по исполнению норм действующего законодательства

11.12.2013, 00:00

 
оглашен 11 декабря 2013 г.                                                                                                                            Премьер – Министру
Республики Казахстан
г-ну Ахметову С.Н.
 
Депутатский запрос 
Уважаемый Серик Ныгметович!
 
30 июня 2010 года Казахстан  ратифицировал «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (далее – Соглашение). В соответствии с Соглашением, в отношении товара, вывозимого со специальной экономической зоны и признанного товаром Таможенного союза по критериям достаточной переработки товаров, ввозные таможенные пошлины не подлежат уплате до 1 января 2017 года. Этот срок определён как переходный период, после которого все преференции, включая освобождение от таможенных пошлин, прекращают своё действие.
Аналогичная ситуация складывается и с таможенным режимом свободного склада, для которого также установлен переходный период по отмене таможенных льгот с 2017 г.
Более того,  «Соглашением о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада», применение даже действующих таможенных преференций не распространяется на предприятия, включенные в реестр с 1 января 2012 года.
На территории Казахстана сегодня функционируют 6 (шесть) СЭЗ, из которых активно действуют четыре, а именно «Астана – новый город» (г.Астана), «Морпорт Актау» (морской порт Актау), «Парк информационных технологий» (г.Алматы) и «Онтустик» (ЮКО). Остальные – СЭЗ «Бурабай» (Щучинский район) и СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (Атырауская область) находятся в начальной стадии.
За период функционирования на строительство и развитие инфраструктуры СЭЗ из республиканского бюджета было израсходовано около 97 млрд. тенге.
Однако теперь отечественные товаропроизводители, осуществляющие свою деятельность в СЭЗ, обеспокоены складывающейся ситуацией и находятся в неведении дальнейшей судьбы этих зон. Ранее СЭЗ были привлекательными именно по причине предоставлявшихся льгот. Поэтому туда заходили инвесторы как правило с крупными долгосрочными проектами, для которых выход на рентабельность имел перспективы только с учётом государственных преференций. На реализацию подобных проектов бизнесом было вложено более 300 млрд. тенге частных инвестиций, многие проекты ещё находятся в стадии реализации. Но теперь их способность выйти на точку безубыточности и оправдать вложенные средства представляется весьма неопределённой.
Кроме того, в отношении свободных складов, несмотря на оговорку о неприменении преференций к предприятиям, включённым в реестр с 1 января 2012 года, таможенные органы  продолжали освобождать от уплаты таможенных пошлин компании, вводившие таможенный режим свободного склада и после указанного срока. В этой связи целый ряд товаропроизводителей, учитывая снижение таможенной нагрузки, пересмотрели ценовую политику и снизили отпускные цены на свою продукцию. Среди них компании:
ТОО «Emilе Company»производство молочной продукции;
ТОО«BAIKONUR MACHINARI GROUP» – производство специализированной техники;
ТОО «Корпорация Сайман» произв. электротехнической продукции;
ТОО «Хамле Компани ЛТД»изготовление кондитерских изделий;
ТОО «Алматинские конфеты»изготовление кондитерских изделий;
ТОО «Ротопак»изготовление упаковки пищевой и иной продукции;
ТОО «Дедов»– изготовление колбасных и иных изделий из мяса, и др.
В результате их конкурентоспособность выросла, что позволило расширять производство и открывать новые рабочие места.
Однако уже через год таможенные органы произвели разовое доначисление сумм, за предоставленные государством преференции, за весь период применения задним числом. Это привело к резкому скачку себестоимости продукции, падению реализации и необходимости сокращения производства и рабочих мест.
Понимая свою ответственность за уплату платежей, вышеуказанные компании  потратили огромные суммы, но остались один на один с финансовым трудностями, образовавшимися по причине некомпетентного применения норм законодательства таможенными органами в 2012 г.
В результате, некоторые из предприятий обанкротились и были ликвидированы, другие продолжают бороться за выживание. Никакого содействия бизнесу в поиске более гибкого решения создавшейся проблемы оказано не было.
Между тем, Глава государства постоянно требует от государственных органов и государственных служащих всемерно содействовать сохранению и развитию бизнеса.
На данном этапе Казахстан находится в преддверии вступления в ВТО, что потребует внесения и других изменений в национальное законодательство. Аналогичным образом, это накладывает и дополнительную ответственность на госорганы в части изыскания мер поддержки и защиты отечественных производителей, в том числе путем применения более гибких и приемлемых методов по исполнению этих норм. Наша общая задача – помочь национальному  бизнесу выстоять и усилиться, а не способствовать его самоликвидации.
Однако указанная нами ситуация наглядно характеризует степень готовности, а точнее – неготовности госорганов к такому стилю работы в новых, более жёстких условиях.
В связи с вышеизложенным, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит Правительство и уполномоченные ведомства:
1)  рассмотреть возможности по более гибкому исполнению обязательств компаний, применявших режим свободного склада после включения в реестр с 1 января 2012 г., а также по изучению иных возможных мер национального экономического протекционизма в условиях Таможенного союза и ВТО с учётом очевидной перспективы появления схожих ситуаций и в будущем.
2) изучить новые меры поддержки предприятий в Свободных экономических зонах, например, путём введения дифференцированных ставок НДС, поскольку отраслевые ставки широко применяются странами ВТО, а наши СЭЗы организованы именно по отраслевому принципу.
Кроме того, исходя из поручения Президента Н.Назарбаева на открытии осенней сессии Парламента в 2012 г., о разработке мер поддержки отечественных производителей на основе международного опыта, фракция ДПК «Ак жол» просит Правительство сообщить о ходе выполнения данного поручения и принимаемых конкретных шагах по созданию альтернативных путей государственной поддержки национального бизнеса. Только такая поддержка может стать важной составной частью конкурентного потенциала наших предпринимателей в интеграционных процессах. Позволю себе процитировать слова Президента на этот счёт: «Все страны поддерживают своего производителя. Этот опыт важен для нас» – конец цитаты.
 
С уважением,
Депутаты парламентской
фракции ДПК «Ак жол»                                   
    А. Перуашев
Е. Никитинская
А. Абильдаев
Т. Ергалиев
Н. Жазылбеков
С. Кадралиева
М. Казбекова
А. Туртаев