01
Июль

Авиакомпании не должны «выезжать» за счет пассажиров - Газета 'Казак yнi '

Казак yнi (Алматы), № 25 (634), 24.06.2014г./Пресс-служба ДПК «Ак жол», 18 июня 2014 г./
Азат Перуашев намерен инициировать поправки в законодательство, запрещающие авиакомпаниям перекладывать свои коммерческие риски на пассажиров. Об этом лидер партии «Ак жол» заявил 17 июня по итогам заседания комитета по экономической реформе в Мажилисе, рассматривавшего проблемы авиаперевозок.
В ходе заседания депутат привёл пример с собственной семьёй, которую с четырьмя детьми сняли с рейса Шымкент-Астана, несмотря на наличие билетов.
«Моей семье объяснили, что им надо было пойти через ВИП, и мол, тогда их обязательно посадили бы, если бы знали, что это дети депутата. Но ведь вопрос не во мне персонально, а в том, что это наглядный показатель, как компания с четырьмя звёздами и «одна из лучших в Европе» относится к клиентам - рядовым казахстанским гражданам. Я представляю тогда, что происходит с людьми, у которых супруг или папа - не депутат, или никем вообще не работает. С моей точки зрения, любой гражданин имеет право на достойное обслуживание и защиту своих прав», - подчеркнул Перуашев.
Отвечая на этот вопрос, президент «Эйр Астаны» Питер Фостер выразил сожаление, что не знал об этом случае и пообещал разобраться. «Конечно, ваших детей не имели права снимать с рейса», - заверил он. При этом г-н Фостер сослался, что перепродажа билетов «с запасом» (т.е. больше реальных мест в самолёте) - это «обычная практика во всём мире», так как авиакомпании тем самым страхуются от возможной неявки отдельных пассажиров.
Однако Азат Перуашев не согласен с таким ответом: «Вопрос ведь не во мне, семья летела без меня. Вопрос в том, что нормальные люди беззащитны перед таким произволом монополиста. Не думаю, что в развитых европейских странах позволено так обращаться с пассажирами. Потери от неявки на самолёт - это коммерческие риски самих авиакомпаний, почему вдруг они перекладывают их на добросовестных клиентов? Это прямое нарушение потребительских прав: ведь человек честно оплачивает билет, планирует свой график, приходит на рейс в указанное время, то есть, выполняет все свои обязанности согласно договору, каковым билет и является. А перед ним даже не извиняясь, захлопывают двери, срывают его планы и оставляют ни с чем.
Свои коммерческие риски авиакомпании должны взыскивать при возврате сумм за отказ от полёта или, в конце концов, страховать. Но не перекладывать на добросовестных пассажиров. Тем более что цены на билеты «Эйр Астаны», как показало сегодняшнее заседание, на 40-45% дороже билетов на аналогичные расстояния у российских компаний, и происхождение такой большой разницы никто не смог убедительно объяснить. Вот ваш резерв для покрытия рисков, на нём надо отыгрываться, а не на детях, которых беспричинно снимают с рейсов!
И меня возмущает, что руководство Агентства по защите конкуренции, как и руководство АРЕМ, не возразили на столь лицемерный ответ монополиста», - заявил он по окончании заседания, сообщив, что намерен подать на компанию в суд по конкретному случаю со своими детьми.
Депутат также напомнил, что в России недавно введены штрафы для авиакомпаний применяющих перепродажу билетов в количестве, превышающем места на рейсах.
- Учитывая, что подобные случаи в нашей стране становятся уже скорее правилом, чем исключением, мы будем готовить и вносить аналогичный запрет и в наше законодательство, - заверил Азат Перуашев, - потому что никакие иностранные менеджеры не станут уважать наших граждан, если мы сами не заставим уважать себя. И я благодарен министру транспорта Женису Касымбеку, который единственный из госорганов поддержал именно такую оценку ситуации - не как частный случай, а как системную проблему в отношениях между авиаперевозчиками и рядовыми гражданами.