Тезисы к выступлению депутата Мажилиса Парламента Перуашева А.Т на брифинге в Службе Центральных Коммуникаций

» Пресс-релизы » Тезисы к выступлению депутата Мажилиса Парламента Перуашева А.Т на брифинге в Службе Центральных Коммуникаций

06.11.2013, 00:00

 
Уважаемые коллеги!
Как известно, депутатская фракция ДПК «Ак жол» постоянно и аргументированно критикует действия Правительства и работу конкретных министерств, используя парламентскую трибуну.
В этом плане те нелицеприятные оценки, которые дал Глава государства работе правительства 11 октября т.г. для нас не были неожиданными. Скорее наоборот: Демократическая партия «Ак жол» поддерживает эту критику, и считает, что озвучив целый ряд неприглядных для госорганов фактов, Президент в очередной раз показал, что в системе государственной власти он, как это и закреплено в Конституции, реально обеспечивает ответственность государства перед народом и находится на стороне простых людей.
Практически, Президент высказал правительству то, о чём говорят рядовые граждане и рядовые предприниматели, которые сталкиваются с этими проблемами в каждодневной жизни.
Приведу конкретные примеры, почему этот разговор для нас не был неожиданным.
1)   Так, о вопиющей ситуации в Жилстройсбербанке фракция ДПК «Ак жол» дважды обращалась в правительство и генеральную прокуратуру с официальными депутатскими запросами 13 февраля и 19 июня т.г.
Многие СМИ тогда освещали эту полемику, мне пришлось несколько раз давать комментарии разным изданиям относительно претензий к руководству банка.
Более того, от Министерства регионального развития РК в лице и.о.министра Нокина нами был получен ответ, что высказанные депутатами «Ак жола» факты не подтвердились, руководство банка и их родственники получили квартиры совершенно законно и всё замечательно.
И если бы эти факты не дошли до Главы государства, то никто не доказал бы незаконность и моральную недопустимость таких злоупотреблений, потому что сработал принцип круговой поруки, когда один большой чиновник покрывает других.
2)          О ситуации с недостатками финансирования проектов по Дорожной карте бизнеса-2020, когда уже одобренные региональными советами при акимах областей проекты не получают обещанной государственной поддержки – фракция партии «Ак жол» озвучила свой депутатский запрос 1 октября т.г.
В своём запросе мы указывали, что даже в случае отсутствия выделенных на программу средств, необходимо провести ревизию всех других государственных программ поддержки предпринимательства и перераспределить средства на самую успешную и востребованную из них, каковой является Дорожная карта бизнеса -2020.
3)     В том же запросе фракция ДПК «Ак жол» предлагала для изыскания необходимых средств прекратить финансировать те проекты, которые практически сдулись, как мыльный пузырь. Нами прямо указывалась ситуация по заводу «КазАвиаСпектр» в Караганде, который третий год после запуска не может начать производство легких самолетов. Это бездействие после помпезной презентации вызывало недоумение у многих других предприятий, которые уже сегодня выпускают продукцию, но никак не могут получить обещанное финансирование.
Мы предлагали прекратить финансирование простаивающих проектов, а высвободившиеся средства развернуть на работающие предприятия.
4) Относительно проблем с уровнем отечественных переговорщиков Таможенного союза, буквально накануне разгромного заседания правительства с участием Главы государства, 9 октября, фракция ДПК «Ак жол» обратилась с депутатским запросом по поводу пассивного и неконсолидированного участия казахстанских чиновников в переговорном процессе Таможенного союза, что наносит ущерб интересам казахстанского бизнеса и национальной экономики.
5) Об указанной президентом хронической проблеме удорожания бюджетных проектов, депутаты «Ак жола» критически высказались в ходе обсуждения поправок в Бюджетный кодекс.
 
Там правительство вводит новую редакцию норм о бюджетных инвестициях с отлагательными условиями. По ним предусматривается возможность корректировок путем увеличения бюджета, если выявится превышение ранее заявленных сумм. В случае же, если стоимость проекта окажется меньше предусмотренной, то уполномоченный орган получает право перераспределить «остатки» по своему усмотрению. Данный подход создаёт неконтролируемые возможности по искусственному завышению стоимости проектов, для дальнейшего перераспределения т.н. «излишков» на другие цели.
Партия «Ак жол» категорически возражала и возражает против столь вольного и бесконтрольного обращения с бюджетными средствами.
Есть и другие примеры, когда вопросы, поднимаемые фракцией «Ак жол» и другими фракциями в Парламенте оказались созвучными тем оценкам и принципиальным подходам, которые обозначил Президент 11 октября.
Но я хотел бы не только обратить ваше внимание на этот факт, но также высказаться и о том, как исправляются эти проблемы, и исправляются ли вообще.
В условиях существующего дисбаланса полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти, мы уже не удивляемся, когда правительство даже на самые тревожные сигналы депутатов отвечает дежурными отписками. Я уже привёл такой пример по нашим двум запросам по Жилстройсбербанку и благодушным ответом всех органов, к кому мы обращались – мол, беспокоиться не о чем, «В Багдаде всё спокойно».
Но к нашему огромному удивлению, и на поручения главы государства мы видим близкую реакцию, которая, может быть, и отличается внешними проявлениями, но по сути всё та же инертная и отчуждённая: мол, виновные если и есть, то не я лично, а кто-то другой.
Посмотрите, премьер отправил в отставку двух вице-министров, вице-премьер потребовал увольнения работников областных акиматов; мининдустрии обвиняет в провале программ самих предпринимателей, АРЕМ всю вину валит на местные департаменты…
С точки зрения нормального человека, такая реакция – это реакция стрелочника. Ведь именно местные акиматы, работая напрямую с предприятиями и обращали внимание отраслевых министерств на проблемы финансирования, именно предприниматели требовали у правительства профинансировать одобренные проекты. А теперь такое впечатление, что с ними просто сводят счёты.
Как говорится в анекдоте, наступила «Раздача слонов – наказание невиновных и награждение непричастных».
Разве этого требовал Президент?
И почему не нашёлся ни один министр, который бы взял на себя персональную ответственность за провалы в собственном ведомстве? Почему ни один из тех высокопоставленных чиновников, кого в лицо подвергли такой разгромной критике, по собственной воле не подал в отставку со стыда? Например, г-н Нокин, который направил нам лицемерный ответ о якобы «нормальной» ситуации в Жилстройсбербанке и фактически покрывал эти безобразия, вместо того чтобы прислушаться к критике депутатов?
Для страны, для экономики – безразлично, какая фамилия у очередного начальника. Важно, чтобы чиновник чётко выполнял должностные функции и конкретные поручения президента. Я напомню некоторые поручения, которые озвучил Нурсултан Абишевич 11 октября.
1)            Так, оценивая защиту предпринимательства, Глава государства высказал следующее (цитирую): «Системы управления рисками, призванные оптимизировать проверки, созданы каждым госорганом по своему усмотрению. Они работают без единой методологии». Что необходимо сделать в этой связи? Срочно пересмотреть существующий порядок и унифицировать оценку рисков, с тем, чтобы она упрощала условия для добросовестного бизнеса, а не наоборот.
Приведу конкретный пример: в настоящее время в Мажилисе завершается работа над законопроектом «О гражданской защите», второе чтение запланировано на 20 ноября. В данном законопроекте разработчиком в лице Министерства по чрезвычайным ситуациям узаканивается т.н. «система оценки рисков», согласно которой предприятиям, желающим избежать проверки контрольного органа в лице Комитета противопожарной службы, необходимо заключить коммерческий договор на эту самую «независимую оценку рисков», которую проводят некие, аккредитованные в МЧС частные организации.
Это – самая настоящая коммерциализация государственных функций контроля, прямо запрещённая законодательством, включая указы президента.
Вообще-то система управления рисками, как справедливо отметил президент, вводилась для оптимизации, сокращения проверок. А МЧС придумало, как из этого сделать дойную корову, вынуждая предприятия платить за то, чтобы их лишний раз не проверяли.
И таких «новаторских идей» в этом законе предостаточно.
После нашей критики министр Божко заявил прессе, что предложения «Ак жола» угрожают существующей системе гражданской защиты. Я сразу же пригласил его лично в прямом эфире обсудить наши претензии к закону, но он промолчал. А нам не нужна такая система, когда миллионный город трясёт землетрясение, мегаполис на грани массовой паники, а министр узнаёт об этом от разбудившего его вице-премьера.
В документ объемом 107 страниц депутаты внесли больше 1500 поправок, по 14 поправок на страницу – за такое количество ошибок школьникам без вопросов ставят двойки, а мы собираемся принимать и его исполнять этот закон, со всеми коррупциогенными требованиями.
Если правительство слышит президента – оно обязано срочно отозвать этот законопроект уже из-за одних только манипуляций с оценкой рисков.
2)           Глава государства также отметил, цитирую: «Финансовая система всё ещё недостаточно поддерживает индустриализацию страны».
Считаю необходимым напомнить, что поддержка реального сектора всегда была в центре внимания президента. Например, на открытии предыдущей сессии Парламента РК в сентябре прошлого года Президент Н. А. Назарбаев также поручил Правительству пересмотреть всю систему поддержки обрабатывающей промышленности, в аграрном комплексе и малоконкурентных отраслях.
«Все страны мира поддерживают своего производителя. Этот опыт важен для нас» – отметил он тогда, и поручил Правительству проанализировать мировую практику и выработать меры поддержки казахстанских товаропроизводителей.
Кроме того, в «Стратегии развития Казахстана до 2050 года», в декабре того же года, Главой государства была поставлена задача Правительству по введению благоприятного налогового режима для предприятий, занятых в области производства и новых технологий.
Вместо этого, правительство делает прямо противоположное: вносит скандальный законопроект с ростом налогов на средний класс и ужесточением налогового администрирования бизнеса.
Для сравнения скажу, что фракция ДПК «Ак жол» уже в октябре прошлого года обратилась в посольства европейских стран и стран- членов ВТО с просьбой о предоставлении международного опыта по поддержке собственных производителей, как и было поручено Главой государства. Полученную от двух десятков посольств и международных организаций информацию мы проанализировали и выявили наиболее эффективный и широко применяемый инструмент в виде дифференцированных отраслевых ставок НДС для приоритетных отраслей экономики. Официальный запрос о его применении был направлен депутатами «Ак жола» в правительство 11 сентября т.г.
Однако полученный ответ оказался расплывчатым: ни «да», ни «нет». И хотя прошёл уже месяц после повторной постановки вопроса о поддержке отечественной индустрии, на эту тему от правительства нет никакой реакции.
 
Зато вместо поддержки своих производителей, правительство действует с точностью до наоборот: вносит законопроект «О госзакупках», по которому отменяет все прежние преференции для отечественных товаропроизводителей, и одновременно открывает ворота для производителей из других стран.
И эти решения не компенсируются никакими другими мерами!
А президент, напомню, сказал: «Все страны поддерживают своего производителя». Как оказывается, все, кроме нас.
3)            На прошедшем 11 октября заседании правительства Глава государства возмутился безудержным ростом предприятий квази- государственного сектора и тем фактом, что вместо поставленной в Стратегии-2050 задачи по организации второй волны широкомасштабной приватизации, для участия в ней правительством предложено лишь 4% от более чем 6 тысяч компаний с госучастием.
Для сравнения могу опять-таки привести депутатский запрос фракции ДПК «Ак жол» от 16 января т.г. (т.е. ровно через месяц после обнародования Стратегии 2050) о необходимости исполнения данных поручений президента через продажу гособъектов и создание новых форматов государственно-частного партнёрства в конкретных отраслях и инфраструктуре экономики, в частности, в системе водоснабжения. Ещё через месяц мы выступили с предложениями о расширении принципов ГЧП в реализации ПФИИР, реальном секторе и снятии адмбарьеров.
Сегодня после опубликования Стратегии 2050 прошёл почти год, и уже месяц – после критики президента за неповоротливость правительства в вопросах массовой приватизации и развития ГЧП в квази-государственном секторе.
И вновь – никаких явных результатов или системных предложений.
4)            В отношении торговли со странами Таможенного союза, Президент поручил – цитирую – «сделать прагматичные экономические расчёты, анализ: где выигрываем, где проигрываем, что надо делать»
 
Пока о таких расчётах со стороны правительства ничего не известно. Но экспертами «Ак жола» ещё в июне т.г. был проведён анализ, который показывает: Казахстан из года в год продолжает получать отрицательное сальдо торговли с другими странами ТС: за 2011 г. оно превысило 8,8 млрд.долл., а за 2012 г. – уже 10,9 млрд.долл. При этом наблюдаются «расходящиеся» тенденции, когда и без того отстающая общая сумма казахстанского экспорта снижается, а доминирующая сумма импорта продолжает расти. Из отобранных нами для анализа крупнейших позиций взаимной торговли с объемами более 50 млн.долларов/год[1] каждая, Казахстан имеет стабильное положительное сальдо только по 17 позициям из 92. То есть, по остальным 82% видам продукции данного перечня, наша экономика является импортозависимой даже в рамках Таможенного союза.
Подобные тенденции за 2012 год можно увидеть по хлебу и мучным кондитерским изделиям (снижение экспорта на 9% при росте импорта на 76%); химическим и минеральным удобрениям (полное прекращение экспорта на 100%, на фоне роста импорта на 29%); трубам прочим из чёрных металлов (падение экспорта практически на 100%, скачок импорта в 5 раз); металлоконструкциям из чёрных металлов (снижение экспорта на 25%, повышение импорта на 40%); кранам и запорной арматуре (сокращение экспорта на 25%, увеличение импорта на 54%); вагонам (падение экспорта в 6 раз, прирост импорта на 35%); путевому ж/д оборудованию (полное прекращение экспорта на 100%, прирост импорта в 2,2 раза); транспортным средствам для 10 и более человек (сокращение экспорта в 7,2 раза, увеличение импорта на 14%); легковым автомобилям (падение экспорта в 103 раза, скачок импорта в 3 раза); транспортным средствам специального назначения (понижение экспорта в 3,3 раза, повышение импорта на 24%); и т.д.
Характер этих тенденций более чем очевиден. О том, что необходимо делать – также постоянно говорит отечественный бизнес и наша фракция. Но нас не слышат.
Этот перечень также можно продолжать ещё долго.
Но я хотел бы заострить внимание прессы на два принципиальных вопроса, вытекающих из сказанного.
Во-первых: те поручения, критика и установки, которые обозначил Глава государства 11 октября – не являются каким-то внезапным озарением, которое невозможно было предвидеть членам правительства.
Это стратегическая линия, которая последовательно и планомерно ведётся Президентом все годы независимости, и включает в себя как задачи перманентного социально-экономического прогресса, так и задачи формирования профессионального и ответственного правительства.
Это задачи долгосрочные, но для их адекватной оценки в исполнительном режиме членам правительства нужно не ждать очередных нагоняев, а просто внимательно изучать Стратегию развития Казахстана до 2050 года, и воспринимать их как свои собственные задачи. Поскольку с развитием страны и общества – должно расти и правительство.
Я достаточно давно в политике, уже около 20 лет, за это время мы видели разные правительства. Но я никогда не видел настолько инертное правительство. Нынешний состав является самым слабым по части исполнения прямых поручений Главы государства. Это мнение как моё личное, так и всей фракции «Ак жол».
Во-вторых – приведённый мной ряд конкретных примеров наглядно показывает большую оперативность реагирования на изменяющуюся ситуацию со стороны парламентских фракций, чем со стороны правительственных структур.
Это в очередной раз свидетельствует о необходимости мер парламентского контроля и взаимодействия правительства с парламентскими фракциями. Кроме того, это и сигнал государству и обществу о назревшей необходимости выравнивания баланса между исполнительной и законодательной ветвями власти в сторону усиления полномочий многопартийного парламента.
 
Спасибо за внимание.
 


[1] Это пшеница, сера, кварц, руда и концентраты железная, марганцевая, медная, цинковая, хромовая, уголь, газ, оксид и гидроксид алюминия, радиоактивные элементы и изотопы, прокат плоский из железа и стали, медь, медный лом, подшипники