Выступление Екатерины Никитинской – депутата Мажилиса Парламента РК,на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК по проекту Закона «О внесении изменении и дополнении в некоторые законодательные акты Республики Казахстан государственных закупок»

» Пресс-релизы » Выступление Екатерины Никитинской – депутата Мажилиса Парламента РК,на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК по проекту Закона «О внесении изменении и дополнении в некоторые законодательные акты Республики Казахстан государственных закупок»

27.11.2013, 00:00

 
 
27 ноября 2013 года
 
Одной из основных задач рассматриваемого законопроекта является его приведение в соответствие с Соглашением о государственных (муниципальных) закупках между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, заключенное в рамках формирования правовой базы Единого экономического пространства.
Безусловно, заслуживают одобрения целый ряд новелл, предлагаемых разработчиками. В частности, нормы, регламентирующие создание единой информационной системы по закупаемым товарам, работам, услугам, что позволит в перспективе существенно оптимизировать бюджетные расходы.
Фракция также считает целесообразным создание института единого организатора государственных закупок, поскольку это повысит профессиональный уровень конкурсных комиссий и будет способствовать сокращению коррупционной составляющей. Эта позиция усиливается установлением ответственности первых руководителей за работу комиссий.
Мы также поддерживаем намерение разработчика по исполнению  принятых на себя обязательств по введению национального режима в соответствии с международными соглашениями.
Вместе с тем его внедрение, безусловно, требует соответствующей модернизации политики развития местного содержания. В этой связи, депутатская фракция «Ак Жол» считает необходимым рассмотреть в рамках данного законопроекта следующие вопросы.
 
Первое. Статьей 44-1 проекта Закона предусматриваются императивные нормы по осуществлению закупа у субъектов малого бизнеса в размере не менее 15 % от общего объема закупок. 
Необходимость увеличения доли малого и среднего предпринимательства в экономике страны всегда выделялась Главой нашего государства в качестве одного из приоритетов. В этой связи, считаем важным нормы, предусмотренные статьей 44-1 проекта распространить и на средний бизнес.
В пользу такого подхода свидетельствует и опыт стран Таможенного Союза.
          Законом Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» гарантируется предоставление равных возможностей участия в процедурах государственных закупок как субъектам малого предпринимательства, так и среднего, с резервированием для них определенного объема государственных закупок.       
Необходимо также учесть, что если по Закону Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» субъектами малого бизнеса являются предприятия со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не выше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, то как в российском, так и в белорусском законодательстве к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации по аналогичным критериям, значение которых выше не менее, чем в два раза.           
           
Второе. Разработчиками предлагается ввести нормы, при которых конкурсная документация, содержала бы технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых товаров, работ, услуг на основе неправительственных стандартов. Использование в конкурсной документации неправительственных стандартов создает предпосылки для неконкурентного продвижения интересов исключительно одного предприятия, что может создать угрозу необоснованной монополии рынка.
   
Третье. В  целях защиты национальных экономических интересов, Фракцией предлагается вывести из-под действия Закона закупки, осуществляемые государственными предприятиями и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале), которых принадлежат государству.
Данная мера позволит государственным предприятиям производить закупки с учетом степени локализации. В пользу такого подхода свидетельствует и опыт наших партнеров по Таможенному Союзу. 
В частности, Закон Республики Беларусь «О государственных закупках» не регламентирует закупки государственных предприятий, поскольку такие закупки регулируются специальным Постановлением Совета министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг) унитарными предприятиями, государственными объединениями, хозяйственными обществами».
В Российской Федерации закупки государственных предприятий производятся в рамках Федерального Закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года №223-ФЗ.
Кроме того, согласно положениям Соглашения о государственных (муниципальных) закупках, подписанного странами Таможенного союза, стороны имеют право в своих законодательствах о закупках предусмотреть исключение для применения норм Соглашения в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, и иных юридических лиц с государственным или муниципальным участием.
            Эти предложения в настоящее время прорабатываются в рамках рабочей группы, и мы надеемся на их конструктивное решение до второго чтения.
            В связи с вышеизложенным, Фракция ДПК «Ак жол» считает возможным концептуально одобрить и поддержать законопроект.