Выступление Азата Перуашева на совместном заседании палат Парламента по обсуждению Отчетов Правительства об исполнении республиканского бюджета и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета за 2018 год

» Без категории » Выступление Азата Перуашева на совместном заседании палат Парламента по обсуждению Отчетов Правительства об исполнении республиканского бюджета и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета за 2018 год

20.06.2019, 15:48

Уважаемый Нурлан Зайролаевич, уважаемая Дарига Нурсултанкызы,

 

Мы поддерживаем критику наших коллег в адрес операторов бюджетных программ.

Если смотреть по конкретным параметрам бюджета, получается, что многие из них формально выполнены. Но почему-то это не сказывается на общей картине социально-экономического развития республики.

Стратегический план развития до 2025 года в рамках Третьей модернизации предусматривает создание новой модели экономического роста, основанной на технологическом обновлении, производстве высоких переделов, и выводе казахстанских товаров на внешние рынки.

Однако запланированного изменения экономического уклада Республики от добывающей к инновационной экономике – так и не происходит.

 

Например, в рассматриваемый период в структуре экспорта произошло увеличение доли минеральных ресурсов с 68 процентов до 74 процентов. Соответственно, значительно снизилась доля экспорта готовой продукции. И где же тут «товары высокотехнологичных переделов»?

 

В рамках торговли со странами Евразийского экономического союза наблюдается рост отрицательного сальдо, за счет экспансии готовых товаров из России и Белоруссии. О каком «выводе казахстанских товаров на новые рынки» можно говорить, если даже внутренний рынок отдан на откуп импортёрам?

 

Более того, Правительство и на будущие периоды закладывает дальнейшее увеличение импорта товаров в республику, причем суммы исчисляются миллиардами долларов.

А как же тогда инициированная Елбасы «Экономика простых вещей», на которую также запланированы сотни миллиардов тенге? Ведь её задачей ставится сокращение импортозависимости внутреннего рынка.

Значит, на аналогичную сумму, и даже больше, с учётом мультипликативного эффекта, должны сокращаться расходы на ввоз чужой продукции.

Ведь одновременно выделять миллиарды на импортозамещение, и на рост импорта – просто не логично.

 

С другой стороны – а кому продвигать это импортозамещение,  производить товары, если по данным Счетного комитета, в рамках реализации «Дорожной карты бизнеса-2020» при запланированных 7 тысячах 592 проектов просубсидировано лишь 664, или 9 процентов от запланированных предприятий.

Гарантии вместо 3 тысяч 200 проектов получили только 559, или 17 процентов предприятий, а уж гранты – вообще ни одного.

Вот истинное положение тех, на кого должна опираться индустриализация, кто должен производить товары и создавать новую экономическую модель.

 

По мнению фракции «Ак жол», именно в отставании экономической базы лежит причина хронического превышения расходов бюджета над доходами и повторяющегося использования средств Нацфонда на латание бюджетных дыр.

По данным экспертов, расходы Нацфонда в очередной раз превысили доходы, а значит, нынешние распорядители бюджетом проедают средства, которые принадлежат не им, а будущим поколениям казахстанцев.

Удивительно, что наряду с этим, происходит ещё и значительный рост государственного и гарантированного государством долга. Можно констатировать, что наши госорганы и  нацкомпании продолжают жить не по средствам, и эти привычки нуждаются в коренном пересмотре.

 

Напомню, что фракция «Ак жол» неоднократно поднимала проблемы завышенных аппетитов и любви к роскоши за госсчёт чиновников в регионах, когда за бюджетные деньги местные начальники привыкли ни в чём себе не отказывать – от огромных квартир, шикарных автомобилей и до роскошной мебели из эбенового дерева.

Может хватит уже? Хотите шиковать – идите в бизнес, зарабатывайте. А госслужащий должен беречь каждую тиынку.

 

Если говорить про задачи развития, то вызывает большое сомнение уровень технологичности даже запущенных проектов.

Важнейшим показателем технологичности всегда служит резкий рост производительности.

Но при запуске 14 новых крупных проектов в рамках ГПИИР, запланированный рост производительности не выполнен более чем на 11 процентов.

То-есть, госпрограмма индустриально-инновационного развития, по факту, в прошлом году никакого влияния на инновационный уровень экономики не оказала.

 

Не буду повторять все остальное, готов подписаться под всеми замечаниями наших коллег, в то же время отмечаю, что при этом, по большинству параметров Правительство в заданные индикаторы уложилось. Правда нужно учитывать, что и сами индикаторы задавались администраторами программ крайне спорно, на что неоднократно обращали внимание депутаты.

   

Фракция «Ак жол» считает, что Правительству необходимо пересмотреть подходы к определению задач и критериев бюджетирования, с  жёсткой привязкой ключевых показателей к единым  приоритетам и единой социально-экономической политике.

Только тогда мы сможем говорить о развитии национальной экономики, как взаимосвязанном процессе, от которого зависит и текущее самочувствие общества, и потенциал дальнейшего развития страны.

 

Уважаемый Аскар Узакпаевич, зная вас и ваши деловые качества, не сомневаемся, что ответственные министерства и ведомства получат необходимую мотивацию и аргументы для исправления ситуации.

 

С учётом изложенного, поддерживаем предложение других фракций принять рассматриваемый документ.

Спасибо за внимание.