«Ак жол»: Договор о создании Евразийского экономического союза не приспособлен к активному дальнейшему совершенствованию

» Без категории » «Ак жол»: Договор о создании Евразийского экономического союза не приспособлен к активному дальнейшему совершенствованию

21.11.2013, 00:00

               21 ноября 2013 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
Договор о создании Евразийского экономического союза не приспособлен к активному дальнейшему совершенствованию – так считают депутаты «Ак жола». Кодифицированный договор ЕЭС, который в 2014 г. планируется ратифицировать в парламентах, слишком громоздкий: в него входят 114 статей и 35 приложений, которые составляют 850 страниц. В нем предполагается учесть положения 234 (!) международных договоров и иных документов, т.е. договором, предполагается охватить беспрецедентно широкий круг вопросов.
Подобной практики нет ни в национальном законодательстве каждой из трех стран, ни в учредительных договорах других интеграционных объединений, например в Европейском Союзе.
«Предпринимателям неудобно работать с таким громадным законопроектом сейчас, и будет еще менее удобно потом, когда его примут. Даже самые простые  изменения придется ратифицировать парламентами всех стран Союза. Правовая база Союза навсегда утратит динамизм, ее практически невозможно будет изменять, улучшать, и т.д.», – отметил Т.Ергалиев в ходе парламентского часа с участием министра по делам экономической интеграции Ж.Айтжановой.
Также в выступлении было отмечено, что не все договоренности, достигнутые при вступлении в ТС сохранены в проекте Договора. К примеру, проектом Договора не предусматривается сохранение режима «свободного склада», несмотря на то, что действующим Соглашением ТС предусмотрено действие данного режима до 01 января 2017 года. Отмена данного режима, предусматривающего таможенные и налоговые льготы не с 2017 г., а 2015 г. приведет к закрытию ряда перспективных проектов, которые еще не вышли на необходимый уровень переработки и локализации.
Кроме того, проектом Договора ставится на утрату Соглашение о единых правилах предоставления промсубсидий, что повлечет за собой огромные финансовые потери для многих промышленных предприятий, поскольку данное Соглашение предусматривало освобождение казахстанских товаров до 1 января 2017 года от таможенных пошлин и налогов при вывозе с зоны «свободного склада» и территорий специальных экономических зон. (С ВТО по этому вопросу достигнуты договоренности о сохранении режима до 01.07.2018 года).
«По сути, может произойти пересмотр базовых экономических условий интеграции, – подчеркнул депутат. – Это лишь верхушка айсберга – то, что эксперты Атамекена и Национальной палаты предпринимателей обнаружили буквально за несколько дней анализа проекта Договора.
По мнению депутатов ДПК, оптимальным является другой подход – базовые вещи (институты, структура, функции Союза) надо закреплять международным договором с ратификацией.  Остальные, в особенности – отраслевые вопросы обладают большим  динамизмом  и спецификой, поэтому лучше подойдут  юридические документы меньшей силы (например, в Евросоюзе – это директивы Евросоюза). Причем эти документы нужно разрабатывать отдельно, по отраслям, чтобы иметь возможность сосредоточить специалистов на их конкретных отраслевых вопросах и иметь достаточно времени для переговоров.
Парламентская фракция ДПК «Ак жол» продолжает работу по реализации предвыборной платформы и защите интересов казахстанского бизнеса.