Выступление депутата Мажилиса Парламента Туртаева А.У на брифинге в службе центральных коммуникаций

» Пресс-релизы » Выступление депутата Мажилиса Парламента Туртаева А.У на брифинге в службе центральных коммуникаций

18.11.2013, 00:00

А.Туртаев 
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА БРИФИНГЕ
В СЛУЖБЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
(Астана, 18 ноября 2013 г.)
 
Уважаемые коллеги!
 
1)                 Из выступления Президента 11 октября: «В рамках программы Дорожная карта бизнеса-2020 43 района и города не проводят работу по субсидированию процентной ставки по кредитам. Не выдано ни одного гранта предпринимателям в Акмолинской, Алматинской, Карагандинской, Восточно- Казахстанской и Южно-Казахстанской областях».
 
Вместо того, чтобы устранить эти недостатки, Вице-министр регионального развития в прессе заявляет, что программа провалилась из-за того, что в программу были допущены крупные предприятия, что теперь они откажутся от субсидирования и перейдут на гарантирование микрокредитование.
 
Это полный абсурд!
Наши так называемые «крупные» предприятия по международным меркам относятся к среднему бизнесу. Сегодня любая производственная линия нормальной мощности в любой отрасли – стройматериалов, текстильной, пищевой и т.д. – стоит 2-3 млн.долларов. Если сюда добавить стоимость здания и другую инфраструктуру (склад, транспорт, мебель и т.д.) – то эти активы превысят критерии малого бизнеса.
Но все остальные предприятия, которые не имеют производственных мощностей – это торговля и услуги.
Поддерживая только торговлю, а не производство – мы поддержим импортные товары. Так уже получалось при антикризисной программе, когда 70% денег, выделенных на поддержку МСБ, ушли в сферу торговли. Практически, мы на свои деньги тогда поддержали иностранных производителей.
И опять хотим повторить тот результат.
Мы настаиваем на поддержке отечественных производителей. А это – производственный, значит средний и крупный бизнес.
 
Отказ от субсидирования кредитов – это отказ от самого эффективного инструмента программы. Спросите любого бизнесмена – все требуют именно эту поддержку.
Какой толк давать гарантии, если кредиты будут дорогими? Никто не пойдет за ними.
Фактически, озвученные предложения Минрегионразвития направлены не на реализацию Дорожной карты, а на то, чтобы сократить число предприятий, которые хотят в ней участвовать.
 
По микрокредитам мы много раз говорили. Это хороший инструмент борьбы с бедностью через развитие натурального хозяйства. На них можно купить две-три коровы и продавать молоко. Но на микрокредиты невозможно построить производительную экономику, поставить технологичную линию.
Микрокредиты появились в Южной Азии – Шри-Ланке, Пакистане, Бангладеш – чтобы чем-то занять миллионы безработных.
Но это не бизнес. С натурального хозяйства невозможно удерживать налоги, эти люди не делают отчисления в пенсионные фонды.
Кроме того, микрокредитованием всегда и везде занимаются частные негосударственные фонды. А у нас его отдали госорганам, поэтому создаются условия для коррупции и вымогательств.
А задача Дорожной карты бизнеса – поддержать именно бизнес, то есть тех предпринимателей, которые производят продукцию, дают работу другим, платят налоги, растут и расширяются.
 
2)                 Как известно, недавно Президент наложил вето и вернул в парламент проект правительства по пенсионной реформе.
Н.Назарбаев тогда потребовал от правительства, чтобы эта реформа была обеспечена решением ряда других организационных вопросов, которые снизят социальные последствия.
Ещё при обсуждении пенсионной реформы, 8 апреля т.г. фракция ДПК «Ак жол» официально заявила, что «рассматривать повышение пенсионного возраста женщин возможно только при условии готовности правительства на конкретные меры по обеспечению занятости. Без создания тысяч и тысяч новых рабочих мест, расширения сотен предприятий в традиционно «женских» отраслях – текстильной, швейной, пищевой промышленности и сельского хозяйства – пенсионная реформа окажется «пустышкой».
Эту же позицию председатель партии А.Перуашев подтвердил 12 июня, при обсуждении законопроекта о пенсионной реформе с замечаниями Президента, на пленарном заседании мажилиса.
Но вместо того, чтобы действительно поддержать «женские» отрасли, например, через введение дополнительных мер стимулирования, отраслевых ставок НДС -правительство наоборот, планирует исключить их из приоритетных отраслей ПФИИР (например, лёгкую промышленность) и лишить их даже той поддержки, которая была до сих пор.
Получается, в правительстве одна рука не знает, что делает другая: одной рукой отказываем женщинам в выходе на пенсию, а другой – лишаем их рабочих мест и средств к существованию.  
Это наглядно показывает отсутствие в правительстве командной работы, взаимосвязанности принимаемых решений и сбалансированной социально-экономической политики.
 
3)                 Но есть и позитивные примеры: Жамишев заявил, что не против сохранить право граждан на бесплатное получение 10 соток – этого требовала наша фракция. И правильно, что запретят перепродавать. Это неплохо, но нужно, чтобы это были не просто слова, а чтобы правительство согласилось с аналогичными нашими поправками по законопроекту «О земле», где мы требовали убрать предложение правительства отказаться от 10 соток.
 
4)                 Кроме того, сейчас на рассмотрение в Мажилис поступил проект новой редакции Уголовного кодекса, в котором наконец-то, после стольких лет споров и наших убеждений, убрана статья «Лжепредпринимательство» (раньше это была ст.192).
Почему-то и правительство, и разработчик стесняются заявить, что они убрали эту статью по требованию бизнеса и депутатов «Ак жола», хотя именно мы ещё с «Атамекена» постоянно поднимали этот вопрос.
Более того, мы неоднократно указывали, что лжепредприятия создаются и «крышуются» самими налоговиками и приводили конкретные примеры в Южно-Казахстанской области, г.Алматы и др.
 
Но убрав саму статью, правительство оставило порядок, при котором недоимки по налогам за лжепредприятия вновь возлагаются не на самих аферистов, а на добросовестных предпринимателей, которые заключали контракты с лжепредприятиями, потому что поверили свидетельству о постановке на налоговый учёт, которое, кстати выдают налоговые органы. Получается, нам под новой обёрткой подают старую протухшую конфету.
Это – половинчатое решение, которое на самом деле ничего не решает. К сожалению, правительство очень часто страдает такой половинчатостью  и нерешительностью там, где нужны понятные и простые шаги. Нас такой подход и такая обёртка не устраивают.
Надо доводить процесс до конца, раз уж госорганы поняли ошибочность прежней трактовки лжепредпринимательства – то нужно от него отказаться и по содержанию, и возлагать ответственность на самих мошенников. Мы, депутаты фракции «Ак жол» будем вносить такие предложения и добиваться полного решения проблемы лжепредпринимательства.