05
Март

Представленный на рассмотрение Законопроект «О лоббировании» в целом не противоречит основным принципам института лоббирования, однако имеются ряд недостатков, которые необходимо устранять еще на стадии рассмотрения Законопроекта – экспертное заключение Фракции ДПК «Ак жол» в Мажилисе Парламента РК

Предложения и замечания Фракции ДПК «Ак жол» в Мажилисе Парламента РК по проекту Закона РК «О лоббировании».

 

Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе

Мажилиса Парламента Республики Казахстан

 

Руководителю Рабочей группы депутату Асанову Ж.К.

 

 

Уважаемый Жакип Кажманович!

 

Демократическая партия Казахстана «АК ЖОЛ», рассмотрев проект Закона Республики «О лоббировании» (далее – Законопроект), сообщает следующее.

В условиях постоянного динамичного развития законодательства Республики Казахстан идея принятия Закона «О лоббировании» представляется весьма своевременной и актуальной.

Лоббистская деятельность, как самостоятельный институт, в органах власти является одним из структурных элементов механизма взаимодействия гражданского общества во многих странах мира. Рассматривая институт лоббирования в призме международного опыта, следует выделить три основные модели построения отношений в сфере лоббистской деятельности.

Первая модель характерна для стран, в которых существует специальный закон о лоббистской деятельности.

Вторая модель характерна для стран, в которых специальный закон о лоббистской деятельности отсутствует, однако лоббизм признается неотъемлемой частью политического процесса и регулируется другими законодательными актами.

Третья модель работает в тех странах, где лоббизм, хотя и не признается фактом политической реальности, однако создан мощный и эффективный механизм воздействия групп интересов на процесс принятия законодательных решений, то есть, так называемая система функционального представительства, в рамках которой группы интересов представлены в виде ассоциаций и других объединений юридических лиц, имеющих право на постоянной основе участвовать в выработке законодательных решений.

Учитывая сегодняшние реалии развития законодательного процесса в Республике Казахстан, видится вполне логичным и правильным переход Казахстана от третьей, не самой развитой модели системы института лоббирования, к первой – наиболее продвинутой.

Так, представленный на рассмотрение Законопроект в целом не противоречит основным принципам института лоббирования, однако имеются ряд недостатков, которые необходимо устранять еще на стадии рассмотрения Законопроекта.

Законопроект определяет понятие субъекта лоббистской деятельности как негосударственные объединения юридических лиц (союзы, ассоциации) Республики Казахстан, объединяющие не менее десяти юридических лиц, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном органе.

Вместе с тем данная формулировка представляется явно недоработанной. Во многих странах, где институт лоббирования широко развит, лоббистской деятельностью вправе заниматься не только объединения юридических лиц, но также отдельно взятые физические и юридические лица (профессиональные лоббисты), отвечающие определенным требованиям.

В этой связи, предлагаем следующую редакцию понятия субъекта лоббистской деятельности: «субъекты лоббистской деятельности – юридические лица, либо их объединения, в состав которых входит не менее десяти юридических лиц, а также объединения физических лиц, осуществляющие лоббистскую деятельность в соответствии с настоящим законом».

Логичным видится также введение понятия лоббиста, поскольку субъект лоббистской деятельности осуществляет свою деятельность через своих конкретных представителей «лоббист – уполномоченный представитель субъекта лоббистской деятельности, непосредственно осуществляющий лоббистскую деятельность в формах, предусмотренных настоящим законом».

Существенным элементом в лоббистской деятельности является учет субъектов лоббистской деятельности. Однако, в Законопроекте предлагается осуществлять регистрацию субъектов лоббистской деятельности в органах юстиции, что по сути, исходя из конституционного принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, представляется не совсем верным.

В этой связи предлагаем исключить процедуру регистрации субъектов лоббистской деятельности в уполномоченном органе и заменить ее процедурой учета субъекта лоббистской деятельности в Аппаратах Палат Парламента Республики Казахстан.

О необходимости таких изменений свидетельствует зарубежный опыт института лоббирования таких стран как США, ФРГ, Великобритания, Швеция, Литва и ряда других европейских стран.

Так, например, в германском законодательстве деятельность лоббистов обстоятельно регламентирована в Положении о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге. При этом, сама регистрация таких союзов осуществляется непосредственно в высшем законодательном органе – Бундестаге. В США обязанность регистрации лоббистов закреплена за секретарем Сената и клерком Палаты представителей.

Следующим немаловажным моментом, требующим исключения из текста Законопроекта, является положение о запрете осуществления лоббистской деятельности в государственных органах, отраженное в Законопроекте.

Данное положение считаем необходимым исключить, поскольку оно противоречит нормам действующего законодательства Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства.

Законопроектом предусмотрен перечень значимых общественных отношений, в отношении проектов законов которых запрещается осуществлять лоббистскую деятельность.

В качестве таковых, помимо прочего, закреплены конституционные основы организации и деятельности государственных органов, и государственной службы, что по своей сути видится вполне разумным и правильным, однако требует уточнения.

В соответствии с положениями Закона Республики Казахстан «О лицензировании» указанным законом регулируются отношения, связанные с лицензированием отдельных видов деятельности.

При этом лицензиаром выступают государственные органы, осуществляющие лицензирование в соответствии с положениями Закона РК «О лицензировании».

Таким образом, деятельность государственного органа, связанная с выдачей лицензий и иных разрешительных документов напрямую касается прав и законных интересов субъектов частного предпринимательства.

В этой связи, подпункт 1) пункта 2 статьи 3 Законопроекта предлагаем дополнить словами «(за исключением разрешительных процедур);», таким образом, исключив данный пробел в Законопроекте.

Кроме того, Законопроектом запрещается осуществлять лоббистскую деятельность в сфере обеспечения исполнения налоговых обязательств граждан и юридических лиц. Вместе с тем, данная сфера общественных отношений напрямую касается прав и законных интересов субъектов частного предпринимательства. В связи с чем необходимо законодательно установить возможность осуществления лоббистской деятельности в такой важной сфере общественных отношений как налогообложение.

Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым доработать Законопроект с учетом представленных предложений.

 

Приложение: Предложения по внесению изменений и дополнений в проект Закона Республики Казахстан «О лоббировании» от фракции ДПК «АК ЖОЛ».

 

 

Руководитель Фракции,

депутат Мажилиса

Парламента РК                                                                              А. Перуашев

 

 

 

Исп.: Нуржан Урынбаев

тел. 74-69-32; м. тел.: 8-701-221-20-21

E-mail: n_urynbayev@mail.ru