23
Октября

Фракция «Ак жол» категорически возражает против вольного обращения с бюджетными средствами, позволяющего перераспределять их по усмотрению администраторов программ-выступление А.Перуашева на пленарном заседании Мажилиса 23 октября 2013 г.

23 октября 2013 года,  пресс-служба ДПК «Ак жол»
 
Обсуждение данного проекта Закона подтвердило ряд ранее высказанных фракцией ДПК «Ак жол» опасений в отношении существующих подходов к бюджетному планированию. 
 
Бюджетный кодекс сегодня уже содержит ряд норм, которые очевидно будут способствовать снижению уровня контроля за использованием бюджетных средств. Это относится, прежде всего, к условно-финансируемым расходам. В настоящее время допускается включение в расходную часть условно финансируемых расходов в размере 4% расходной части бюджета, что может составлять порядка более 250 млрд. тенге ежегодно.
 
Согласно Отчета Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета за 2012 год, изменения в Закон о бюджете вносились 3 раза законами и в Постановление Правительства №1428 (01.12.2011 г.) – 15 раз. Данная тенденция однозначно свидетельствует о существующих проблемах в экономическом планировании правительства, как и о слабой бюджетной дисциплине.
 
Кроме того, введение дополнительного финансирования после первого квартала в виде условно-финансируемых затрат, помимо неконтролируемых расходов, будет значительно повышать риск неэффективного освоения выделенных средств в течение года, особенно на местах.
 
Законопроект предусматривает новую редакцию норм о бюджетных инвестициях с отлагательными условиями. Бюджетные инвестиции на реализацию особо важных и требующих оперативной реализации задач, не прошедшие общеустановленные этапы планирования, но имеющие положительное предложение Республиканской бюджетной комиссии могут включаться в бюджет на отлагательных условиях.
По ним также предусматривается возможность корректировок путем уточнения бюджета на плановый период в сторону увеличения, если после предоставления необходимых документов стоимость будет превышать ранее заявленную сумму в бюджете.
В случае же, если стоимость инвестиций окажется меньше предусмотренной суммы, то уполномоченный орган получает право перераспределить их между другими бюджетными проектами в рамках программы.
Данный подход фактически обеспечивает неконтролируемые возможности по завышению стоимости проектов, для дальнейшего перераспределения «излишков» на другие цели.
Партия «Ак жол» категорически возражает против столь вольного обращения с бюджетными средствами, позволяющего перераспределять их по усмотрению администраторов программ.
 
Кроме того, предлагаемая норма содержит внутреннее противоречие. Так, в качестве оснований особого порядка планирования затрат указывается их особо важный и оперативный характер. Вместе с тем, из редакции нормы следует, что при отсутствии последующего предоставления необходимой документации эти затраты оказывается могут быть исключены из бюджета, из чего можно сделать вывод, что они не являлись особо важными.
 
Предлагается  введение новых видов расходов на консультативное  сопровождение концессионных проектов (статья 155-3). В качестве доказательства обоснованности данной нормы в пояснительной записке к законопроекту  говорится, что она вызвана  низким качеством разработки концессионной документации и подготовки концессионных проектов в целом. Разработчиками было особо подчеркнуто в ходе обсуждения на рабочий группе, что поскольку на расширенном заседании Правительства была высказана критика по поводу недостаточности использования механизмов ГЧП, необходимо создание единого центра, который будет осуществлять качественную подготовку проектов от создания концепции проекта до заключения договора концессии путем привлечения квалифицированных экспертов, аккумулирования знаний в одном центре, ведения  переговоров с потенциальными инвесторами, а также сотрудничества с международными институтами.
Правда статье 155-2 Кодекса предусматривает возможность разработки конкурсной документации местных концессионных проектов и другими юридическими лицами, определяемыми исполнительными органами, а также Правительством.
В качестве обоснований таких непоследовательных норм, указано отсутствие кадров в государственных органах, и в регионах, которые могут проработать и подготовить качественные проекты. Может быть, тогда проще заменить неквалифицированные кадры на более квалифицированных сотрудников, чем содержать за государственный счёт и тех, и других?
Тем более, что как показывает анализ некоторых подобных проектах, речь идёт о выделении на консультативное сопровождение миллиардных сумм в каждом отдельном случае.
Сомневаемся, что подобное расточительство можно назвать эффективным бюджетированием.
 
В целом считаем, что предлагаемые новеллы не повлекут повышения эффективности управления государственными финансами и усиления финансовой дисциплины центральных и местных исполнительных органов, заявленных разработчиками.
 
Фракция партии «Ак жол» предлагает правительству не ограничиться сегодняшним принятием законопроекта, но продолжить данную работу и перейти к обсуждению вопросов совершенствования бюджетного законодательства в постоянном режиме, по аналогии с порядком, установленным для принятия поправок в законодательство по вопросам налогообложения.