Партией «Ак жол» подготовлены предложения по совершенствованию работы Жилстройсбербанка

» Без категории » Партией «Ак жол» подготовлены предложения по совершенствованию работы Жилстройсбербанка

29.10.2013, 00:00

29 октября 2013 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
В соответствии с условиями совместного заявления от 24 сентября т.г. партией «Ак жол» подготовлены предложения по совершенствованию работы Жилстройсбербанка – соответствующее письмо направлено в адрес Национального управляющего холдинга «Байтерек». ДПК и депутаты ее парламентской фракции считают, что деятельность Банка нуждается в  пересмотре существующих направлений по целому ряду вопросов, среди которых следующие:
1. Банк не должен занимать позицию стороннего наблюдателя в вопросе нарушений сроков ввода в эксплуатацию объектов, т.к. реализация Программы «доступное жилье – 2020» напрямую зависит от темпов строительства жилых объектов.
2. Необходимо пересмотреть условия выдачи займов населению. Банк получил бюджетные средства на сумму 12,2 млрд. тенге под 1% годовых, из которых на 1 сентября т.г. освоено свыше 2,5 млрд. тенге (или 27,1%). Лица, желающие стать участниками Программы, в большинстве своем относятся к социально уязвимым слоям населения (инвалиды, пенсионеры, участники ВОВ, выпускники детдомов, многодетные семьи, матери-одиночки и т.п.), единственным источником дохода которых являются государственные пособия и выплаты. Эта категория лиц, как правило, не имеет достаточного дохода и не соответствует требованиям, предъявляемым к платежеспособности. А отсутствие льгот – еще одно обстоятельство, препятствующее отдельным слоям населения улучшить свои жилищные условия.
3. Требуют пересмотра и размеры комиссий за предоставление отдельных услуг. За прием заявлений (хотя заявление составляется автоматически) взимается комиссия в размере 5 000 т., за заключение Договора о жилстройсбережениях – комиссия в размере 0,55% от суммы Договора (т.е. при стоимости квартиры в 7 млн. т., комиссия – более 38 тыс.т.). При этом, если клиент не вошел в список покупателей жилья, комиссия за заключение Договора и подачу заявления не возвращается. Для повторного участия в пуле ему необходимо вновь проходить все процедуры и оплачивать комиссии.
Высокой является комиссия за организацию выдачи займов, которая составляет 1% от суммы займа (минимально 15 000 тенге, максимально 100 000 тенге).
4. Банку необходимо оптимизировать тарифную политику для повышения доходности депозитов: процентная ставка в размере 2% годовых не в состоянии конкурировать со ставками депозитов БВУ, которые достигают 11%. Подтверждением этому являются 66 266 расторгнутых по инициативе вкладчиков договоров о ЖСС, что составляет 15% от общего числа заключенных договоров.
На законодательном уровне закреплено ограничение, противоречащее самой идее этого механизма. Так, в случае расторжения договора о ЖСС до истечения минимального срока накопления, вкладчик обязан будет вернуть начисленную сумму государственной премии. Отмена указанного ограничения позволит вкладчикам в некоторой степени сохранить свои сбережения от влияния инфляционной нагрузки.
5. Необходимо пересмотреть подходы к премированию руководителей через призму эффективности расходования средств, а также с учетом результатов реализации государственных программ, т.к. Банк является, по сути, государственным. Во избежание коррупционных обвинений в адрес руководства и сотрудников Банка, а также фактов злоупотребления своими служебными полномочиями, важно определение некоторых ограничений в части распределения жилья среди руководящих работников Банка и их родственников..
6. Проводимая Банком работа по информированию населения о применении специальных ставок кредитования носит эпизодический характер. В целях охвата более широкого круга, маркетинговая стратегия Банка должна быть ориентирована на постоянное информирование населения о Программе и ее условиях.
7. В Банке имеет место политика двойных стандартов: снижение ставок вознаграждения распространяется только на вновь  заключенные договора и не распространяется на договора, заключенные ранее, тогда как ущемляющие интересы вкладчиков правила, касающиеся уступок прав действуют на договора, заключенные до принятия новых правил.
Государством с 2012 года выделено 25 млрд. тенге на снижение ставок вознаграждения по жилищным займам по ставке 1 % годовых. При этом, Банк снизил ставки только с 01.01.2013 всего лишь на 0,5-2%. Снижение ставок вознаграждения по займам не распространилось на договора, заключенные до принятия решений о снижении данных ставок. Поэтому почти 50 тыс. граждан, получивших кредиты до изменения ставок, остаются в неравных условиях по сравнению с теми, кто заключил договора позже. Более того, одновременно со снижением процентных ставок повышена стоимость некоторых комиссий банка.
Ранее при переуступке прав и обязательств по депозитам в пользу третьих лиц Правила позволяли сохранять срок их (первоначального вкладчика) накоплений, который учитывался при подсчете итоговых баллов. Решением Совета директоров от 4 июля 2012 года утверждены новые Правила распределения жилья, которые исключили учет срока накопления переуступаемого вклада при подсчете баллов. Это решение ущемляет права вкладчиков, получивших вклады в результате многолетних трудов, по переуступке, в том числе – безвозмездно (от родственников). Сложна сама процедура переуступки прав по договору, например в Астанинском филиале уступку производят по записи 1 раз в месяц.
Необходимо распространить действие Правил на правоотношения, возникшие с момента введения данных Правил, т.е. с 2013 года, при этом – Правила обратной силы иметь не должны.
8. Клиенты, имеющие 50% суммы, необходимой для улучшения жилищных условий, либо досрочно накопившие эти 50%, могут воспользоваться промежуточным жилищным займом. Но вместо того, чтобы выдать заем в размере оставшихся 50% от необходимой суммы, Банк оформляет заем и требует оплатить различные комиссии на все 100% суммы, необходимой для улучшения жилищных условий. А внесенные/накопленные сбережения на время пользования промежуточным жилищным займом являются обеспечением по займу. На сбережения начисляется вознаграждение Банка – 2% годовых и премия государства в размере 20% от суммы поощряемого вклада, не более 200 МРП. Зачем тогда надо было их копить на протяжении нескольких лет по ставке в 2%, если за этот же период, можно было оформить депозит в других банках по более высокой процентной ставке? И на каком основании взимаются комиссии со всей суммы?
9. За досрочное погашение кредита предусмотрены штрафные санкции. Не предусмотрено и досрочное частичное погашение за счет депозита, находящегося под обременением.
10. Не учитывается независимая оценка залогового имущества. При достаточности фактического значения Кредит/Залог для обеспечения промежуточного жилищного займа на 70%, Банк выдает значительно меньшую сумму. Свои действия, вопреки действующему законодательству, он обосновывает наличием собственной службы оценки залогового имущества. Образовавшаяся разница суммы между независимой и банковской оценкой незаконно находится под обременением Банка.
11. Уровень обслуживания в Банке не удовлетворяет современным стандартам качества услуг – вкладчики вынуждены часами ожидать своей очереди.
12. Включение ценза оседлости (регистрация в течение последних двух лет в населенном пункте, в котором подается заявление) к основным критериям, предъявляемым к участникам программыне способствует доступности жилья, так как часть населения, в связи с отсутствием жилья, проживает без регистрации.
13. Заявка на участие в пуле подается на конкретный объект – домостроение, а не на весь комплекс зданий, представленных в пуле. Участники, получившие высокие баллы по итогам всего пула, но низкий – на конкретно взятый объект – домостроение, не могут подать заявку на участие, в том же пуле, но на другой объект.
14. Не отработана система взаимосвязи оценочных показателей и присвоения баллов: Большое количество вкладчиков, несмотря на значительный  разрыв в оценочных показателях имеет одинаковое количество баллов. При одинаковом количестве баллов, присвоенных заявителям, приоритет отдается заявителям с более ранней датой регистрации заявления в Банке. Часто разница по времени оформления заявления составляет до 10 мин. Каждому участнику пула присваивается индивидуальный номер, по которому он может ознакомиться на сайте Банка с количеством полученных им баллов. Под номерами скрываются анкетные данные участников. Данное обстоятельство в спорных ситуациях, при наличии человеческого фактора, дает возможность изменить фамилию или дату регистрации заявления. Уменьшение шага присвоения баллов, а также электронный прием заявлений решил бы указанную проблему.

 

ДПК «Ак жол» и ее парламентская фракция продолжают работу по реализации предвыборной платформы и выполнению наказов избирателей.