Выступление на пленарном заседании Мажилиса-12 июня 2013 года

» Пресс-релизы » Выступление на пленарном заседании Мажилиса-12 июня 2013 года

12.06.2013, 00:00

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич! Уважаемые коллеги!
 
Рассматривать законопроект о Национальной палате предпринимателей необходимо не только исходя из его собственного содержания, но и в контексте тенденций всего экономического развития. Все показатели из недавнего отчета правительства говорят о спаде промышленного производства,свертывании реального сектора и возрастании импортозависимости внутреннего рынка. За последние годы число действующих юридических лиц сократилось на 17%,  ИП на 10,5%, наблюдается ежегодный рост  квазигосударственного сектора на 10%. Это прямое свидетельство того, что частное предпринимательство, как социально-экономическое явление находится под возрастающим прессингом и постоянно сжимается.
Поэтому когда говорят о своевременности этого документа, то можно даже сказать, что мы напротив, уже запаздываем с его принятием.
 
Прозвучавшие сейчас обвинения в нарушении прав предпринимателей при введении обязательного членства в Палате – неуместны, т.к. речь идет не о политических свободах граждан, а о принципах объединения бизнеса. Тем более, что эти принципы зародились на родине демократии –  в странах Европы. 80% субъектов европейского бизнеса работают в условиях обязательного членства, и не только потому, что это большинство стран, но и  потому, что консолидация бизнеса имеет прямым следствием улучшение делового климата и более высокую предпринимательскую активность в этих странах.
Наконец, штаб-квартира ОБСЕ, как ведущего органа европейской демократии и прав человека, располагается в Вене, столице страны с обязательным членством предпринимателей в Федеральной экономической палате Австрии, и ни у кого в ОБСЕ это обязательное членство вопросов не вызывает, как и обязательное членство в Германии, Италии, Турции и т.д..
 
Здесь высказывалась также идея не вовлекать в Палату малый бизнес. Это принципиально неверно, потому что назначение обязательного членства – именно поддержка малого и среднего бизнеса. В этом весь смысл подобных палат в международной практике. Крупный бизнес и так себя защитит.
Но именно за счёт членских взносов с крупного и среднего бизнеса в подобных палатах обеспечивается аналогичная защита мелких предпринимателей.
 
Говоря о комплексном подходе, законопроект надо рассматривать и в тесной связи к Программе индустриализации (ГПФИИР). Задачей программы является диверсификация экономики, развитие обрабатывающих отраслей, появление новых секторов и производств. Двигателем новаторских проектов и инновационных решений по всему миру был и остаётся малый и средний бизнес, и именно палаты с обязательным членством способны предоставить ему необходимую поддержку и защиту.
 
Уважаемые депутаты. Хочу обратить ваше внимание на то, что рассматриваемый сегодня нами законопроект может сыграть историческую роль в консолидации казахстанского бизнеса. Обязательное членство коммерческих структур в Национальной палате предпринимателей призвано стать дополнительным фактором нашей конкурентоспособности  в Таможенном союзе, в рамках ВТО и в целом, в реализации национальных экономических интересов. Не случайно за ходом принятия этого закона сейчас внимательно наблюдают из Белоруссии и России. Есть информация, что в случае его принятия, эти бизнес-сообщества также намерены инициировать аналогичные шаги в своих странах.
 
И в ходе обсуждения в рабочей группе, и на сегодняшнем пленарном заседании депутатами озвучены ряд обоснованных претензий и предложений по законопроекту. Фракция ДПК «Ак жол» также имеет замечания, например, по участию правительства в управлении НПП; по праву представителей правительства накладывать вето на решения съезда палаты.
Мы считаем, что можно обойтись одним представителем правительства в руководстве Палаты вместо трёх; предлагаем сократить переходный период (после которого правительство выходит из НПП) с 5 до 2-х лет. Также полагаем более правильным не предоставлять право вето правительству, поскольку обеспечение законности решений палаты реализуется через прокурорский надзор. В том случае, если вето всё же остаётся, необходимо его ограничить исключительно вопросами переданных палате государственных функций (по управлению инфраструктурой таможенных постов, свободных экономических зон и социально-предпринимательских корпораций), и лишь на переходный период, с чём упорно не хотят соглашаться представители правительства.
 
Ещё более важным является задача обеспечить прозрачность и транспарентность деятельности Палаты и её органов; её открытость обществу и подотчётность отечественному бизнесу. Крайне необходимо прописать в законе такой механизм её деятельности, чтобы у руководства палаты сформировался «иммунитет» от вируса бюрократизации, риск которого безусловно присутствует, на что обратили внимание наши депутаты.
 
На этом фоне прозвучавшие сегодня переживания о том, что на Палату из  бюджета придётся затратить какие-то средства – не совсем обоснованы. Давайте не забывать, что речь идёт о защите и продвижении интересов тех самых предпринимателей, из налогов которых вообще-то и формируется весь бюджет. Поэтому будет справедливо, если какая-то небольшая часть уплаченных ими же средств пойдёт на эти цели.
 
Думаю, что все эти дополнения и детали мы сможем обсудить в рабочем порядке на заседаниях группы, а в целом документ безусловно важный и нужный.
Фракция партии «Ак жол» выступает за данный законопроект и просит коллег поддержать его принятие в первом чтении. Спасибо.