09
Март

Надо создавать справедливые и прозрачные механизмы доступа предпринимательства к выделенным государственным средствам

Председателю Национального банка РК

Марченко Г.А.

Уважаемый Григорий Александрович!

В настоящее время проходит реализация Программы «Дорожная карта биз- неса 2020», которая является не только логическим продолжением реализации аналогичных программ 2009 и 2010 годов, но и последовательным комплексом мер посткризисного развития казахстанской экономики, обеспечивающим ее диверсифи- кацию и рост конкурентоспособности. Очевидно, что наряду с реализацией крупных инвестиционных проектов в традиционных сырьевых секторах экономики (инициато- рами которых являются национальные и системообразующие компании), необходимо создание современных обрабатывающих производств в реальном секторе малого и среднего бизнеса. В этом смысле весьма важно, чтобы государственная  поддерж-  ка частного предпринимательства доходила до своего назначения, то есть до самих предприятий, в наиболее полном объеме.

К сожалению, в партию «Ак жол» поступают сигналы о том, что выделенные по поручению Главы государства средства на поддержку производительного бизнеса используются в крайне неэффективной форме, что деформирует реализацию дан- ных программ и ставит под сомнение достижение декларируемых госорганами целей. В рамках различных госпрограмм, основными каналами государственной под- держки предприятий выступают банки второго уровня, отдельные недобросовестные сотрудники которых нередко стремятся не столько довести выделяемые средства до предприятий, сколько использовать их на необоснованное повышение собственных

доходов.

Наиболее часто предприниматели жалуются на следующие проблемы при ис- пользовании инструментов господдержки через банки:

  • Необоснованное превышение количества запрашиваемых документов и сро- ков оформления кредитных договоров (иногда до года) в нарушение сроков соответ- ствующих госпрограмм;
  • Наличие дополнительных комиссий за обслуживание, непредусмотренных программами и, соответственно, не заявляемых банками в публично распространяе- мой информации;
  • Завышенные реальные процентные ставки от декларируемых;
  • Отказы банков в реструктуризации кредитов при возникновении у заемщиков затруднений по форс-мажорным причинам (изменения законодательства, действия госорганов и т.п.)
  • Требование залогового имущества по стоимости в 2-3 раза превышающего сумму выделяемого банком кредита.
  • Отказы в финансировании проектов на условиях субсидирования процентных ставок с предложением их кредитования на общих коммерческих условиях банка.

В газете Курсив № 6 (432) от 16 февраля текущего года опубликованы данные

42                                                                                                                                                                                                                  *Запрос, подготовленный А.Перуашевым и озвученный другим членом фракции                                                                                               43

Центра исследования «Сандж», согласно которым 59% опрошенных предпринимате- лей назвали банковские кредиты требующими неоправданно больших затрат време- ни и усилий.

31% – предпринимателей уверены, что займы доступны лишь при наличии зна- комств и связей в банках.

14% – опрошенных предпринимателей сообщили, что сотрудники отдельных банков предлагали выдать заем за вознаграждение. При этом надо иметь в виду, что подобные признания делают в основном те, кому банки отказали в выдаче кредита. То есть, в реальности частота таких предложений гораздо выше, просто заёмщики, чьи договорённости оказали реализованными, как правило, предпочитают умалчи- вать о таких фактах.

Средний размер таких вознаграждений составляет свыше 2,7 тыс. дол. США, названы суммы и в 40 тыс. дол. США. Кроме того, сотрудники банков в ходе оформ- ления кредита требуют различные подарки, откаты, оказание услуг или организацию досуга.

Только в 20% случаев отказы в кредите объясняются низкой доходностью и нерентабельностью проектов.

В остальных случаях отказы вызывают у предпринимателей сомнения в объ- ективности.

Так, в 29% случаев поводом послужило отсутствие залога, при том, что банки запрашивают залоги в 2-3 раза превышающие объемы кредита, и при этом компа- нии, проводящие оценку, нередко аффилиированы с самим банком, а следовательно

  • прямо заинтересованы в искусственном занижении стоимости залога.

А каждый пятый предприниматель (19%) вообще уверен, что главная причина неполучения им кредита состоит в отсутствии нужных связей среди руководства и сотрудников банка. Данные искренне удивили даже Главу Ассоциации финансистов Казахстана.

В упомянутом опросе также приведены данные по степени коррупцион- ности конкретных банков, однако исходя из соображений деловой этики, эту часть исследования мы не считаем возможным оглашать в Парламенте. Вы мо- жете ознакомиться с этими данными в указанной публикации.

Мировая практика показывает, что формирование экспортоорентированных обрабатывающих предприятий в условиях глобализации и жесткой международной конкуренции происходит во многом с помощью значительных стимулирующих мер государства малому и среднему предпринимательству.

Учитывая, что основная часть финансовых ресурсов, выделяемых Правитель- ством РК для поддержки бизнеса направляется через БВУ и в стране практически отсутствуют альтернативные источники фондирования, очень важно создание спра- ведливых, транспарентных и прозрачных механизмов доступа предпринимательства к выделенным государственным средствам.

В связи с вышеизложенным, просим Вас проинформировать какие меры при- нимаются Национальным банком, как регулятором деятельности банков, в части ре- шения обозначенных проблем и доведения выделенных государством средств до их прямого назначения в виде поддержки предприятий.